Сибирские огни, 1953, № 3
роды , р а з в ё р н у т а я В , М а я к о в с к и м в с ти х о тв о р е н и и « П я т ы й и н тер н ац и он ал » , н е е сть предвидение те х з ам е ч а те л ь ны х гид р о со ор уж е ни й , к о т о р ы е ки т а й ски й н а р о д в о з в о д и т н ы н е н а с в о и х н е п о к о р н ы х р е к а х Х у а й х э , Х у а н х э и Ю н д и н х э ? «Где раньше ре та водшцу гоняла, лила наводнения, буйна, гола, — теперь геометрия строгих каналов мрамору в русла спокойно легла». Н а б о р ь б у з а вы с о ки е ур ож аи , за н о в ы е к о л л е к ти в н ы е м е тоды т р у д а по д ни мае т ки т а й с к о е кр е с т ь я н с т в о « У р о ж а й н ы й м а рш » . К с ам о о т в е рж е н н ом у т р у д у н а бл а го р о д и ны з о вё т к и т а й с к и х р а б о чи х « М а р ш у д а р н ы х бр и га д » и с тр а с т н ы м гим н ом единения народа , с л а в ящ и м с и л у пар тии , з в у ч и т всем и з в е с тн а я в но в ом К и т а е по эм а « В л а д и м и р И л ь и ч Л е н и н » : «Плохо человеку, когда он один. Горе одному, один не воин. — каждый дюжий ему господин. и далее слабые, если двое. А если в партию сгрудились малые, — сдавайся , враг, замри и ляг! Партия — рука миллионнопалая, сжатая в один громящий кулак». Н о М а я к о в с к и й не т о л ь к о воспевал, о н вы см еивал , кл е йм и л бю р о к р а ти зм , в зя то чни ч е с тв о , за зн ай с тво , п о д х а л и м с тв о и п р и к а зом а д ию . П р о т и в в сех э ти х ■о трица тельны х я в л е н и й сейч ас в К и т а е ведётся н е п р им и р им а я борьба. Ч ж о у Э н ь -л а й в своём по ли ти че ск ом д о кл ад е подчёркивает : « М ы хотим , ч т о б ы все н а ш и р а б о тн и ки по няли , что м ы с т о им перед лицом нового , ч т о перед н ам и — н о в ы е зад а чи. Л и ш ь п р и усл о вии , ч т о м ы будем р еш и те л ьн о бо р о т ь ся пр о ти в за зн а й с тв а и сам одовол ьс тва , будем у п о р н о у ч и т ь с я и с п р а в л я т ь ош и б к и и н е д о с та тк и в н а ш е й работе, м ы см ож ем п ре од оле ть все тр у д н о с ти и вы п о л н и т ь н а ш и задачи . М ы д о л ж н ы у к р е п л я т ь г о с у д а р с т в е н н ую д и с ц и п л и н у , б о р о т ь с я п р о ти в бю р о к р а ти зм а и адм и н и с тр и р о в а ни я , о б у з д ы в а т ь н а р уш и те л е й з а к о н о в и д и с ц и п л и ны . . .» 1. В с а т и р и ч е с к и х с т и х а х М а я к о в с к о г о к и т а й с к и й н а р о д н а х о д и т верное и м ет к о е о р у ж и е д л я и с к о р е н е н и я вр аж д е б н ой ем у идеологии . И м е н н о п о том у т а к п о п у л я р н ы те п е р ь стихи , в к о т о р ы х по э т д а ё т о с т р ы е з ар и с о в к и в з я т о ч н и к о в 1 Политический доклад Чжоу Энь-лая на 4-й сессии Национального Комитета Народ ного политического консультативного сове та Китая, 4 ф евр ал я 1953 г. Шрилож. к ж ур н алу «Народный Китай» № 4. 1953 г.) (« В з я т о ч н и к и » ) , под халим ов (« П о д л и за» , «О бщ е е р у к о в од с тв о д л я н а ч и н аю щ и х под халим ов» ), бю р о к р а то в («О том, к а к н е к о т о ры е в т и р аю т о ч к и то в а р ищ ам , и м е ю щ и м Ц и к о в с к и е значки» ), зазнае к (« П ом п а д у р » ) , и з о б р аж а е т у р о д л и вы е гр им а сы старого б ы т а ( « В по в е с тк у тя>,и «Л ю б о в ь » , « П и в о и социализм » ). Сейчас , к ш е с тид е с я ти ле тн ем у ю б и лею со дня р ож д е н и я В . М а я к о в с к о го , н а к и т а й ски й я з ы к переведено к р у п н е й ш е е про и звед е ние так о го ти п а — ком е д и я « Б а н я » . Э т о б л е с т ящ а я с а ти р а на бю р о к р а та -з а зн а й к у , гла вно го н а ч а л ь н и ка по у п р а в л е н ию со гл а с о вани ем Побе - доносикова , к л е й м я щ а я рабское пр е кл о нение перед б у р ж у а з н ы м З ап адом , п р о н и к н у т а я паф осом б о р ь бы и стройки , с б о л ьш им у сп е х ом б уд ет и с п о л ь зо в а н а в К и т а е дл я в ы к о р ч ё в ы в а н и я и з с о зн а н и я лю д ей ф ео дал ьн о -капи тали сти че с ки х пе режитков . К ста ти , в од н ом и з г л а в ны х п е р с он аж ей ком едии — ми стере П о н т Киче , к о т о р ы й ве сьм а и н тер е с у е тс я « х им и ч е с ким и заводами , а ви аци ей и во о бщ е и с к ус с тв ом » , к и т а й ски й нар од без т РУДа у зн а е т п р о о б р а з ш п и о н о в и ди версан тов , п а ч кам и з а сы л а ем ы х в его с тр а н у извне. О с о б а я а к т у а л ь н о с т ь и в н аш и дни этой комедии, н а п и са н н о й д вад ц а ть т р и года н а з а д ,— ещ ё од но убеди тел ьное под тве рж д ение того, что «с тр а с тн ое с л о в о по э та -тр и б у н а з в у ч и т и б уд ет з в у ч а т ь века»... *** Р е в о л ю ц и о н н а я по э зи я всех народов м и р а н еи зб еж н о в п и ты в а е т в себя т в о р ч е ск и й о п ы т певца п р о л е та р с к о й рево л ю ц и и и г л а ш а т а я к ом м уни с ти ч е с ко го о бщ е с тв а В л а д и м и р а М а я к о в с к о г о , с к а з а вш е го пе р в ое сло во п о э зи и с о ц и а л и с ти че ско го реализма . О б ъ я с н я е т с я это тем, что тв о р ч е с т в о М а я к о в с к о г о о т ню д ь не с л у ч а й н о е и одинокое , но гл у б о к о з ак он ом ер н ое и общ е с тве нно -не об ход и мое явление , вы з в а н н о е к ж и з н и ходом истории , в зр ащ ё н н о е новой , со ц и а л и с ти че ской д ей стви тел ьнос тью . О н о — необ х о д им ы й э тап в р а з в и ти и человеческо го общ ества . П о э т о м у с вое обр а зны й , п р о р ы в а ю щ и й гр ом а д у л е т «весомый , з р и мый , г р у б ы й » с т и х В . М а я к о в с к о г о ока зы в а е т и п о м ере р а з в и ти я общ е с тв а б уд ет о к а з ы в а т ь всё р а зр а с т аю щ е е с я в л и ян и е н а п о э то в мира. Н о вл и я н и е не в ф орм а л ьн ом в о спрои зв ед ении особен ностей с ти ха , не в к о п и р о в а н и и п о эти ки М а я к о в с к о г о , а в п р и н я т и и е го и д е й ны х о снов — б е згр а ни чн о й пред анно сти по э та народ у , п а р ти и и ре волю ции , в под ч ин ени и всех и з о б р а зи т е л ь ны х сред ств ц е ле у стрем л ённ ой п о ли ти че ск ой мысли , к а к д в и ж ущ е й силе поэзии. И м е н н о т а к с к а зы в а е т с я это вли яни е н а но в ой ки т а й с к о й поэзии . С т р ем я с ь гл у бж е п р о н и к н у т ь в ж и з н ь с вое го н а рода, ч т о бы полнее и ш и р е пред с та ви ть её в искусстве , к и т а й ски е п о э ты обо га
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2