Сибирские огни, 1953, № 3
ещё не меньше часа, пока преодолеваем трёхметровое пространство и с объездно го пути забираемся на тракт. Но, прое хав с километр, машина вновь останав ливается. Снова идём в разведку. Может быть, всё-таки сумеем пробиться... Но тракт переметён. — Назад надо возвращаться, в Ста рый Тартас. — Шофёр безнадёжно ма шет рукой и залезает в кабину. — До него-то ещ ё , может, пробьёмся. А впе рёд — одним не осилить. С грехом пополам он разворачивает машину. Буран не стихает. Вместе со снегом он несёт и превращённую в пыль землю, сорванную с полей, расположен ных по гривам. ...Машина снова забуксовала. Шофёр обошёл вокруг неё, отбросил из-под колёс снег и залез в кабину. З а курив, он сказал: «Теперь и по трак ту машины отходили. Всё переметёт...» На тракте между Кыштовкой и Чана ми, на расстоянии больше чем в двести километров, после каждого бурана часа ми простаивают машины. Автотранспорт перевозит по этому весьма оживлённому пути тысячи тонн различных грузов. Правда, за последние годы часть грузо потока направляется по реке Таре к Ир тышу. Но дешёвый водный путь ис пользуется ещ ё слабо. Малые водные пути Барабинской сте пи ещё в давние времена служили для прямой торговой связи между Омском, Кыштовкой, Венгерово и Куйбыше вом (Каннском). Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, что водные пути ведут из Венгерово, Северного, се веро-восточной части Куйбышевского района в Омск. Реки Тара, Ича, Омь могут стать важными артериями для транспортировки большого количества грузов, что намного удешевит их пе ревозку, освободит автотранспорт. Река Омь, впадающая в Иртыш, свя зывает шесть районов Барабинской низ менности. Её приток Тартас может явить ся транзитной артерией для наиболее от далённого района Новосибирской обла сти — Северного. По реке Таре, пересекающей Кыштов- ский район, первые грузовые перевозки начались в 1 9 4 5 году. Было перевезено тогда пятьдесят тонн груза. Сейчас флот на Таре насчитыва ет до двух десятков судов, и перевозка грузов исчисляется уж е тысячами пу дов. Караваны барж с зерном уж е плы вут из Кыштовского района на Омский элеватор. Но это ещ ё первые шаги. Реки Барабы — Каргат и Чулым могут стать тоже очень важными транспортными ма гистралями для нескольких её районов. «Обеспечить развитие перевозок на малых реках для местных нужд», — за писано в директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР. Проведение в жизнь этого указа ния партии превратит Барабинскую степь в край с широко разветвлённой речной транспортной сетью. ...Неожиданно вдали от нас снежную завесу пробили два ярких луча автомо бильных фар. Через минуту несколько правее показались ещ ё огни. — Автоколонна идёт, — промолвил с облегчением шофёр и посигналил светом. Огни уклоняются то вправо, то вле во. Вот они растянулись в одну линию и, как суда, идущие в кильватере по штормовому морю, приближаются к нам. Впереди шли мощные ЗИС. Они, слов но тараны, прокладывали путь в зано сах. Автоколонна поравнялась с нами» Мы пропустили несколько машин, и, развернувшись, двинулись за передовы ми по пробитой ими колее. Так стая гу сей или уток при длительном перелёте, разомкнувшись, даёт место в середине косяка уставшим птицам. — Полный порядок, — одобрительно сказал шофёр, переключая скорость. — Хотя и к утру, но всё-же будем в Чанах. А до Тартаса нам всё равно было не добраться. Пришлось бы загорать ноч ку, да и дня прихватили бы. Пурга перешла в сильную низовую позёмку. Освещённая фарами идущей позади машины, она шуршащим сухим потоком переливалась через дорогу... II П о езд ш ёл ч ер е з Б а р а б у Летом 1952 года мне снова довелось побывать в Барабинской степи на строи тельстве осушительных систем, в колхо зах , осваивающих освобождённые от бо лот земли. За окнами вагона проплывали берё зовые колки, островки кустарников, сто га сена; заросли высокого тростника вре менами тянулись вдоль линии. Их сме няли большие площади земли, словно засеянные кочками, потом начинались поля, перемежающиеся лесом... Пейзаж, давно и хорошо мне знакомый не только из окна вагона. И каждый раз, — едешь ли в поезде, машине или на коне, впря жённом в дрожки, — находишь в нём что-то новое, на первый взгляд как буд то неуловимое. Вот такие ж е хлебные массивы, что и два-три года назад, ши рокой панорамой простираются вправо и влево от магистрали. Всматриваешься в них и замечаешь: нет, н е та картина развёртывается перед тобой. В разгаре жатва, а на хлебных полях нет суслонов. Да их и н е может быть! Откуда им взяться, когда за последние пять-шесть лет в Новосибирской области стало почти в полтора раза больше ком байнов. Ими убирается теперь 9 2 ,5 про цента всех .зерновых... Вдали, у посёлка, расположенного око ло' берёзовой рощи, лениво машет крыльями одинокая ветряная мельница.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2