Сибирские огни, 1953, № 3

г о з в у ч н ы й к о н ц е р т вёлся голосом , без м у зы к а л ь н о го инструм ен та . — А , п ож а л у й , я т о ж е м о г бы в этом роде ш ж р о б о в а т ь , — ск а за л о д и н из на ­ ш и х гостей академ ик Ш у л е й к и н , вид ны й с пе ци али с т в обл а с ти р адиотехники . О н о т к аш л я л с я , в з д о х н у л гл у б о к о и п о п ы т а л с я одно врем ен но н а п е т ь арию ге р ц о га из « Р и г о л е т т о » и н а с ви с та ть а к ком п ан ем ен т к ней. — Да, — м ол ви л он м и н у т у с п у с т я и вы т е р по т с о лба: — к а к говорится , Федот, да не тот. — Д а ж е н а А л т а е , — с к а з а л Д обы - чин, — те п е р ь ник то , кр ом е П а в л а В а ­ сильевича , т а к пе ть н е умеет. С м у щ ё н н ы й не уд ач ей акад ем и ка боль ­ ше, чем то т сам , К у ч и я к про борм о тал н е ч то вроде и звинения : — Н е м о гу ск а за т ь , по чем у э то у м-е- н я т а к получае тся , не знаю... — Н а с ч ё т того, к а к э то получае тся , м ож но ч т о у го д н о р а сска за ть , — у л ы б ­ н у л с я Ш у л е й к и н . — М н е бы э т о ю н а ц е л ую л е к ц ию хва тило . Н а ч а л бы я с того, что п р и г ор л о в ом пе нии поло сть р та с л у ж и т р е зон а тор ом д л я мелодии, ве д ущ е й с я н а б а с о вы х н о т а х голоса ; вме­ с те с тем по ло сть р та я в л я е т с я ре зер ­ вуаром , или, е сли хотите , точнее, ф и л ьт ­ ром, н и з к и х ч а с то т д л я п у л ь с и р ую щ е го в о з д уш н о г о по тока , к о т о р ы й затем п р о ­ х о д и т через г убы . В данном случае , г у ­ бы — э то в т о р а я авто кол е б а те льна я си­ стема, п р и п о м ощ и к о т ор ой певец берёт вы с о ки е ноты , в т о р я гор л о вой мело ­ дии... — Ш у л е й к и н засмеялся . — Э т а к м ож н о бы л о бы и д а л ьш е продолж а ть . Н а це лы й академ иче ский час х в а ти л о бы, если бы я с та л с туд е н т ам л ек цию читать... Н е с к о л ь к о дней с п у с т я после перво го зн а к ом с т в а я увид ел а в и сполне нии П а в ­ ла В а с и л ь е в и ч а ш а м а н с к у ю п л я с к у с бубном . С у щ е с т в у е т си стем а знаков , к о т о ры м и мастера балета о тм е ч аю т о тд е л ь ны е па танца . Э ти м и зн а к ам и бы л зап и са н и та н е ц К у ч и я к а . Н е с к о л ь к о и з в е с тн ы х м ас теров балета Б о л ьш о го ' те а тр а п р о ­ а н а л и зи р о в а л и каж д ое е го движение , о с ­ вои ли ритм . З а т ем п р и с т у п и л и к испол ­ н е н ию этой м и стической пляски . Н о , сде­ л а в по лож ен ное по р и т у а л у число кр у го в , а р ти с ты пад али в изнем ож ении , вм есто того, чтобы , внезапно , р а с к и н у в р уки , пе­ рей ти в д р у го й ритм , к д р у го й систем е д виж е ний и п р о д о лж а ть та н е ц в новом темпе, к а к это* делал К у ч и я к . С т р а ш н о бы л о смотреть , когда, объ ­ явив, ч т о сейчас по к о н с к ом у вол о с у перейдёт через р е к у человече ской к р о ­ ви, о н с та л и з о б р аж а т ь э то т путь , ш а г а я п о ш и р о к о й террасе. И л л ю з и я б ал ан си ­ р о в а н и я над бе здной с о зд а вал а сь полная. Всё , ч то делал К у ч и я к , всегда к а за ­ л о с ь про стым , лёгким , е стественным . О н го то в бы л в лю б о й момент п р е р в а т ь пе­ ние, и г р у н а м у з ы к а л ь н о м и н с тр ум е н те , танец , рассказ , ч т о бы д а ть во зм ож но с ть тем, кто э тим интере суе тся , л иш н и й р а з убедиться , ч т о это «о чен ь про сто » . — Я м о гу ещё р а з показать... — С е й ч а с я в ам п р о э то расскаж у ... О н вовсе н е с к р ы в а л с в о и х при ём о в и с ам см е ял ся вм е с те с нами , р а зо бл ач а я с в ои « се кре ты » . Н о с у т ь з а к лю ч а л а с ь в том, что н е всяком у , п о н я вш ем у при н ци п , дано в о ­ п л о ти ть его, н а п о л н и ть обаянием , сде­ л а ть ж и в ы м и ж и в у щ и м в искусстве . К сож алению , нам , д р у з ь ям П а в л а В а ­ сильевича , н е уд алось о р г а н и з о в а ть зап и сь гор л о во го пе ни я в е го исполне ­ нии на п л ё н к у и л и п л а с ти н к у , и э то ис­ к у с с тв о ум е р л о с ним. Н е уд ал о с ь з а с н я ть н а ки н ол ен те и р и т у а л ь н о й пляски , к о т о р ую теперь, по ­ ж ал уй , н а всём А л т а е у ж е н и к т о не см о ­ ж е т воспроизвести . Н а з ар е человече ства и с к ус с тв о бы л о с и н те ти чны м . П о э зи я , м у зы к а , танец , н е р а зр ы в н о с в я з а н н ы е д р у г с другом , тре бов али и с к лю ч и т е л ь н ы х каче ств , со ­ ч е тани я м н о ги х та л а н т о в в одном испол ­ нителе. К у ч и я к бы л певцом, об л а д а вш им пре ­ к р а с ны м басом о ч ен ь ш и р о к о го ди апа зо ­ н а и п р и я тн о го тембра, бы л темпера­ м е н тны м р а зн о с т о р о н н им актёром , пер ­ вы м н а А л т а е д р ам а тур гом , поэтом , эт­ но гр аф ом — собир а телем сказок . М о ж н о было, не вы е зж а я и з М о с к в ы , зап и са т ь о т него н е ск о л ь к о том о в п р о и з ­ ведений у с тн о го н ародн о го творчества . Э т о м у ка те гори че ски в о с п р о ти ви л с я До- бычин . — В ы д о лж н ы с ам и п о д ы ш а т ь ал­ та й с ким во зд ухом , — г о вор и л о н мне, — п о зн а к ом и т ь с я с бы том , с обы ч а ям и ал ­ тайцев , ч тобы самой, по -своему п р о ч у в ­ с тво в а ть э ти ска зки , преж де чем б р а ть с я за и х перевод. Главное , на с таи вал Н и ­ к ол ай Еф им о ви ч , с к а з к и д о лж ны б ы т ь з ап и с а ны непосред ственно о т с ам и х ска ­ зителей. Н е забывайте , К у ч и я к уж е про ­ ф е сси онал ьны й ли тера тор , у н е го свой стиль, с в о я манера. Н адо , ч тобы К у ч и я к п о пы та л с я сам дословно з ап и са ть с к а зк и у сказителей. Э т о и ем у и в а м будет по­ лезно, а главное , с к а з к и п о л у ч а т с я н а ­ с тоящ и е , народные . Т а к и у словились . З и м о й 1 9 3 6 — 3 7 годов П а в е л В а с и л ь е в и ч с ам сд ел ае т во зм ож но бол ьш е е число запи сей у с тн о ­ го тв о р ч е с т в а сказителей , а летом 1 9 3 7 года я пр и е д у н а А л т а й и мы сделаем п о в то р ны е з ап и си те х ж е с ка зок , сличим т е к с ты и вы берем н а и л у чш и е вар и ан ты . К р о м е того, м ы д о лж ны б ы л и де сятка два с к а з о к о б р а б о т а ть л и т е р а т у р н о с тем, ч т о б ы со с т а ви ть сбор ни к с к а з о к дл я детей. П у т еш е с т в у я п о А л т а ю , я мо гла н а б лю д а ть п о р а з и т е л ь н ую способно сть К у ч и я к а к з ап ом ин анию , к о т о р а я б ы л а с вой с твенн а народам , не з н а вш и м п и с ь ­ менности, К у ч и я к у довольно было ' од и н р а з про ­ с л уш а т ь ска зание , со с то ящ е е и з н е ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2