Сибирские огни, 1953, № 3

Э т о м у н е л ь з я н е поверить : т а к оно- и бы вает. У ви д е н н о е своим и гла з ам и з а ­ пом и н ае тс я л учш е . И всё же, н а с к ол ь к о живее с тал а бы э та кар та, если бы п и ­ сател ь по гл убж е , правдивее , яр ч е п о к а ­ зал с о в е тс к ую ж и знь . И ещё одно замечание : дети в с ти ­ х а х — п р о с ты е созерцатели . О н и н а б лю ­ д аю т и сл уш аю т . Н а п р а с н о а в тор не н а ­ ходи т им дела, н а п р асн о не р а с к ры в а е т ю н о м у чи та те лю и х ч у в с тв и мыслей . Н а ­ ско л ь к о бы яр ч е и богаче пред с тал пе ­ ред ним и весь м и р сове тской ж и зни ! О н бы сильнее з а с та в л я л д ум а ть и ч у в с тв о ­ вать, 'звал бы к действию . *** В о тли чие о т пе р с он аж ей и з кн и ги М . Ю д а ле ви ч а , к о т о ры е вы в е д е ны т о л ь ­ ко к а к бе зд е й с тв ующ и е наблю д атели , ре б я та и з с бор ни ка с ти хо в «З д р а в с тв у й , ла герь !» И. М о л ч а н о в а -С и б и р с к о г о дей ­ с тв ую т . О ж и з н и в пи о не р ском лагере, о по ход а х и н о ч ё в к а х у ко с тр о в р а с с к а ­ зы в а е т с я в этой книжке . В о т пи о н е ры в походе п р иш л и к речке: Видят: водная преграда. Значит, здесь построить надо Небольшой, но прочный мост... и д ал ьш е в с ти хо твор е ни и « П и о н е р с к и й мо ст» расска зы вае т ся , к а к ре б я та с тр о ­ я т э то т мост: пр и н е с ены п и л ы и то поры , ки п и т пи о не р ский труд. Е с л и в по ход е пред с тои т н о ч ёв ка в лес у — это не стр аш но . Запасает ветки Детвора, Собирает сучья Для костра. Стали строить шалаши. Затрещал костёр в тиши. Не отстал и повар Саша: Чай готов, готова каша! ( «П р и ва л » ) , Р е б я т а в походе у ч а т с я бы ть ра зв ед ­ чиками . О н и р а зы с к и в а ю т свое го то ва ­ р и щ а ПО' знакам , к о т о р ы е т о т оставляе т . Вот надломленная ветка. Вот сухой травы пучок, Вот на дереве отметка. Вот из камешков значок. «Стой!» «Иди!» «Сверни направо!» «В десяти шагах пакет!» '«Приготовьтесь: переправа!» «Берегитесь! Броду нет!» Х у д о ж н и к И . М и лю к о в , д о п о л н я я пи ­ сателя , зн а к ом и т р ебят с п у те вы м и з н а ­ ками, к о т о р ы е у п о т р е б л яю т с я в по ход а х ю н ы м и ра зведчи ками . А в т о р р а с с к а зы в а е т о том, к а к п и о ­ н е р ы д о бы в аю т ке д р о вы е ш иш ки , у ч а т ­ ся р а с п о з н а в а т ь ч е тв ер он о ги х обитате ­ лей тай ги по и х следам, д е л аю т м але н ь ­ кие о ткры ти я . Н у и, конечно , м е ч таю т о том, ч то они б у д у т делать, ко гда вы р а ­ с т у т бол ьш им и . Я пошёл бы капитаном На двухтрубный пароход. Я б на север сквозь туманы Свой направил самолёт. Я бы стал учить детей. Я бы стал лечить людей. Р е б я т а м е ч т аю т с та ть ш а х т ёр ам и и лётчикам и , ш оф ё р ам и и поэтами , с тр ои ­ те л ям и и геологами , у ч е н ы м и и садово ­ дами. Подрастайте! Вас, ребята. Ждёт с любовью Родина, — тепло з а к а н ч и в а е т по эт своё с ти х о тв о р е ­ ние « Е с л и б к аж д ы й в д р у г подрос» . Н е т предела м е ч там о б у д ущ е м с о в е т с ки х ре ­ бят. И они х о р о ш о зн аю т , ч т о э ти м е ч ты об я за те л ьн о с т а н у т бы л ью . Б о л ьш и н с т в о с ти х о тв о р е н и й И . М о л ­ ча н о в а -С и б и р ск о го , п о м ещ ё н н ы х в с б о р ­ н и к а х « З д р а в с т в у й , л а ге р ь !» и « В ш к о л е и дом а» , п р и в л е к аю т тем, ч т о в н и х им ее тся сюж ет , с о в е р ш аю т с я опреде ­ л ё н ны е действия , пр и ч ём д е й с т в ую щ им и л и ц ам и я в л я ю т с я сам и ребята. К с ож а л е ­ нию , в ряде с ти хо твор е ни й , и о собе нно в стйхах , п о м ещ ё н н ы х в к н и ж к е « Б е л ­ ки н дом » , сю ж е т о т су тс тв уе т , н и к а к и х с о бы ти й не сове рш ае тся . А в т о р просто* предла гае т р е б я там п о см о тр е ть на бе­ лочк у , ко торая : то грибы найти спешит. то орехи шелушит... Пусть зима идёт с пургой — Есть зап асы в кладовой! («Б е лк и н дом»), и ли п о й ти в лес и по д и ви ть с я , как: ...подал голосок красногрудый чечеток. Вот синица н а суку. Льётся из лесу: ку-ку. Ястреб вьётся возле скал. Кто кричит: — Куда попал? Это подал голосок Житель л еса — голубок. («Посм о три , послуш ай»). Т а к и е с ти х и в р я д ли в ы з о в у т у ребён ­ к а что-либо, кр ом е ск уки . Д аж е с ам ы й м а л е н ь ки й ч и т а те л ь х о ч е т н а й ти в к н и ­ ге оп ред е л ённы е собы ти я , пре пя тс тви я , к о т о ры е пре од ол е ваю тся , динамический * сюж ет , а к ти в н о д е й с т в ую щ и х пе р с он а ­ жей. *** М н о г о с о в е рш а е т с я с о б ы т и й в к н и ж ­ ке М и х а и л а М и х е е в а «Л е с н а я м а с те р ­ с к а я » . Э г о пе р вое про и звед е ни е м о л о ­ дого а в т о р а бы с тр о зав оев ало п о п у л я р ­ но с ть у де творы . В ы п ущ е н н о е семидеся ­ ти п я т и ты с я ч н ы м тираж ом , это издание- р а з о ш л о с ь в течение н е с к о л ь к и х недель. В то р о й , с т о ты с я ч н ы й т и р аж та кж е р а зо ­ ш ё л с я очен ь бы стро .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2