Сибирские огни, 1953, № 3

н о с ти и п р и в ы ч к и у детей — пе р с он аж ей э т и х произведений . В с ти х о тв о р е ни и « Е с т ь ли вр ем я дл я з а д а ч е к ? » И . М о л ч а н о в -С и б и р с к и й в ы ­ см еи вае т д е во чк у -лен тяй к у , к о т о р а я о т ­ к л а д ы в а е т при го то вл е ни е у р о к о в «н а п о ­ т о м » . В ре зул ьта те : Рано утром друг за дружкой В классы школьницы спешат, Забежали за подружкой. Разбудили, тормошат. А лентяйка недовольна — (Не готовилась к контрольной... «Впрочем, если не решу. У подруг своих спишу...» Н о с п и с а ть н е удалось , и в те тр ад и м а л е н ь к о й л е н т я й к и п о я ви л а с ь з а с л у ­ ж е н н а я двойка . Б о р ь б е з а преодоление н е д о с та тк о в в х а р а к т е р е п о с в ящ е н ы с ти хи « Л о д ы р ь » , « И с п ы т а н и е » и « П и о н е р ы пом о гл и » . Н о и у М о л ч а н о в а -С и б и р е к о го м ало подоб ­ н ы х произведений . *** П о з н а в а те л ьн о е зн аче ни е де тской к н и ж к и н е обы ч ай н о велико. К н и г а р а с ­ к ры в а е т р е б ё н к у б о л ьш о й м и р со ве тской ж и зни , пом о гает л у ч ш е п о н я т ь э то т мир, в о с п и ты в а я у ребён ка лю б о зн а те л ьн о с ть , с тр а с т ь к знаниям , к тр уд у . К н и ж к а И л ь и М у х а ч ё в а « Х а т к а над водой» — одна и з многих , в к о т о р о й э та з ад а ч а н а х о ди т свое обр а зн ое р а зр еш е ­ ние. П о э т р а с с к а зы в а е т о детях, ч то п р и ­ е хали на о т д ы х в г о р ы А л т а я . А в т о р п р и ­ вл е к а е т вним ание ю н о го ч и т а те л я к м а л о и з в е с тн ом у у г о л к у при ро ды , где когд а -то в и зоби л ии вод и л и с ь б о б ры и где и х х ищ н и ч е с к и у н и ч т ож а л и к у п ц ы - з а г о ­ то ви те л и ещ ё д о со ве тской власти. Т е ­ перь, в у с л о в и я х сове тско го строя , снова в э ти х м е с та х р а з в о д я т бобров. Р а с с к а ­ зан о обо всём э том про сто и интересно . И . М у х а ч ё в ум е е т ве сьм а к р а т к о и вм есте с тем по д ли н но по э ти чн о обри со ­ ва ть п е й з аж те х мест, где р а з в ё р ты в а е т ­ с я действие. Хорошо малыТлам В ласковом июне Побродить по лесам Близ реки Катуни. Золотая пора. Всюду тихо, сухо. В отдаленье — гора, Звать её Белуха. Тучка там проплыла Прямо над лесами — Кудревата, бела, С длинными усами. Д е т и в с тр е ч аю т деда -ры бака , к о т о р ы й р а с с к а зы в а е т им о многом , но б ол ьш е всего о бобрах. М и р ж и з н и э ти х о р и ги ­ н а л ь н ы х ж и в о т н ы х в о л н у е т детское в о ­ ображ ение . С а м о м у лю б о з н а т е л ь н ом у из м а л ы ш е й — • м а л ь ч и к у Т им е н и к а к не спится. Е м у всё каж е тся : не м ож е т бы ть , ч т о бы к у п ц ы перебили всех бобров, — Может есть и невредимый — (Поглядеть бы на такого?.. Засыпая , м альчик Тима Шум ветвей услыш ал снова... Д ей с тв и е р а з в ё р ты в а е т с я затем ка к с он ребёнка , и з к о т о р о го дети у з н а ю т о ч е н ь м н о го с вед е ний о ж и з н и боб­ ров , и с к л ю ч и т е л ь н о тр у д о л ю б и в ы х ж и ­ в о тны х . А у т р о м де ти ви д я т ж и в ы х боб­ р о в в клетке , д о с т а в л е н н ы х сю д а сам о ­ лётом , и у ч ё н ы й -з в е р о в о д р а с с к а зы в а е т им, к а к на А л т а е р а з в о д я т те пе р ь бобров. Н а п р и т о к а х р е ки д л я н и х по с тр ое ны у д о б ны е х а т ки , в к о т о р ы х и з аж и в у т п р и в е зё н ны е звер ьки . Т а к о в о н е сл ож н ое с од ерж ан и е не бол ь ­ ш о й к н и ж к и И . М у х а ч ё в а . Н е т н уж д ы д о к а зы в а т ь ц е н н о с т ь п о д о б н ы х книж ек : э то с ам о с об ой очевидно . Т ем не менее не об ход им о одно зам ечание . В к н иж к е п о к а з а н д е тс кий колле к ти в . Ч е м он з а н и ­ м а е т с я ? Ч т о он д е л а е т ? Д е т и н а отдыхе, и они то л ь к о с л у ш а ю т и н а б лю д аю т . Г л а в н ы м « д е й с т в у ю щ и м » л и ц ом я в ­ л я е т с я м а л ь ч и к Тима . Н о и он тож е то л ь ­ к о н аблю д а те л ь . П р а в д а , в к о н ц е у не го в о зн и к ае т « в сердце д ум а » : — Подрасту — и звероводом Обязательно я стану. Н о э то р еш е н и е п р и х о д и т к р е б ё н к у по п р и н ц и п у : -послушал, увидел , реш ил . Т а к тож е бы вае т . О д н а к о к у д а более у б е д и т е л ь ны м б ы л о бы т а к о е реш ение, если бы р е бён о к действовал , в к л а ды в а л в дело с в о й м а л е н ь к и й тр уд , б о р о л с я и, побеждая , видел бы с в ои м ы с л и и ч у в ­ ства , к а к р е з у л ь т а т и с к а н и я , упор с тва , тр уд а , борьбы . В э том у б еж д а е ш ь с я ещ ё сильнее , к о г ­ да з н а к о м и ш ь с я с д е тс кой к н и ж к о й « П о А л т а ю » , а в т о р ом к о т о р о й я в л я е т с я по эт М а р к Ю д а л е в и ч . Е ё з ад а ч а — в о зм ож ­ н о ш и р е п о к а з а т ь р е б ё н к у н а ш мир. А в т о р п ы т а е т с я п о к а з а т ь д е тям б о га т ­ с тва р од н о го кр а я , всё л учш ее , ч то есть в нём . К а к ж е он р еш а е т э т у з а д а ч у ? Пионер-отличник Боря Предложенье внёс н а сборе. Он сказал : — Начнём весной Изучать свой к р ай родной. — Боря прав , — сказал вожатый, — Надо зн ать свой край богатый, Каждый, — это мой совет. — Будь немножко краевед . И в о т д е ти с о б р а л и с ь в п о х о д «с лей­ к о й — ф о то ап п а р а том , с то л с то й к н и ж ­ к о й з ап и сн о й » . Шли тропинкою лесной. По могучим горным кручам Подымались прямо it тучам. В узкой лодке налегке Быстро плы ли по реке. 'Под высоким синим небом Шли в степи , богатой хлебом. В городах больших бывали. В институтах , н а заводах. Вот что ш кольники видали (?) В краеведческих походах...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2