Сибирские огни, 1953, № 3

железная ли дорога проложена на фер­ мах? А ну, показывай, что ты сотворил! — Есть и дорога, — рассмеялся По­ кровский и раскрыл дверь на кормо­ кухню. — Прошу, дорогие гости... В кормокухне сразу стало тесно, шум­ но. Гости перебрасывались одобритель­ ными репликами; некоторые достали тетрадки, чтобы кое-что взять себе «на заметку». Да, это был значительный шаг вперёд и, пожалуй, первый в Барабе на пути комплексной механизации животноводче­ ских колхозных ферм. От локомобиля по дну глубокой, обшитой тёсом траншеи тянулись паропроводы с отверстиями, через которые и распространялся пар по всей траншее. Локомобиль приводил в действие соло­ морезку. Нарезанная солома падала пря­ мо в траншею. Работали жмыходробил­ ка, корнерезка. В большом чане варил­ ся на пару картофель. Гости забросали вопросами Покров­ ского. Их интересовало, и сколько траншея вмещает соломы, и время, необходимое для подготовки запарки, что добавляет­ ся к соломе, и как на ферме организова­ но скоростное силосование. Фёдор Степанович даж е показал го­ стям специально оставленную от дневной дачи порцию мягкой жёлтой приятно пахнувшей запарки и сказал, улыбаясь: — Пробуйте... Гости рассмеялись, но с . самым серьёзным видом нюхали запарку и бра­ ли в руки ещё тёплый, измельчённый, сдобренный мукой корм... Подвесная дорожка для вывозки наво­ за и подвозки кормов действовала хоро­ шо. В автопоилках была вода. Гости проверили чистоту кормушек. Остались довольны телятником, родильным поме­ щением. Особенно внимательно ко всему при­ сматривался председатель колхоза «Доб­ роволец» из Чаргар, «соперник» Покров­ ского по хорошо организованному про­ изводству, по высоким доходам, богатым трудодням. В Чаргарах электрифицировано всё село, фермы. Электромоторы заменяют в мастерских и на токах человеческий труд. Прочно вошли в кормовой рацион на молочных фермах «Добровольца» кор­ неплоды, картофель, капуста, тыква. Ещё недавно наивысший удой в артели твёрдо держался на полутора тысячах литров. За один год он увеличился на 6 7 0 литров на корову, не снижаясь и в стойловый период. — А овец уже вы перестали пасти, Фёдор Степанович? — спросил один из председателей. — Пасём. Снег ещё неглубокий. Ов­ цы даже в весе прибывают. В колхозе до половины зимы стада овец выгонялись на выпаса — опытные чабаны намечали малоснежные места. Первый в районе опыт зимней пастьбы сэкономил артели значительное количе­ ство кормов. — Добре налажено хозяйство, доб­ ре, — одобрительно говорил Цирбуль, довольный виденным. — Подвесную до­ рогу мы тоже на днях пускаем, устано­ вили и кормозапарник. Можешь, Фёдор Степанович, в гости приезжать к нам в Чаргары. — Спасибо... Загляну, — отозвался Покровский. — А теперь попрошу доро­ гих гостей отужинать. — И это добре... — промолвил Цир­ буль и спросил: — А чем угощать бу­ дешь? — Ну уж , чем богаты —- тем и рады, — улыбнулся Покровский. Н а старом Московском тракте Село Вознесенка Венгеровского райо­ на, в котором расположен колхоз имени Сталина, стоит на старом Московском тракте. Первое подробное описание Мо­ сковского или Большого сибирского тракта оставили ещ ё участники Великой Северной экспедиции в 3 0 — 40 гг. XVIII века. В район тракта, пересекав­ шего малонаселённую Барабу, ссылались раскольники и крепостные крестьяне вместе с семьями взачёт за рекрутов. Долгое время здесь наблюдалась наи­ большая густота населения. До постройки сибирской железной до­ роги (1892 год) тракт являлся основным каналом, по которому устремлялся в Си­ бирь торговый капитал и направлялся огромный поток самых разнообразных грузов. А сколько прошло и проехало по нему людей! Ссыльных, каторжан, переселен­ цев... В Сибирь, в поисках земли, про­ стора, привольной жизни, после «осво­ бождения» самовольно двигались десят­ ки тысяч русских крестьян. Казённое переселение фактически тогда было за­ крыто. Месяцами, а иногда и годами скитались крестьяне в поисках земли. После неурожая 1 8 9 1— 92 гг. перева­ лило Урал, прошло по тракту и осело , главным образом, в пределах Барабин- ской степи около ста тысяч переселен- цев-самовольцев, принесших сюда тради­ ции русской земледельческой культуры, свой уклад быта и опыт. В годы самодержавия это была одна из величайших и трагических дорог Рос­ сии, по выражению А . П. Чехова, «са­ мая большая и, кажется, самая безобраз­ ная дорога во всём мире». Через Вознесенку (здесь была тракто­ вая станция Тонтурская) проезжали в сибирскую ссылку Радищев, Чернышев­ ский, видели жители Вознесенки зако­ ванных в кандалы декабристов, петра­ шевцев. Через село прошёл с кандаль­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2