Сибирские огни, 1953, № 3

К. НЕМИРА, И. СОТНИКОВ О большом в малом (Заметки о кни гах в стихах для детей) Д е т с к а я х у д ож е с т в е н н а я л и те р а т у ­ ра — один и з в аж н е йш и х у ч а с т к о в идео­ ло ги че ско го ф ронта, м ощ н ое о р уж и е к ом ­ м уни с ти ч е с к о го в о с п и та н и я н аш е й детво ­ ры . К а к и в ся с о ве тс ка я л и те р а тур а , она п р о н и к н у т а паф осом с ам оо тве рж ен но го народ н о го труда, ге р ои к ой б о р ь бы за м о гущ е с т в о и п р о ц в е та ни е лю б им ой Р о ­ дины . П а р т и я требует, ч т о б ы идейно -х удож е ­ ственное сод ерж ани е д е тской л и т е р а т у ­ р ы отвеч ало вы с о к им требованиям , ибо все к н и ги д л я ю н ы х чи та телей п р и з в а ­ н ы пом о ч ь в о с п и та н ию «б е с с тр аш ны х , бод ры х , ж и зн е р ад о с тны х , у в е р е н н ы х в с в о и х силах , г о т о в ы х пре од оле ва ть лю ­ бы е тр у д н о с ти бой цо в з а свобод у и честь н аш е й Р о д и н ы , за дело па р ти и Л е н и н а — С тал и н а , за побед у к ом м у ­ н и зм а » . С к аж д ы м годом всё л у ч ш е и всё п о л ­ нее вы п о л н я е т н аш а л и те р а т у р а эти тре ­ бования , у к а з а н н ы е Ц е н т р а л ь н ы м К о м и ­ те том па р ти и в и зве с тн ом при в е тствии X I съ е зд у В Л К С М . В с ё б ол ьш е й бол ь ­ ш е п о я в л я е т с я кни г, в к о т о р ы х э ти з а ­ дачи н а х о д я т яркое, убеди тел ьное и г л у ­ бокое р а зреш ение . В то вр ем я к а к с о ве тс ка я д е тс ка я л и ­ т е р а т у р а в о с пи ты в а е т в н аш и х д е тях са­ мы е в о з вы ш е н ны е и б л а го р од ны е д уш е в ­ ны е качества , б у р ж у а з н а я л и те р а т у р а д л я детей им ее т своей ц е л ью о тр а в и ть и р а с т л и ть де тские д уш и , л иш и т ь и х р а ­ достей детства, в о с пи та ть и з н и х воро в и ган гстеров , н а с и л ьн и к о в и убийц . П р о ­ п а ганд а садизма , порно граф ии , п р е с т у п ­ лений, к о т о р о й у си л е н н о зан им ае тс я р а с тл е н н а я б у р ж у а з н а я ли те р а тур а , н у ж ­ на д л я того, ч т о бы сделать и з по д р а ­ с т а ю щ е й м олодёж и п о сл уш н о е орудие реакции , у в е с ти её в с т о р о н у от кл а с со ­ вой борьбы , п р е вр а ти ть э ти х ю н ош е й в п уш е ч н о е мясо д л я а гр е с си в ны х войн. В о т п о чем у де тские книги , и зд ав аем ы е в б у р ж у а з н ы х стр анах , это кн и ги — вр а ­ ги детей, яд о в и та я зар а за , кн и ги -р а с тли ­ тели. И м п р о ти в о с т о я т сове тские детские книги , кн и ги -д р у з ь я , кн и ги -уч и те л я . Н а ­ ш и к н и ги доро ги и б л и з ки м и лл и он ам дет­ с к и х читателей , сердца к о т о р ы х н а п р а в ­ л яю т они ко вс ем у хор ош ем у , бл а город ­ н ом у и в о з выш е н н ом у , С о тн и наим ено ­ в аний де тских книг, вы п у с к а ем ы х м н о ги ­ ми и зд ател ьс твам и Со в е т ск о го С о ю з а м и л л и о н ны м и тираж ам и , — наглядное свидетельство этого. К сож алению , к р и т и к а н е за сл уж е н н о м ало уд ел яе т вн им а ни я э тим книгам , давно уж е п о с тав л ен ны м пар ти ей на с л уж б у к ом м у ни с ти ч е с к ом у во с пи танию детей. О собе нно редко по пад ает в поле зр е ­ ни я к р и ти ки х у д ож е с т в е н н а я л и те р а ­ т у р а д л я детей мл адш е го ш к о л ь н о го в о з ­ раста, вли яни е ко торой на д у ш у ребёнка особенно гл у б о к о и р а зносторонне . В последние годы в ряд е об л а с тны х и кр а е вы х и зд а тел ь с тв С и б и р и вы ш л о нем ало к н и г со с ти хам и дл я р ебят п е р вы х кл а ссов н а ч а л ь н о й ш к о лы , книг, пред ­ с т а в л яю щ и х з н а ч и те л ь ны й интерес для ю н о го читателя . Ср е д и э ти х кн и г хо те ­ лось бы отме тить в п е р в ую очередь к н и ­ ги: Е л и з а в е т ы С т ю а р т — ■ « П о д р а с т аю т герои» , « П р о н а ш у Н а т а ш у » , «Л е то м » и « Н а солнеч ном б е р е гу» (из к о т о р ы х пер вы е три и з д ан ы в Н о в о с и б и р с к е в 1 9 5 1 — 5 3 годах и п о с л е д н я я '— в И р ­ к у тс к е в 1 9 5 2 году); И. М о л ч а н о в а -С и - би р ско го — « Б е л к и н дом » (И р к у тск , 1 9 5 2 г.), « З д р а в с тв у й , л а ге р ь !» и « В ш к о ­ ле и дом а» (Н о во си би р ск , 1 9 5 1 г.); М а р ­ к а Ю д а л е в и ч а — « П о А л т а ю » (Б а р н а ул , 1 9 5 1 г.); И . М у х а ч ё в а — « Х а т к а над во­ дой» (Н о во си би р с к , 1 9 5 2 г.); М и х а и л а М и х е е в а — «Л е с н а я м а с те р с к а я » (Н о в о ­ сибирск , 1 9 5 1 г.), М и х а и л а С е р гее ва — « М о и р о в е с н и ки » (И р к у т с к , 1 9 5 2 г.) и не ко торы е другие. В ы п у с к э ти х кни г, и з д а н н ы х общ им ти р аж о м около ш е с ти с о т ты с я ч э к зем п ­ ляров , ■— о тр ад н ое явлени е в де я те л ьн о ­ с ти м е с тны х издательств , не з а б ы в а ю ­ щ и х о своём д ол ге перед д е тским чи та ­ телем. И з года в год р астет число н а ­ зв а н и й и ти р аж и и зд а в а ем ы х де тских книг. О д н а к о всё в о з р а с т аю щ и й с п р о с н а д е тс к ую л и т е р а т у р у ни в коей м ере н е удовлетворяется .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2