Сибирские огни, 1953, № 3

Н о опять -таки , с л иш к ом зап о зд ал ое у п о ­ ми нание об этих пионерах , к а к р а з в том месте, где понадобилось и с к ус с тв е н н о ввести их, ч тобы прод ем он с тр и р о в а ть педа го гические способно сти С ани , а гл а вн ое — с л иш к ом бе глы й р а сс к а з о сам ом воспи та те л ьн ом возд ей ствии С а н и н а ребят, л иш аю т э то т эпи зод не об ходи ­ мой ж и з н е н н о й убедительности . Л у ч ш и е с т р а н и ц ы повести те, что р а с с к а зы в аю т о п е р вы х ш а г а х м олодого в р а ч а М аш е н ь к и . Зд е с ь всё — и к аж д ы й её по ступок , и о к р у ж а ю щ и е д е в уш к у лю ди , и все детали, в о с п р о и зв о д ящ и е о б с та н о в к у ,— удачно- найдены , т о ч н ы и вы р а зи те л ь ны . В с я ш е с т а я гл а в а н а п и ­ с ан а в и с клю чи те л ьн о верном п си хол о ­ гиче ском клю че , п р о н и з ан а единым н а ­ строением . М ы с сам ого н а ч а л а всё во­ к р у г воспри ним аем гл а з ам и М а ш е н ь к и и оттого , что все с о б ы ти я о к р аш е н ы её и нд и вид уал ьно с тью , её л и ч ны м в о с п р и я ­ тием и волнением , т ож е вол н уем с я и с н е о тр ы в ны м ин тере сом следим з а собы ­ тиями. Кста ти , им ен н о то ч н а я п о зи ц и я авто ­ ра — в о с п р и ним а ть всё гл а з ам и М а ­ ш е н ь ки — п р о д и к то в а л а А . К у з н е ц о в о й верное решение: о п и сы в а т ь с о б ы ти я с одной то ч к и зрения . В д р у ги х местах повести , там , где пи с а те л ьни ц е в аж н ы с о б ы ти я с ам и п о себе вне людей, « то ч к и зр ени я » , с к о т о р ы х п р о и сх о д и т опи са ­ ние, бе сконечно меняю тся : мы входим в к ом н а т у вм есте с одним героем и уж е г о т о вы в с та ть на его « т о ч к у зр е н и я » в о тн ош е н и и всего, что п р о и схо д и т во ­ кру г, к а к т у т ж е п и с а те л ьни ц а п р е ры в а е т е с т е с тв е н ны й х о д по вествования , и мы вы н уж д е ны уж е н а всё о к р уж аю щ е е см о треть гл а зам и д р у го го героя . Э т о з а ч а с т ую н а р уш а е т единство н ас троения и чё тк ость о б р и с о вк и хар а к тер о в , сни ­ ж а е т х у д ож е с т в е н ны е достоин ства опи ­ сания. О б р а з М аш е н ь к и , к сож алению , тож е н е до к о н ц а вы д е рж а н в та к о й о б а я ­ те л ьн ой манере его подачи, к а к это сде­ л а н о в ш е стой главе. П о э т ом у и в этом о б р а зе не до к о н ц а д о с к а за н а о сн о вн ая идея книги. В о т по чем у пи са тел ьнице п р иш ло сь в к о н ц е р а зъ я с н я т ь э т у идею в гопом виде. В повести « С в е т - тр а в а » им ею тся и н е к о т о ры е д р у ги е недостатки — не точ ­ но с ть ф орм ул и ро во к , с тё р ты е сло ве сны е вы р аж е ни я . Н о не они оп ред е л яю т лицо книги . И х н е тр уд но у с т р а н и т ь при вни ­ м а тел ьн ом редак тировании . Т р уд н е е и зб а ви ть с я о т те х ор гани че ­ с ки х н ед ос та тк ов тв ор че ск ой манеры , с у т ь к о т ор ой м ы п о пы та л и с ь устан ови ть. О р га н и ч е с ки е недостатки , н а н аш взгляд, очен ь м еш аю т А . К у з н е ц о в о й к а к х у ­ д ож нику . Э т о тем более досадно, что А . К у з н е ц о в а обладает о с тр ы м глазом , т о н к и м вкусом , ум ен ьем запечатлеть, подчас не ул о в имы е д уш е в н ы е движ ения . О б этом свид е тел ьс тв уе т не то л ь к о гл а ­ ва, п о с в ящ ё н н а я М аш е н ь к е , но и с тр а ­ н и цы , на к о т о р ы х о п и са н а д р уж б а Ф еди и Сан-и, и сц е н а зн а ком с тва С а н и с днев ­ н и к о м с в о и х предков , и её воспом и на ­ н и я о детстве, и по ч ти все п е й з аж ны е з ари сов ки , и многие д р у ги е к у с к и в по ­ вести. И о ч е н ь хочется , ч тобы А г н и я К у з н е ­ ц о в а к аж д ую к н и г у в целом пи сал а на у р о в н е э ти х с вои х возм ож ностей , об р а ­ т и т ь бол ьш е вн им а ни я не на с о бы ти я к а к та к овы е , а н а людей!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2