Сибирские огни, 1953, № 3

ещё не меньше часа, пока преодолеваем трёхметровое пространство и с объездно­ го пути забираемся на тракт. Но, прое­ хав с километр, машина вновь останав­ ливается. Снова идём в разведку. Может быть, всё-таки сумеем пробиться... Но тракт переметён. — Назад надо возвращаться, в Ста­ рый Тартас. — Шофёр безнадёжно ма­ шет рукой и залезает в кабину. — До него-то ещ ё , может, пробьёмся. А впе­ рёд — одним не осилить. С грехом пополам он разворачивает машину. Буран не стихает. Вместе со снегом он несёт и превращённую в пыль землю, сорванную с полей, расположен­ ных по гривам. ...Машина снова забуксовала. Шофёр обошёл вокруг неё, отбросил из-под колёс снег и залез в кабину. З а ­ курив, он сказал: «Теперь и по трак­ ту машины отходили. Всё переметёт...» На тракте между Кыштовкой и Чана­ ми, на расстоянии больше чем в двести километров, после каждого бурана часа­ ми простаивают машины. Автотранспорт перевозит по этому весьма оживлённому пути тысячи тонн различных грузов. Правда, за последние годы часть грузо­ потока направляется по реке Таре к Ир­ тышу. Но дешёвый водный путь ис­ пользуется ещ ё слабо. Малые водные пути Барабинской сте­ пи ещё в давние времена служили для прямой торговой связи между Омском, Кыштовкой, Венгерово и Куйбыше­ вом (Каннском). Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, что водные пути ведут из Венгерово, Северного, се­ веро-восточной части Куйбышевского района в Омск. Реки Тара, Ича, Омь могут стать важными артериями для транспортировки большого количества грузов, что намного удешевит их пе­ ревозку, освободит автотранспорт. Река Омь, впадающая в Иртыш, свя­ зывает шесть районов Барабинской низ­ менности. Её приток Тартас может явить­ ся транзитной артерией для наиболее от­ далённого района Новосибирской обла­ сти — Северного. По реке Таре, пересекающей Кыштов- ский район, первые грузовые перевозки начались в 1 9 4 5 году. Было перевезено тогда пятьдесят тонн груза. Сейчас флот на Таре насчитыва­ ет до двух десятков судов, и перевозка грузов исчисляется уж е тысячами пу­ дов. Караваны барж с зерном уж е плы­ вут из Кыштовского района на Омский элеватор. Но это ещ ё первые шаги. Реки Барабы — Каргат и Чулым могут стать тоже очень важными транспортными ма­ гистралями для нескольких её районов. «Обеспечить развитие перевозок на малых реках для местных нужд», — за­ писано в директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР. Проведение в жизнь этого указа­ ния партии превратит Барабинскую степь в край с широко разветвлённой речной транспортной сетью. ...Неожиданно вдали от нас снежную завесу пробили два ярких луча автомо­ бильных фар. Через минуту несколько правее показались ещ ё огни. — Автоколонна идёт, — промолвил с облегчением шофёр и посигналил светом. Огни уклоняются то вправо, то вле­ во. Вот они растянулись в одну линию и, как суда, идущие в кильватере по штормовому морю, приближаются к нам. Впереди шли мощные ЗИС. Они, слов­ но тараны, прокладывали путь в зано­ сах. Автоколонна поравнялась с нами» Мы пропустили несколько машин, и, развернувшись, двинулись за передовы­ ми по пробитой ими колее. Так стая гу­ сей или уток при длительном перелёте, разомкнувшись, даёт место в середине косяка уставшим птицам. — Полный порядок, — одобрительно сказал шофёр, переключая скорость. — Хотя и к утру, но всё-же будем в Чанах. А до Тартаса нам всё равно было не добраться. Пришлось бы загорать ноч­ ку, да и дня прихватили бы. Пурга перешла в сильную низовую позёмку. Освещённая фарами идущей позади машины, она шуршащим сухим потоком переливалась через дорогу... II П о езд ш ёл ч ер е з Б а р а б у Летом 1952 года мне снова довелось побывать в Барабинской степи на строи­ тельстве осушительных систем, в колхо­ зах , осваивающих освобождённые от бо­ лот земли. За окнами вагона проплывали берё­ зовые колки, островки кустарников, сто­ га сена; заросли высокого тростника вре­ менами тянулись вдоль линии. Их сме­ няли большие площади земли, словно засеянные кочками, потом начинались поля, перемежающиеся лесом... Пейзаж, давно и хорошо мне знакомый не только из окна вагона. И каждый раз, — едешь ли в поезде, машине или на коне, впря­ жённом в дрожки, — находишь в нём что-то новое, на первый взгляд как буд­ то неуловимое. Вот такие ж е хлебные массивы, что и два-три года назад, ши­ рокой панорамой простираются вправо и влево от магистрали. Всматриваешься в них и замечаешь: нет, н е та картина развёртывается перед тобой. В разгаре жатва, а на хлебных полях нет суслонов. Да их и н е может быть! Откуда им взяться, когда за последние пять-шесть лет в Новосибирской области стало почти в полтора раза больше ком­ байнов. Ими убирается теперь 9 2 ,5 про­ цента всех .зерновых... Вдали, у посёлка, расположенного око­ ло' берёзовой рощи, лениво машет крыльями одинокая ветряная мельница.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2