Сибирские огни, 1953, № 3

ж и в ё т н е бе сны й ц а р ь Тен ери -К а ан . Э т о т ц а р ь не мо г сем еры х бр а тье в п р о с ты х ал тай це в победить. Б р а т ь я не по бо яли сь с ам и на н е б о пр и т ти и теперь т а м всегда ж и в у т . Д о л ги м и н о ч ам и сидел А д ы й о к р яд ом со св о им бе сс он ным о т ц ом и см о тр ел н а со звезд ье с ем еры х братьев! М о л о д ц ы они ! А днём, след я в т о р ом за облакам и , м а л ь ч и к над е ял ся у вид еть У л ь г е н я , к о т о р ы й н а седьмом не бе сид и т н а белам коне. Н а его голове белая м е р л уш к о в а я ш ап к а , брови его, к а к за ­ не сё нны й сн е гом тал ьни к . С в е д у щ бы л м а л ь ч и к т а к ж е и в з а к о н а х подземного ' мира, где вл а с тв у е т зло й Э р л и к . Е щ ё и з в е с тны бы л и ем у помел ьче боги, в р о ­ де, нап рим е р , Я и к а , им я ко т о р о го с та ­ р и к и пом инаю т , к о г д а и с п у гаю тся . — Т а к о й ж е растёт, к а к о те ц ,— в з ды х а л а м а ть ,— двое в семье бе здел ь ­ ников. Ш и л и , правда, о ч ен ь бедно. О т е ц бы л с л и ш к о м з а н я т своим и мы сл ям и , не ко г ­ да бы л о е м у х о д и т ь н а о хо ту . С ы н бы л ещ ё мал. О т голода ч а с то к о ч ев ал и в п о и с к а х б о га то го зверем места. О т е ц са ­ д и л ся н а кон я , з а н и м с л е д о в а л а м а ть — одна се с тр ё н ка впереди седла, д р у га я позади , м ал е н ь кий А д ы й о к тр у с и л на р ы ж е й лош адке . П о з а д и всех, с тр у б к о й в зубах , сидел а в своём с т а р ом седле ба ­ б уш ка . О н а ве зла ч у г у н н ы й котёл. Д р у ­ г о го и м ущ е с т в а у семьи не было. О д н аж д ы п р и е хал и в Чем ал . Т а м ош ­ ний р у с с к и й поп д ол го г о в о р и л с Ч о ч у - ш ам . П ы т л и в ы й А д ы й о к , с л у ш а я беседу, у знал , что н а небе, кр ом е ал тайских , ж и в у т ещё и р у с с к и е боги, ан гелы , а р ­ хан гелы , х е р ув им ы , с в я т о й Геор гий , е з ­ д ящ и й н а бы с тр ом коне, и с в я т о й М и к у - л ай — с тар и чо к , т а к п о х ож и й н а о т ц а ал тай це в с та р и к а Танзагана... Н о ско л ь к о м ал е н ь кий А д ы й о к ни см о трел н а небо, 'Никогда н е довелось ем у н о ч ью уви д е т ь ничего1, к р ом е л у н ы и звёзд, е сли небо н е б ы л о з а к р ы т о т у ­ чами, а днём с и я л о медленно ' с к л о н яю ­ щ е е с я к з ап ад н ой сторон е солнце. О д н а к о Ч о ч у ш видел н а небе м н ож е ­ ство жителей , к о с тр ы и х с то й б ищ горе ­ ли, ни к о гд а не у гасая . О д н аж ды Ч о ч у ш т а к дол го см отрел н а небо, ч т о н а у т ­ ренней з ар е увид ел с в я т о г о Г е о р ги я в е р х ам н а гнед ом коне. Ч о ч у ш в с та л и, ни с кем н е про с ти в ­ ш и сь , у ш ё л и з родно го аила. У л ь г е н ь и Х р и с то с , с в я т о й Г е о р ги й и тр и н е б е сны й К у р б у с т а н н е м о гли ж и т ь н а о д н и х и те х ж е с ем и небесах, в одной и то й ж е душ е . Ч о ч у ш у м по терял , сем ью по забы л . О н ж и л в лесу , лю д ям не по к а зы в а л с я , п р я ч а с ь о т собак. А д ы й о к у бы л о д е сять лет, од но й се­ с тр е восемь, д р у го й пять, ко гд а А д и - м аш ь п о сл а л а в с е х с в о и х т р о и х детей в лес: — М о ж е т бы ть , о т е ц вы йд е т к своим м а л ы ш а м ? О н выш ел . Р а с п а х н у л п о л ы с вое й ш у б ы и, к а к п т и ц а птенцов, у к ры л , с п р я т а л под ш у б у , сло вн о под кры л ь я , с в о и х ребят. М а л ь ч и к сидел справа, обе д евочки слева. О т е ц ти х о у лы б а л с я и пел: — Есть у меня ж ена Адимашь, Сын Адыйок, Скот мой, дикие пчёлы. Г л а з а П а в л а В а с и л ь е в и ч а бы л и в л аж ­ ны , когда о н пел э т у с тр а н н ую песнь. — Б о л ь ш е я о т ц а с вое го н и к о гд а не видал. О н ум е р в горах. О т е ц К у ч и я к а ум е р я зы ч н и к ам , не з ах о те л кре сти ться . Д ед К у ч и я к а К а п - ш а й бы л кр ещ ён ы й . П о с л е см е р ти о тц а м а л ь ч и к ж и л у деда, ко торы й , ко гд а вн уче к подрос, о тд ал его п о п у в р або т ­ ники. Долго! н е с о гл аш а л с я кр е с ти ть с я м а ­ л ен ький алтаец. О к а зы в а е тс я , бол ьш е в се го его п у г а л а необходим ость об с тр и ч ь к о с у и и с к у п а т ь с я в купели . С т а р а я А д им аш ь , к а к и все алтайки , ни к о гд а детей с вои х н е мыла. Б о ял а сь , ч то вместе с г р я з ью с ч а с т ь е уйдёт. — В ы м ы т ь с я и о б р е за т ь косу ! — вспом и н ал П а в е л В аси л ьеви ч , — да ведь я бы л убеждён, что всякий , ком у попадёт мой волос, м о ж е т н а д моей ж и з н ь ю х о з я и н ом стать. С т р а х бы л побеждён ж е л ан и ем у ч и т ь ­ ся. Н о поп о т к а зы в а л с я о б у ч а т ь грам оте некрещ ёно го . И т -К у л а к крестился , ч тобы в ы у ч и т ь с я ч и та ть и писать. О н с та л у се р д ны м прихож анином . Т ем более, ч т о дед К а пш а й в с кор е ж е ­ нил его, п я тн ад ц а ти л е тн е го м ал ь чи к а , на дочери ц е р к о вн о го трап е зни ка . В повести « А з а - Я л а к » К у ч и я к вп ер ­ вы е к о с н у л с я темы , т а к вол н о в а вш е й его всю его' с о зн а т е л ь н ую т в о р ч е с к ую ж и знь . О н р а сс к а з а л о> том, как, сле д уя за своим баем, н ищ и й , о б м а н у ты й па ­ с т у х б еж и т о т б о л ьш е ви ко в в М о н г о ­ лию . О н расска зал , к а к э то т пастух , з ащ и щ а я и н тер е сы бая, с тр е л я е т в пар ти зан . П о зж е , п о па в в р у к и э ти х с ам ы х п ар ­ тизан, п а с т у х м еняе т свои убеждения , с та н о в и тс я а к т и в н ы м с трои тел ем н о в ой ж изни . В этой п о в е с ти есть ч е р ты автобио ­ графические . Н о р ом ан « А д ы й о к » бы л зад ум а н глубж е , о б р а з А д ы й о к а го р а з ­ до слож нее , зн ачи те л ьне е о б р а з а тём н о ­ го п а с т у х а из повести « А з а -Я л а к » . Ч е р т ы хар а к тер а , слож и вш е го с я в о б ­ с та н о в к е и н о го бы та, ины х , н е п о н я т н ы х нам , людям , вы р о сш им в с ове тское вре ­ мя, о тнош ений , ещ ё д о л го д о вл ею т над А д ы й о к ом . О н ещ ё д ол гое врем я о с та ё т ­ с я всё тем ж е « д и к им » А д ы й о к ом , н о А д ы й о к о м в гал стуке , ч т о ещ ё обиднее и смешнее. В о т один и з т а к и х о тры в к о в , з а п и с а н ны х м н ою со с л о в П а в л а К у ­ чияка . « — Т ак , вот, значи т , побеседуем, —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2