Сибирские огни, 1953, № 3

ет с в ою з ад а ч у вос со зд ани я о бщ е й к а р ­ ти н ы ж и з н и в о т р ы в е о т задачи и з о б р а ­ ж е н и я человека. О н а с тр ем и т ся и с п о л ь ­ з о ва ть все н аблю д ё н ны е ею ф акты , ч т о ­ бы перед читателем в о зни к ли прим е ты времени вообще, а герои, лю ди то л ь к о с о п у т с т в у ю т с обы ти ям и ф актам , к а к бы пом о га я а в т о р у и л лю с тр и р о в а т ь то или иное, и з ж и з н и взя тое положение. Ч т о м ы у зн а ём о лю д я х в повести « С в е т - т р а в а » ? Ф е д я В л а с о в ищ е т свет -траву . О н хо ­ чет с та ть бо тани ком и д л я э то го п о с т у ­ пает- на биоло гиче ский ф акультет . Л е том в к а н и к у л ы он едет в де ре вню С ем ь Б р а т ь е в на по и ск и тр а вы . П а р а л л е л ь н о с этой линией р а з в и в а е т с я л и н и я в з а и ­ м оо тн ош ен ий Ф еди с С а н е й Сл а вн и н ой . Ф е д я и С а н я п о лю б и л и д р у г дру га . Н а ­ конец, Ф е д я н а х о д и т свет -траву . Т а к о в « п у т ь » гла вно го гер о я повести. Г е р о й наделён многими по л ож и те л ь ­ ны м и каче с твам и -— че стный , м уж е с т ­ венный , нас тойчивы й , умны й . Н о в о т мы з а к ры в а ем кни гу : а к а к о тр а зи л и с ь на Ф еде В л а с о в е все п р о и с ­ шедш ие за год с о б ы т и я ? Ч е м о б о га ти л ­ ся г е р о й ? Ч т о и зм енилось в его х а р а к ­ те р е ? Ч е м у его н а у ч и л а ж и з н ь ? И мы вы н уж д е ны ответить, что ф а к ти ч е ски он а е го н и ч ем у не н а у чи л а , н и к а к не обо гатила , не о тр а з и л а с ь н а е го в о с п р и я ­ тии о к р уж аю щ е го . О б р а з Ф еди о с тал ся без вн утренн е го движ ения . Ч е л о в е к мн о ­ г о д ви гал ся н а с тр а н и ц а х повести , дей ­ ствовал внешне , но н и в чём н е п р о ­ яви ло сь движ ение е го д уш и . Т о л ь к о в сам ом начале , н а с тр а н и ц е че ты рнадца той , убеди тел ьно п о к а за н о рождение Ф еди ной мечты . П о сле р а з ­ го вор а с о с та р и к ом С а в е л и ем П р я х и н ы м ю н о ш а гл у б о к о поверил, ч то в б о га ты х си б и р ск и х л е с а х п р о и зр а с т аю т ещ ё м но ­ гие неведомы е тр а вы , и в п е р вы е «по- в зр о слом у вгл яд е лся в своё б у д ущ е е и п о н ял свои с трем ления» . Х у д ож е с т в е н н а я з а в е рш ё н н о с т ь э то го э пи зод а оп редел яется к а к р а з тем, что собы ти е в з я т о н е с ам о п о себе, а в о и м я п о к а за вн утренн е го м и ра героя . Ч и т а ­ те л ь мог надеяться, ч т о и в д ал ьн ейш ем А . К у з н е ц о в а и с п о л ь зу е т своё зн ание ж и з н и н а то, ч т о бы по ка за ть , к а к в борьбе за д ос тиж е ние по ставл енн ой це ­ ли рос и при о бре тал н о вы е к а ч е с тв а её герой. Н о в этом см ы сл е Ф е д я В л а с о в не заи н те ре совал пи са те л ьниц у . П о э том у , вероятно, о н а т а к по в е р х н о с тн о р а сс ка ­ з а л а О' е го ж и з н и в течение цело го года, п е р в о го года п р е бы в а н и я в инс ти туте , б уд уч и у вл еч ен а не с тано влени ем х а р а к ­ те р а героя, а и зобр аж ен и ем в н еш н и х ф а к тов биографии. А что д аю т э ти ф а к ты д л я р а зв и ти я вед ущ ей л и н и и п о в е с ти ? Р а з в е вн о си т д р уж б а Ф е д и -п е р в о к у р сн и к а с че тверо ­ к у р с н и к ом А л ё ш е й Л е бед е вы м что -ни ­ буд ь такое, без чего н е м о гл а б ы д ал ь ­ ш е д ви га ть с я п о в е с т ь ? Н ет , не вносит. О н а , к а к и р яд д р у ги х эпизодов, н уж н а пи с а те л ьни ц е л и ш ь дл я того, ч тобы н а ­ р и с о в а ть ф он ж и з н и вообще, показать, к а к м н о го с тор он н и и н те р е сы наш ей мо­ лодёжи. С л о в нет, э та зам е ч а те л ь н а я задача вд о х н о вл я е т к аж д о го писателя , и мы не пр о ти в с тр ем л ен и я А . К у з н е ц о в о й н аи ­ более полн о р а с к р ы т ь о б р а з н аш е й мо­ лодёжи, м ы л и ш ь отм ечаем ущ е р б н о с т ь то го тв о р че ск о го приём а, к о т о ры м А . К у з н е ц о в а пы т а е т с я р е ш и т ь э т у за­ дачу. П и с а т е л ь н и ц а к а к бы з а б ы в а е т о не­ об ходим ос ти « и з в л е к а т ь и з ф а к та е го см ы с л » , т о е с т ь п о д ч и н я ть с обы ти е ло­ ги к е в н у т р е н н е г о р а з в и т и я человече ско ­ го ха р а к те р а . Б е з э то го герой -человек п р е в р ащ а е т с я в и л л ю с т р а т и в н ы й мате ­ риал и пе ре стаё т в ы з ы в а т ь и н тере с ч и т а ­ теля. Ф е д я В л а с о в делает всё — и си д и т д оп о здн а в библио тек е (п о к а зы в а е т с я т я ­ га н аш е й молодёж и к знаниям ), и рабо ­ тае т а ги та тор ом (это е го о бщ е с т в е н н а я работа), и ведёт у м н ы е беседы, п р о я в ­ л я я ш и р о т у к р у го зо р а , и вы с ту п а е т н а бо тани че ск ом к р у ж к е с докладом , — но все е го дела, все е го п о с т у п к и н е им ею т н и к а к и х п р и з н а к о в е го человече ской и нд и в и д уа л ь н о с ти и не в л и яю т н а его л и ч н у ю суд ьб у , т а к к а к не про не се ны через е го сердце. Э т о н е и зб еж н о пр и в од и т А . К у з н е ц о в у к бе сс тр а с тн о ­ х о л о д н ом у и з л ож е н ию ф актов , л иш а е т о п и са н и е с о бы ти й г л у б и н ы и в з в о л н о ­ ванности . В о т почем у , к о гд а пи с а те л ьни ц а пы т а е т с я у в е р и т ь чи та те ля , ч то Федя, в е р н у вш и с ь дом ой по сле беседы с п а р т ­ ор гом Н и к о л а е в о й и с А л ёш е й , в о з б уж ­ дённо восклицае т: « З н а е ш ь , мама, ка ко й бы л с е год н я вечер! О с о б е н ны й !» — не­ во зм ож н о по в е р и т ь ей, п о том у ч то из ­ б р а н ны й ею ж е пр и ём п ом еш ал п о к а ­ зать, к а к э т а беседа д е й стви те л ьн о з а ­ т р о н у л а ге р о я з а живое. С л о в а в этой беседе с т о я т все п р а в и л ьны е , н о х о л о д ­ ные, н е в о л н ую щ и е . Б е с с тр а с тн ое , п о в е р х н о с тн о е оп и са ­ тельство , з ам е н яю щ е е г л у б о к о е п р о н и к ­ нов ение в д у ш е в н ы й мир героев, к а к р а з и о б у сл а в л и в ае т т у с л у ч а й н о с т ь в вы бор е о т д е л ь ны х сл о в и обстоятельств , к о т о р а я с в о й с тв е н н а п и с а те л ь ско й мане ­ ре А . К у зн е ц о в о й . В сам ом деле, ж и з н ь мн о гообра зна , и если п р и н я т ь за о с н о в у её о т р аж е н и я не и н д и в и д у а л ь н ую к о н кр е тн о с ть л и ч н о ­ сти, а н е к о т о р ы й ком пле к с о б щ и х п р и з ­ наков , т о по каж е т ся , ч т о н е т а к уж в аж н о и с к а т ь что -то единственное , оп р е ­ д е л яющ ее д а н н у ю и нд и вид уал ьнос ть , а в о зм ож н о пр о с т о в з я т ь лю б ую , под ска ­ з а н н у ю ж и з н ь ю деталь, т о ж е по -своему х а р а к т е р и з у ю щ у ю или время , и л и эпоху , ил и п о кол ен и е людей. К о гд а в н а ч а л е повести герои р а сс к а ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2