Сибирские огни, 1953, № 3

П. КАРАЛЬКИН 1£|шткнс очерки истории хакисои Н о в а я кни га и зве с тн о го и сследователя народов Ю ж н о й С и б и р и Л. П . П о т а п о в а « К р а т к и е о ч е р ки и с тории и э тн о гр аф и и х а к а с о в X V I I — X I X в в . » 1 я в л я е т с я п р о ­ долж ением ранее о п у б л и к о в а н ны х им м о ­ но граф ий о н ар од н о с тя х С а я н о - А л т а й ­ ско го нагорья , к к о т о ры м м ож но о т н е с ти ' «О ч е р к и п о и с тор ии Ш о р и и » , «О ч е р к и по и с тор ии ал та й ц е в » . П о с л е д н я я работа в 1 9 5 1 год у бы л а уд о с т о е н а С т а л и н с к о й премии. С о д е рж а н и е «О ч е р к о в п о и с тор и и х а ­ касов» по с ущ е с т в у о х в а ты в а е т и с т о р и ю б ол ьш ой г р у п п ы народностей бассейна реки Е н и с е й — о т кон ц а X V I д о н а ч а л а X X века. В б о л ьш о й -вводной с та ть е д аётся ха р а к те р и с ти к а с о с т о я н и я совре» менной с оци ал и сти че ско й к у л ь т у р ы и бы т а хакасов. В о ч е р к а х д а ны о с н о в ны е э та пы и с то р и и х а к а с о в с м ом е н та в к лю ­ чения их в с о с т а в Р у с с к о г о 'Государства. А в т о р впервые , на о сн о в е о гр ом н о го и с ­ то р и че ско го и этнографического - м а тери ­ ала, р а зр еш а е т слож н е йш и й вопрос п р о ­ и схож д е ни я с о вр ем е н ны х х а к а с о в и ф о р ­ м и р о вани я и х в народность . И м е н н о вопрос этническо го с о ста ва х а к а с о в о с та в а л с я д ли те л ьн ое вр ем я н а у ч н о не реш ённым . В старой , д осове тской и с тор и ч е с кой и этно гр аф и че ско й л и те р а ту р е род с твен ­ н ы е по б ы т у и я з ы к у плем ена х а ка с о в и с к ус с тв е н н о р а сч л ен я л и сь по админи ­ с тр а ти в н ом у ил и гео гр аф и че ском у п р и ­ зна к у , н а зы в а л и с ь р а зл и ч н о го -рода н а ­ у ч н о н е обо сн о в а н ны м и наим ено ваниям и , вроде « а ч и н с к и е » , « а б а к а н с к и е » , «м и ­ н у си н с к и е » , «е ни сей ские » та т а ры . Н а ­ ходи л и сь и т а к и е авторы , к о т о р ы е о тн о ­ с и л и х а к а с о в к по том кам ф и н с кой -на­ ции. П о с л е вы х о д а в с в е т к н и ж к и Н . Н . К о з ь - м ина « Х а к а с ы » , и зд ан ной И р к у т с к и м и зда тел ь с твом в 1 9 2 5 году, о с в ещ е ­ ни е и с тор и и х а к а с о в п о л у ч и л о явно н а ц и он а ли с ти че с к ое направление . П о с л е ­ дова тели К о з ь м и н а (Х о тян о в с ки й , ар хе о - ‘ П о т а п о в Л. (П. «Краткие очерки ис­ тории и этнографии хакасов XVII—XIX вв.», Абакан, 1952, 215 стр. л о г Левашев-а и др.), о к а з а вш и е с я в пл ен у вредной н а ц и о н а л и с ти ч е с к о й к о н ­ ц е пции К о зьм и н а , у тв е рж д а л и , ч т о в п р ош л ом я к о бы с ущ е с т в о в а л о м о г ущ е ­ с твен н о е Х а к а с с к о е госуд ар ство . Л е ва - ш е в а В . П . в своей кни ге « И з д а л ё к о го п р ош л о го ю ж н о й ч а с ти К р а с н о я р с к о г о к р а я » (К р а сн о яр с к , 1 9 3 9 ) , о т о ж д е с т ­ вляя, к а к и К о зьм и н , д р е в н и х к и р г и з о в с с о вр ем е н ны м и ха ка сам и , писала: « В т а к ом с о с т о ян и и киргизские - к н я ж е ­ с т в а бы л и пр и с ое д и н е ны в н а ч а л е X V I I I века к М о с к о в с к о м у госуд ар ству ... с э т о ­ го врем е ни « к и р г и з ы » в х о д и л и в с о с т а в ц а р с к о й Р о с с и и под им енем « я с а ч н ы х т а т а р » , к а к у гн е тё н н а я народ н ость . И то л ь к о В е л и к а я О к т я б р ь с к а я с о ц и а л и ­ с ти ч е с к а я р е в о л ю ц и я сд ел ал а и х п о л н о ­ п р а в н ы м и чл е н ам и н аш е й родины , вер­ н у в им настоящее историческое имя — хакасы» (п о д ч ё р к н у то мной. — П. К.). В д е й с т ви те л ьн о с ти с о вр ем е н ны е хакасы , вп л о ть до п р и о бщ е н и я и х к Р у с с к о м у г о ­ с уд а р с тв у , б ы л и д а н н и к ам и к и р ги з с к и х феодалов, и ж и з н ь и х п р о т е к а л а в и н ы х и с то р и ч е с к и х у сл о в и я х . Л . П . П о т а п о в п о д н я л в а ж н ы е в оп р о ­ сы п о э тн о г е н е зу хака-сов и д р у г и х н а ­ род но стей Ю ж н о й -Сибири. Г л у б о к о е зн а н и е и с т о ч н и к о в по и с то р и и н а р о д о в Ю ж н о й С и б и р и и о гр ом н о го и с т о р и ч е ­ ск о го и э тн о г р аф и ч е с к о го м а т е р и а л а по х а к а с ам -помогло а в т о р у р а зр еш и т ь р яд с л о ж н ы х -проблем. В главе- «И с т о р и ч е с к и е п р ед ки х а к а ­ с о в в X V I I веке» сд ел а н о опи сание к о н ­ кр е тн ой и с то р и ч е с к о й об с та н о в ки с ущ е ­ с тв о в а н и я ф е о д а л ьн о го С и б и р с к о го х а н ­ с т в а и п о л ож е н и я в нём р а з л и ч н ы х тю р ­ к о я зы ч н ы х племён-данвик-ов. О п р и ч и ­ н а х р а сп ад а С и б и р с к о г о х а н с т в а а в т о р пиш ет : « Н е б у д у ч и с п а я н ы -внутренним единством эк о н ом и че с к о й и по ли ти че ск ой ж и зни , п л ем е н а и народности ... с в я з а н ­ ны е с х а н о м К у ч у м о м п р е и м ущ е с т в е н н о д ан ни ч е с ким и о тн ош е н и ям и , не п р о я в л я ­ л и ни ж е л а н и я и ни у с и л и й подде рж а ть его, и С и б и р с к о е х а н с тв о б ы с тр о пало...» В р е з у л ь т а те э то го р а сп ад а ча с ть насе ­ л ен и я б ы в ш и х д а н н и к о в у х о д и т н -a во­ с т о к — н а реки Обь , Ч у л ы м и Е н и с е й до

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2