Сибирские огни, 1953, № 3
железная ли дорога проложена на фер мах? А ну, показывай, что ты сотворил! — Есть и дорога, — рассмеялся По кровский и раскрыл дверь на кормо кухню. — Прошу, дорогие гости... В кормокухне сразу стало тесно, шум но. Гости перебрасывались одобритель ными репликами; некоторые достали тетрадки, чтобы кое-что взять себе «на заметку». Да, это был значительный шаг вперёд и, пожалуй, первый в Барабе на пути комплексной механизации животноводче ских колхозных ферм. От локомобиля по дну глубокой, обшитой тёсом траншеи тянулись паропроводы с отверстиями, через которые и распространялся пар по всей траншее. Локомобиль приводил в действие соло морезку. Нарезанная солома падала пря мо в траншею. Работали жмыходробил ка, корнерезка. В большом чане варил ся на пару картофель. Гости забросали вопросами Покров ского. Их интересовало, и сколько траншея вмещает соломы, и время, необходимое для подготовки запарки, что добавляет ся к соломе, и как на ферме организова но скоростное силосование. Фёдор Степанович даж е показал го стям специально оставленную от дневной дачи порцию мягкой жёлтой приятно пахнувшей запарки и сказал, улыбаясь: — Пробуйте... Гости рассмеялись, но с . самым серьёзным видом нюхали запарку и бра ли в руки ещё тёплый, измельчённый, сдобренный мукой корм... Подвесная дорожка для вывозки наво за и подвозки кормов действовала хоро шо. В автопоилках была вода. Гости проверили чистоту кормушек. Остались довольны телятником, родильным поме щением. Особенно внимательно ко всему при сматривался председатель колхоза «Доб роволец» из Чаргар, «соперник» Покров ского по хорошо организованному про изводству, по высоким доходам, богатым трудодням. В Чаргарах электрифицировано всё село, фермы. Электромоторы заменяют в мастерских и на токах человеческий труд. Прочно вошли в кормовой рацион на молочных фермах «Добровольца» кор неплоды, картофель, капуста, тыква. Ещё недавно наивысший удой в артели твёрдо держался на полутора тысячах литров. За один год он увеличился на 6 7 0 литров на корову, не снижаясь и в стойловый период. — А овец уже вы перестали пасти, Фёдор Степанович? — спросил один из председателей. — Пасём. Снег ещё неглубокий. Ов цы даже в весе прибывают. В колхозе до половины зимы стада овец выгонялись на выпаса — опытные чабаны намечали малоснежные места. Первый в районе опыт зимней пастьбы сэкономил артели значительное количе ство кормов. — Добре налажено хозяйство, доб ре, — одобрительно говорил Цирбуль, довольный виденным. — Подвесную до рогу мы тоже на днях пускаем, устано вили и кормозапарник. Можешь, Фёдор Степанович, в гости приезжать к нам в Чаргары. — Спасибо... Загляну, — отозвался Покровский. — А теперь попрошу доро гих гостей отужинать. — И это добре... — промолвил Цир буль и спросил: — А чем угощать бу дешь? — Ну уж , чем богаты —- тем и рады, — улыбнулся Покровский. Н а старом Московском тракте Село Вознесенка Венгеровского райо на, в котором расположен колхоз имени Сталина, стоит на старом Московском тракте. Первое подробное описание Мо сковского или Большого сибирского тракта оставили ещ ё участники Великой Северной экспедиции в 3 0 — 40 гг. XVIII века. В район тракта, пересекав шего малонаселённую Барабу, ссылались раскольники и крепостные крестьяне вместе с семьями взачёт за рекрутов. Долгое время здесь наблюдалась наи большая густота населения. До постройки сибирской железной до роги (1892 год) тракт являлся основным каналом, по которому устремлялся в Си бирь торговый капитал и направлялся огромный поток самых разнообразных грузов. А сколько прошло и проехало по нему людей! Ссыльных, каторжан, переселен цев... В Сибирь, в поисках земли, про стора, привольной жизни, после «осво бождения» самовольно двигались десят ки тысяч русских крестьян. Казённое переселение фактически тогда было за крыто. Месяцами, а иногда и годами скитались крестьяне в поисках земли. После неурожая 1 8 9 1— 92 гг. перева лило Урал, прошло по тракту и осело , главным образом, в пределах Барабин- ской степи около ста тысяч переселен- цев-самовольцев, принесших сюда тради ции русской земледельческой культуры, свой уклад быта и опыт. В годы самодержавия это была одна из величайших и трагических дорог Рос сии, по выражению А . П. Чехова, «са мая большая и, кажется, самая безобраз ная дорога во всём мире». Через Вознесенку (здесь была тракто вая станция Тонтурская) проезжали в сибирскую ссылку Радищев, Чернышев ский, видели жители Вознесенки зако ванных в кандалы декабристов, петра шевцев. Через село прошёл с кандаль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2