Сибирские огни, 1953, № 3

Звени, топшуур нащ! Десять пальцев моих игру начали, Слабой речи моей, топшуур, помоги. Б о г а т ы р и в з о л о ты х ш у б а х , сидачи - а л ы п ы в ш у б а х б р о н зо вы х ! Н е п о свое ­ м у ж е л а н и ю тр е в ож им вас , н е п о своей вол е т о п ш у у р п а л ь ц ам и тро гаем . М ы о т дедов, пр адедов про п о д в и ги в аш и с л ы ­ ш али , в н у к и н а ш и тепер ь п о с л уш а т ь хо- тя т. К р у г о м по лн о собралось . Д е тей ма­ те р и н а р у к а х принесли , с т а р и к и с п а л ­ кам и с ам и приш ли . О т к р ы т ы г л а з а их, см о тр я т , у п р аш и в аю т , у ш и и х к о всему, кр ом е ска зки , г л у хи е теперь. П р о с ь б е т а к о й о т к а з а т ь нел ь зя . П р о с л а в л е н н ы е б о га ты ри ! Н а зол о той зем ле своей м и р ­ н о живи те . Н о ч ь ю мне, п е в ц у , в ы н е снитесь, днём г о л о в у м ою д ум ою о вас н е беспокойте. Н и ч е г о п л о х о г о мне, пе в ­ цу , н е делайте. С к а з к у , в н а р о д е с л ы ­ ш а н н ую , я лю д ям спою » . Э т о пред и сло ви е не б ы л о о п у б л и к о ­ вано!, п о том у что п о зж е П а в е л В а с и л ь ­ е ви ч со гл а си л ся с н аш и м и реда к тор ам и , к о т о р ы е с чи тали , что к н и г у с к а з о к дл я детей л у ч ш е в с е г о н а ч а т ь и к о н ч и т ь с ка зк ой . Т ем более, ч т о дл я детей вы «н е с к а з к у в н ароде с л ы ш а н н у ю поё ­ те ,— го вор и л и ему , — а даёте своё, л и ­ т е р а т у р н о е и злож ен и е этой, в а м и з ап и ­ с ан н о й с к а зк и » . Е с л и с ам К у ч и я к в те годы о т н о с и л ­ с я к д а н н о м у л и т е р а т у р н ом у ж а н р у с т а ­ к и м сомнением , т о п р о с ты е к о л х о зн и ки , п а с тухи , о х о тн и к и видели в н аш е й пр о сьб е — р а с с к а з а ть с т а р и н н ую с к а з ­ к у — п р о с т о подвох. Н а п у г а н н ы е л ож ­ н ы м и с л у х а м и о з ап р ещ е н и и с ка зо к , з н ам е н и ты е с к а зи т е л и ссы л а л и сь н а сл а ­ б у ю п ам я ть , с т а р у х и о тн е к и в а л и с ь н е ­ здоровьем , м о л од ёж ь о т го в а р и в а л а с ь работой . Н о П а в е л В а с и л ь е в и ч ум е л р а сс е я ть оп асения , ум е л « в ой ти в д у ш у » собесед­ ника. Ч а с т о о н с ам п е р вы й н а ч и н а л пе ть и л и р а сс к а зы в а ть . Н а о д н ом с т о й ­ б ищ е с т а р ы й с к а зи т е л ь по д и ви л ся и с ­ к у с с т в у К у ч я я к а и с ка зал , ч т о в моло­ дос ти о н с л ы х а л э т у с к а з к у о т од но й ж е н щ и н ы по им ени Б а р г а а и з р о д а май- манов. — Э т о м о я б а б уш к а ,— о бр ад о в ал с я К у ч и я к и п о м я н ул та кж е и Ш о н к о р а - д е д уш к у . С т а р и к п р ищ у р и л с я : — Е с л и э то правда, ч то т ы П т -К у л а к , в н у к Ш о н к о р а , скажи , к а к а я у тв ое го о т ц а Ч о ч у ш а б ы л а п р им е та ? — Р а з д в о ё н н ы й бо л ьш о й палец! — в о с к л и к н у л К у ч и я к и добавил : — М о й о т е ц н а э том б о л ьш о м пал ьце , к а к н а ком усе , играл. — З н а ч и т , ск а зк и , г о вор иш ь , н е з а ­ п р е щ е н ы ? В ы с л у ш а в н а ш и доводы , с т а р и к с п р о ­ сил: — Н а с ч ё т к ам л а н и я те п е р ь к а к ? М о ­ ж е т б ы т ь и к а м л а т ь м о ж н о ? П о д о б н ы е в о п р о сы н а м з ад а вал и ча ­ сто. И К у ч и я к и з ф о л ь кл о р и с та п ре вр а ­ щ а л с я в лек тора , а ги та тор а . Ч асам и , терпеливо , м ягко , п о ч ти т е л ь н о р а зъ я с ­ н я л он п р и н ц и п и а л ь н у ю р а з н и ц у между с к а з к о й и я зы ч е с к и м с т р а ш н ы м о б р я ­ дом. З н а н и е бы та , обы ч ае в , и с тор ии с вое го н а р о д а делало е г о речи убеди ­ те л ь ны м и д аж е д л я с а м ы х у п р я м ы х сто ­ р о н н и к о в ш а м а н с к о й ш у б ы и бубна, Я п о п р о с и л а П а в л а В а с и л ь е в и ч а р ас ­ с к а з а т ь м н е о Ч о ч уш е , е г о отце. П о зж е о н р еш и л э то т р а с с к а з о б о т ц е помес ­ ти т ь в о д н у и з г л а в р ом а н а « А д ы й о к » . П р и ж и з н и о н н е у с п е л о с ущ е с т в и т ь своё нам ерение . В о т этот, з а п и с а н н ы й м н ою с о сл о в К у ч и я к а , р а сс ка з : « К о г д а Ч о ч у ш у , о т ц у А д ы й о к а , бы л о сем ь лет, он п о л о ж и л б о л ьш о й п а л е ц п р а в о й р у к и н а к о л о д у и с к а з а л д р у гом у м ал ьчи к у : — В о з ь м и то пор , з а к р о й г л а з а и ударь . П о т о м п о см о трим , у д а р и ш ь по п а л ь ц у и л и мимо. М а л ь ч и к п о д н ял топор , з а к р ы л г л а з а и с т у к н у л п о колоде. Л е зв и е р а сс е кл о б о л ьш о й п а л е ц вдоль с ус таво в . К р о в ь с к о л о д ы к а п а л а н а землю . Ч о ч у ш э той зем лёй п р и с ы п а л р ан у , а м а л ь ч и к у велел крепко- с в я з а т ь п а л е ц ремнём . П а л е ц заж и л , н о не сросся. П р и к л а д ы в а я вп о сл е д с т ви и э т о т р а з ­ д в о ё н ны й п а л е ц к губам , Ч о ч у ш и с п о л ­ н я л с т а р и н н ы е а л тай с ки е мелодии. Э т о т па л е ц с л у ж и л е м у ©место м у з ы к а л ь н о г о и н с тр ум е н т а — к ом у са , с о г н у т о й в д у г у ж е ле зки . Н а б у б н е Ч о ч у ш и г р а л т о ж е о ч е н ь хо р ош о . О н р а н о н а у ч и л с я к а м л а т ь и ещ ё в м о л оды е годы стал и з в е с т н ы м н а А л т а е камом . Н о к ам л а л редко. Н о ч а м и см о тр е л н а н е бо и д ум ал о звёздах: — Н е б е с н ы х ж и т е л е й э то к о с т р ы и ли з е м н ы х лю д е й д у ш и ? К у д а о н и с тр е м я т ­ ся, о т к у д а п р и х о д я т ? Е с л и хорошо- п р и ­ ц е лиш ьс я , с п у с т и ш ь стрелу , т о п о к а о н а летит, з ве зд а у ж е уй д ё т н а нов ое место, И л и ш ь о д и н З о л о т о й К о л -всегда не­ подвиж ен . К р е п к о -вбит о н в с ам ое д н о неба. Н а э то т З о л о т о й К о л з а к и н у т а у з д а У л ь г е д а в а кон я . Р у с с к и е з о в у т з в е зд у П о л я р н о й . Ж е и а Ч о ч у ш а А д и м аш ь , п о с а сы в а я с в ою к о р о т к ую , о б и т у ю м е д ны м и к о л ь ­ цам и т р у б о ч к у , по см еи в ал а сь : — О п я т ь болтает. Н о с ы н Ч о ч у ш а А д ы й о к н е уста-вал с л у ш а т ь ре чи о т ц а о н е б е сны х делах. М а л ь ч и к ещ ё н е ум е л к а к сле д уе т к о н я зас-едлать, а н е х у ж е любого- к ам а звал , ч т о т в о р и т с я н а в сех семи -небесах. О с о ­ бенно е м у -нравилась и с т о р и я о том , к а к ж и в у щ и й н а тр е т ь е м небе бог с о л н ц а тр и н е б е с ны й К у р б у с т а н по сл ал о д н аж ды с в ою д очь н а землю . И э та т р и небе сная -красавица с с о л н ц е м в о лбу , с л у н о й на з а ты л к е с т а л а ж е н о й про-стого а л та й ц а с т а р и к а Т а н за га н а . Б ы в а л и ж е в с тарое ■время т а к и е чудеса! Н а че тв ёр том небе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2