Сибирские огни, 1953, № 3

Х о т я тем а тика вы п у с к а ем ы х кн и г и мн о гообра зна , она всё ж е не о х в а ты в а е т м н о ги х с торон н аш е й жи зни . А ведь кн и ­ г а д л я детей д олж н а вводить м ален ько го ч и т а т е л я в мир сове тской ж и зни , к о т о ­ р а я всегда есть и б уд ет сам ой п р е кр а с ­ н о й ш к о л о й воспи тания . Э т о — одно из в аж н е йш и х требований , без ко тор о го не ­ мы сл им а де тская книга. И чем яснее по ­ н и м а е т и осо знаёт это д е тский писатель, тем значи тел ьнее и интереснее д л я детей н а п и с а н н а я им книга, тем сильнее её во зд ей ствие н а ю н о го читателя , тем гл убж е она з а х в а ты в а е т и у вл е к а е т его. П р а вд и в о и по эти чно вы р а з и л а э т у м ы с л ь Е . С т ю а р т в с ти хо твор е ни и « П о д ­ р а с т а ю т герои» , к о т о р ы м о т к р ы в а е т с я её ■одноимённая книж ка . П р авд а , пи с а те л ьни ц а берёт л иш ь ч а с т н у ю тем у — увлечени е детей р ом а н ­ ти к о й ж и зни , п р и к лю ч е н и ям и героев, ч то всегда в олн овало детское воо б р аж е ­ ние. Н о и в э том у вл е ч е ни и Е . С т ю а р т р а згл яд е л а п р а в д у ж изни , то новое в со ­ ветской действительности , ч то н аиболее с и л ь н о з а тр а ги в ае т д у ш у ребёнка и вос ­ пи ты в а е т его, к а к и с к у с н ы й педаго г-во ­ спитатель . Простое , н е зам ы сл о в а тое с ти хо тв ор е ­ н и е н а ч и н а е т ся по ч ти тр ад иционно , и за та к им нач ал ом не с р а з у ч у в с т в у е ш ь а н ти ­ те з у , к о т о р а я затем со ве рш ен н о по -ново ­ м у о с вещ ае т эти н а ч а л ь ны е стихи: ■Очень трудно мальчишке Оторваться от книжки, Если там на страницах Юмелый действует рыцарь. Или три мушкетёра Затевают дуэли, Иль корабль на просторах Мчит к намеченной цели. З а минутой минута Приближается полночь... За стеною каюты Плещут бурные волны. г- На исходе продукты. Мало рома в бочонке... (В сон, к ак в тихую бухту, Уплывает мальчонка. Убаюкала небыль Про чужие напасти, Про туманное небо, Про случайное счастье. И вд р у г с о в е рш ен н о и н а я кар тина . М а л ь ч и ш к у уж е не кл о н и т ко сну: « з а ­ ч и т а л с я о н кн иж к о й о борьбе в К р а с н о ­ доне» . Жизни правда большая Прямо в сердце стучится. И мальчишка мужает От страницы к странице. И п и с а те л ьни ц а п р о с т о и вместе с тем в з в о л н о в а н н о расска зы вае т , к а к « о н вм е ­ с т е с д р у гим и п р и с я г у п р и н о си т» , к а к « н о ч ам и гл у х и м и он м о л чи т на допросе» , к а к « с п еш и т з а Ш е в ц о в о й по ф е в р ал ь ­ с к о м у снегу, н е м ц у гневное слово го в о ­ р и т з а Олегом ...» Тем смелей он в дороге. Чем дорога опасней — Повзрослевший и строгий Пионер-пятиклас сник. А всё по том у , ч т о р я д ом «с н и м — не вы м ы сл о в строки , а г е р о и и з ж и з ­ н и (р а з р я д к а н аш а . — И. С., К. Н.), те, чей по д ви г вы с о к и й сла в ен в гордой отчизне!.. » И в о т « ч то б у ч и т ь с я и 'стро ­ ить, сдел а ть зем лю п р е кр а сн ой » , — В ж и з н и {прочной И НОВОЙ . Отвоёванной с боем, Поколенья иного Подрастают герои. С т и х и э ти п р о с ты и б е зы с к у сс тв е н н ы . Г л у б о к о в е р н а я м ы с л ь вы р аж е н а в них ясно и по этично . И х сод ерж ани е в о л н у ­ ет, эм о ц и о н а л ьн о в о зд е й с т в уе т на ч и т а ­ теля. Е . С т ю а р т пр и в л е к а е т паф ос сове т ­ с к ой ж и зни , и она ум е е т н ай ти то чны е и вм есте с тем по эти че ски е слова, в ы ­ з в а т ь к ж и з н и п о эти че ски е обр а зы , до­ с т у п н ы е с о зн а н и ю и в о о б р аж е н ию ре ­ бёнка. В о т д р у го е её» с ти хо тв о р е ни е — « Н а сборе о тряда» . В классе , к о т о р ы й п р о н и з а н ве сенним солнцем , ш к о л ь н и ц ы с л у ш а ю т д окл ад вож а т о го о н о в ы х с тр о й ­ к а х ком м у ни зм а . И на о бы ч н о й ш к о л ь ­ ной к ар те и х в о о б р аж ен и е н е вол ьн о « р и ­ с уе т н о в ы х зд ан ий с тр о й » , девочки ви ­ д я т лес, ч то « п о д н им а е т ся в п у с ты н е » , «в и д я т все, к а к в с р о к нед ол гий п л о ти ­ н ы с тр о я т с я н а В о л г е » .и т. д. К а р т а , сло во о ж и в а ю т перед гл а з ам и ш к о л ь ­ н и ц ж и в ы м ол и ц е тв о р ен и ем д ей стви те л ь ­ ности , о с ущ е с т в л ё н н о й м е ч той вс таю т эти планы . ...Устремлены н а к арту взгляды. Все жадно слушают рассказ: Сегодня к ним на сбор отряда Явилось Будущее в класс! И ч у в с т в у я , к а к « о т к р ы в а ю т с я ш и р о ­ к о д л я с ч а с т ь я ты с я ч и доро г» , школьницы за каждой партой сидят волнением полны и видят пред собой не карту, а новый день своей страны. Д р уж б а — с ам а о снов а ж и з н и нашей . В д р уж б е народов , в сплочённо сти , в м о ­ р а л ьн о -п о л и ти ч е с к ом единстве с о ве тс ки х лю д ей — од но и з у сл о в и й н аш е й силы , м о гущ е с т в а , непобедим ости . Н а ч а л а т а ­ к о й д р у ж б ы у детей з а к л а д ы в аю т с я с м а л ы х лет. К а к ж е они о с о з н аю т и по ­ н и м аю т э т у д р у ж б у ? И х м ы с л и и ч у в ­ с тв а Е . С т ю а р т с в ое обр а зн о р а с к р ы в а е т в с ти х о тв о р е н и и « У кос тра» : Хороши часы ночные На высоком берегу! В о к р у г к о с тр а з ач а р о в а н н о си д я т дети. И х « у т о м и л по ход м еж гор, но з аш ё л у н и х о д р уж б е з а д уш е в н ы й р а зго в ор » . — Дружба — это если можешь Другу в ж изни помогать. — А подсказку , скажешь, тоже — Можно дружбою назвать?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2