Сибирские огни, 1953, № 3
Ч т о п р и в л екае т м а л е н ь ки х чи та телей в «Л е с н о й м а с т е р с к о й » ? Ч е м о бъ я с ня е т ся ве сьм а бол ьш ое кол и ч е с тво о т зы в о в , п о л у ч е н н ы х н а неё и зд а те л ь с т в ом ? Н а м каж е тся , ч то секре т у с п е х а этой к н и ж к и з ак лю ч ае тся , преж де всего, в д и н ам и че ском сюжете. « Г е р о и » с к а зк и М . М и х е е в а — зайчата , о т к ры вш и© в лен с у «н а все р у к и м а с те р с к ую » , в которой : Всё починим, запаяем , Подстрогаем, подравняем . Подколотим, подобьём. Заклепаем и зальём!.. З а й ч а т а п о м о г аю т л е с ны м оби та телям о тр ем о н ти р о в а ть их вещ и . В с е звери у ч а с т в у ю т в э том труде , а затем они реш или : Всей тайге на удивленье: Отправляют в обученье К серым зайчикам ребят: И лисят, и барсучат, И волчат, и медвежат; Даже мышь своих мышат. Хоть и боязно, а всё же Отправляет к зайцам тоже. В с е м н а х о д и т с я р або та в лесной м а с тер ско й : Мех качаю т медвежата. У горна стоят лисята. Два крота и пять мышат Чинят ванну и ушат, У точила ёжики — Точат — правят ножики. Барсучата чинят чТо-то, Хорошо идёт работа. В с ё ко н ч а е т ся д р у ж н о й песенкой о том , ч т о всем у н ад о н а у чи т ьс я , ч тобы с т а т ь «н а все р у к и мастерами» . П р о с ты е рифмы , бы с тр а я смена с о бы ти й — всё это н р а в и т с я ребёнку . С к а з к у М и х е е в а б о л ьш и н с т в о р е б я т з а у ч и в а е т наи зус ть , у с в а и в а я и м о р а л ь о поль зе к о л л е к ти в н о го тр уда , о необходим ос ти у чи ть с я . Т е к с т а в т о р а х о р о ш о д о п о л н я ю т о р и ги н ал ьны е , вы р а з и те л ь н ы е р и с у н ки х у д ож н и к а А . К н я зев а . В о о б щ е в д е т с к и х к н и ж к а х и особенно в к н и га х дл я детей м л а дш е го в о зр а с т а и л лю с тр а ц и и им ею т огром ное значение . К сож алению , в ряде кни г, о к о т о р ы х идёт речь, х у д о ж е стве н н ое оф орм ление являе т ся , в л у ч ш ем случае , по сред ственным . Э т о особо о тн о си тс я к с б о р н и к у Е . С т ю а р т « П о д р а с т аю т ге р ои » (х уд ож н и к и В . Т и т к о в и Н . См ирнов ). Я з ы к д е тс ки х к н и г чи с т и ясен, с ти хи о б я з а н ы в о л н о в а ть м а л е н ь ки х читателей. О д н а к о в р е ц е н зи р у ем ы х к н и га х есть д осад ны е с ры вы , на к о т о р ы е н е л ь з я не у к а з а т ь авторам , ибо тре бо в ан и я к я з ы к у прои зведений д л я детей д о лж н ы б ы т ь даж е выш е , чем к я з ы к у лю б ой к н и ги дл я взр о сло го читателя . Э т о сам о собой понятно , ибо я з ы к худ ож е с тве н н о го про и звед е ния — м о г у чее о р уди е во зд ей ствия на п с и х и к у ре бёнка, на р а зв и ти е его речи, на способ но с ть его п р а в и л ь н о вы р а ж а т ь свои м ы сл и и чувства . Б б л ы н у ю ч а с ть у п р ё к о в в о тн ош е н и и я з ы к а след уе т адресова ть М . Ю д а л е ви - чу, в к н и ж к е ко т о р о го нередки н е точно с ти вы р аж е ни я , небр еж н о с ти я зы к а . Т ак , р а с с к а зы в а я о ком бинате , автор н и к а к не н а зы в а е т его. Ч т о ж е это за к ом б и н а т ? Всем ребятам там на платье Ткут ткачихи матерьял . (?!) Е д в а ли э ти с тр о к и м ож но н а з в а т ь стихами . А в т о р скл он е н к та к им сло вам и в ы р аж ениям , как: «суд орем за во д » , « р а з л и ч ны е суд а» , «к о н тр о л ё р о в л у ч ш е в с я к и х воды бы с тры е реки» , м и ч у р и н с к и й сад им ен у е т « в о лш е б ны м » , в кол х о зн ом п р у д у б о л ьш ущ и й зе р к а л ь ны й к а р п п о п ал ся де тям « в невода» (?) и т. д. О м н о ги х я в л е н и я х ж и з н и р а с с к а зы вае тся с е р о и с к уч н о , у п р ощ ё н н ы м и п р и м и ти в ны м б у д н и ч н ы м говорком . К н и ж к а И. М у х а ч ё в а вы годно о тли ч ае тс я и д о с тои н с твам и с ти х а и я с н о с тью вы р а з и те л ь н о го я зы к а . В с ё ж е и у не го им ею т с я о тд ел ьны е неточности . Так, сон м а л ь ч и к а Т и м ы п о к а за н не после р а с с к а з а ры б а к а о бобрах, а раньш е , к о г да он об и х ж и з н и ещё не р а с с к а зы в а л , о б ещ а я по веда ть об этом на д р у го й день. Я в л е н и я сна, та ким образом , не м о ти ви р о в а ны и к ом п о зи ц и о н н о не о п р а в даны . П о в е с т в у я о бобрах, по эт то и дело у п о тр е б л яе т сло ва « б об р » и «бобёр» ; к а к сло ва я к о б ы идентичны е . Н а сам ом деле первое и з н и х об о зн ач ае т живо тное , а в тор ое — е го мех (при у по тр еб л е нии в е динственном числе) ил и в о р о тн и к и з э то го м е ха (п р и уп о тр е б л е ни и то л ь к о во м н ож е стве нном числе). Б о л ьш и н с т в о д е тс ки х с ти хо твор е ний Е . С т ю а р т даёт прим е р вы с о к о й тре бо в а те л ьн о с ти по э те с сы к форме, береж н о го о т н ош е н и я к слову. В целом ж е все э ти к н иж к и — х о р о ш и й по д ар о к детям . В н и х и с к у с н о и п о э ти ч н о р а сс к а з а н о о бол ьш ом в м а лом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2