Сибирские огни, 1953, № 3

— Кто подскажет, тот и друг?.. Засмеялись все вокруг. Н о всем х о тел о с ь го в ор и т ь о друж бе , и см о л к н у л смех. — Дружба —если подвиг смелый Совершил один для всех... — Дружба — путь к единой цели Вместе с другом проложить... Маркс и Энгельс так умели И работать и дружить! — Через бури, через годы Дружбу два вождя несли: Ленин — лучший друг народов, Сталин — солнце всей земли!.. В д у м ы в а я с ь в э ти детские реплики , не вол ьно ч у в с тв у еш ь , к а к в р а з го в о р у к о с тр а п р о н и к а е т бол ьш о е волнение , з а ­ тр а ги в аю щ е е и ю н о го читателя , ибо он, к а к и те, ч то сид я т у костра , т а кж е « х о ­ чет с та ть героем и в с т у п и т ь с при ро д ой в спор; сдел а ть ч то -ни б уд ь такое, что л и ш ь см ело го ме ч тою ос та вал о сь до си х пор !» Н о во т догорел, гасне т костёр. « К р е п ­ ко с п я т в ти ш и п а л а то к у том л ё н н ы е р е ­ бята» . А врем я беж и т н а в с тр е ч у и х м е ч ­ там, ибо ж и з н ь не м еш ае т этом у: он а им всегда л у ч ш и й п о м ощ н и к . И не бол ьш ое это с ти хо твор е ни е з а к а н ч и в а е т с я в з в о л н о ­ в а н н ы м и и п о э ти че ским и строкам и : Разгорелись в тёмном небе Звёзд далёкие костры, Месяц, сев на самый гребень, Тихо катится с горы. Засыпает даже в!етер — Не колышутся кусты, — 1И Опешат к счастливым детям Их заветны е мечты. У м е н и е вид е ть бол ьш о е в малом , ум е ­ ние вы р а з и те л ь н о р а с с к а з а ть об этом ю н о м у ч и т а те лю — одно из д ос тоин ств д е тс ки х к н и ж е к Е . С тю а р т . Э т о ум ение ч у в с т в у е т с я и тогда, ко гда ре чь идёт о де тском коллективе , в к о т ор ом п и с а ­ т е л ь н и ц а не вы д е л я е т ни к о го и з свои х героев и п о в е с тв уе т о л учш ем , что х а ­ р а к т е р и з у е т и х к о л л е к ти в в целом, и то г ­ да, к о гд а ре чь за х о д и т об о тд е л ь ны х м а ­ л е н ь к и х героях , к о т о р ы м о н а п о с в ящ а е т свои стихи. Т о гд а ю н ы й чи т а те л ь .видит и ум е л ь ц а С е р ёж у , б у д ущ е г о « п о к о р и т е л я б у р и » , и «п о в е л и те л я гр о з» , и м а л е н ь к ую Т аню , ко тор ая , по б ор о в с вой с тр а х перед г р о ­ зою , заб о ти л а сь о ш к о л ь н ы х цветах , и м а л е н ь к о го к о л х о зн о го водовоза, став­ ш е го с тр ои тел ем -уд ар ни к ом нов о го села, и «п р оф е с с ор а » и з ш е с т о го « В » , ч то «в по ходе в ы р у ч а е т о ч ен ь ча с то всех ре ­ б ят» , и м н о ги х др у ги х , о к о т о р ы х своем у ч и т а те лю р а с с к а зы в а е т пи са тел ьница . О б о всём э том он п р о ч и та е т с и н тере ­ сом. И мн о гое и з п р о ч и та н н о г о найдё т в его д уш е ж и в о й отклик . Н е б о л ьш и е к н иж е ч к и Е . С т ю а р т « П р о н а ш у Н а т а ш у » и « Л е т о м » ад ре сованы ещ ё более ю н о м у читателю . И х с и н тер е ­ сом п р о ч т у т ре б я та не то л ь к о п е р вы х д в у х кл а с со в ш к о лы , н о и п р о с л уш а ю т дети д ош к о л ь н о го возраста . В стихах,, п о м ещ ё н н ы х в э ти х кни гах , а в т о р стре ­ м и тс я в д о с т у п н о й ф орме у вл е к а т е л ь ­ но р а с с к а з а ть о ж и з н и р е б я тиш е к в де тском сад у ( « П р о н а ш у Н а т аш у » ) , об и н т е р е сн ы х я в л е н и я х п р и р о д ы (стихи « М ы ходи ли в д ал ьн ий лес», « П р о б н ы й вы л е т» , «Н е у г о м о н н а я п ти ц а » , « Н е у д а ­ ч а » и д р у ги е с ти хи в сборнике « Л е том » ) .. И з э ти х с ти хо в ре б я та у зн аю т , к а к л и ­ чи н к а п р е в р ащ а е т с я в с тре ко зу , по чем у у кл е сто в п т е н ц ы п о я в л яю т с я зимой, и о ряде д р у ги х н аблю д ений над природой . О ч е н ь ож и в л я е т многие с ти хо тв о р е ни я и спо соб с тв уе т и х л у ч ш е м у восприятию - м я гк и й юм ор , к к о т о р ом у часто прибе ­ гае т Е л и з а в е т а С тю а р т . В о т об р а зе ц та ­ ко го ш у т л и в о г о расска за : У речки утром ясным Уселись рыбаки И полчаса напрасно Глядят н а поплавки. А пёстрая сорока Лукаво смотрит сбоку И скачет и стрекочет — Чего сорока хочет? — Пора сменить приманку, — Решили рыбаки, Но видят, что из банки Исчезли червяки! А пёстрая сорока Лукаво смотрит сбоку И радостно стрекочет. Что больше есть не хочет! («Ры баки » из сборника «Ле том » ) , О м н о ги х х о р о ш и х ч е р та х х а р а к т е р а р е б я тиш е к с о общ а е т в с вои х к н и га х Е . С тю а р т . И з о б р а ж а т ь в де тях л у ч ­ ш ее •— один и з способов в о с пи та н и я п р и ­ мером , п о д р аж а т ь к о т о р ом у п р и зы в а е т с я ю н ы й читатель . Один , но не единствен ­ ны й . У детей в с тр е ч аю т с я д у р ны е н а ­ клон нос ти , р а з в и в аю т с я с к в е р ны е п р и ­ вы чки , и х д у ш и нередко з а р аж аю т с я пе ­ р еж и тк ам и старой , о тж и в аю щ е й п с и х о ­ ло гии и морали , п р о я в л е н и я к о т о р ы х они н а б лю д аю т у в з р о с л ы х и н е вол ьно перенимаю т . Б о р ь б а с э тим — в аж н а я з а ­ д ача де тского писателя , и э та бор ьба д о лж н а ве сти сь та кж е и ор уж и ем сати ­ р ы — осмеянием , обличением всего не ­ годного. Т а ки е пр о и зве д е ни я п р и н о с я т н ем а л ую п о л ь з у в ф орм и ро в а ни и с о зн а ­ н и я ребёнка. К сож алению , в сб о р н и к а х Е . С тю а р т за м а л ы м и с клю че ни ем (« С е р ёж а Б о р о ­ ди н» и з к н и ги « П р о н а ш у Н а т а ш у » ) нет, с ти хо в об этом, к а к н е т и х в к н и ж к а х И . М у х а ч ё е а и М . Ю д а л е ви ч а . Ч т о это — с л у ч а й н о с т ь ? И л и свое обр а зн ое о тр аж е ­ ние теории «б е с к о нф л и к тн о с ти » в п р о и з ­ вед ени ях д е тской л и т е р а т у р ы ? В лю бом сл у ч а е — это с ущ е с т в е н н ы й недостаток . * В этом о тн ош е н и и вы год но о тли чает ­ ся с б о р н и к с ти хо в « В ш к о л е и д ом а» И . М о л ч а н о в а -С и б и р с к о го у в к о т ор ом е сть н е ск ол ь ко произведений , вы см еи ­ в а ю щ и х и о с уж д а ю щ и х д у р н ы е н а к л о н -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2