Сибирские огни, 1953, № 2
цри ©го .непосредственном участии. Но, © отличие от Е. Петряева, А. Луш- нИков совершенно обходит вопрос об организации медицинского дела в Юж ной армии, что для биографии Вольфа имеет первостепенный интерес. Очень бегло говорит автор и о состоянии вра чебного дела в Сибири, — в работе Е. Петряева этот вопрос разработан в особой главе и составляет целостно© исследование, на фоне которого особен но рельефно выделяется деятельность Вольфа и его исключительно© значение в истории медицинского дела в Сибири. Замечателен один пример, приводимый Е. Петряевым: выясняется, что Вольф сумел с помощью жён декабристов про вести в Чите поголовное оспопрививание (стр. 178). И это в то время, когда, на пример, в Англии ещё находились вра чи, уверявшие, что от оспопрививания люди могут приобрести свойства коров. Благодаря Вольфу в Чите резко умень шилась детская смертность, уменьшилась смертность от цынги и т. д. Недостаточ но полно и подробно изложен у А. Луш- никова вопрос по изучению местного края. Краткая цитата из «Записок* Н. И. Лорера не позволяет даже при близительно охватить подлинные разме ры исследовательской деятельности Вольфа в Сибири. Достаточно сказать, что именно Вольфу принадлежит первая попытка научно-врачебной характеристи ки Ямаровского источника; он же изучал Туркинский горячий источник на Байка ле (Горячинск) и т. д. Обойдён автором и чрезвычайно важный вопрос о меди цинских воззрениях Вольфа, представ ляющих большой интерес, как пример передовой медицинской мысли своего времени. Вольф часто избегал лечить медикаментами, заменяя их организаци ей правильного режима жизни, гигиени ческими требованиями, посильной физи ческой работой и т. д. (см. «Забайка лье», вып. 5, стр. 185). Большой инте рес представляют сообщаемые Е. Пет ряевым суждения Вольфа о тибетской медицине: .«Вольф, конечно, понимал ценность некоторых практических наблю дений тибетских лекарей, но не придавал тибетской медицине как системе взгля дов научного значения, которое ей неос новательно приписывали позже. В этом вопросе Вольф оказался несравненно дальновиднее своих современников» (там же). . _ Встречаются в работе А. Лушникова и некоторые фактические ошибки: по ка кому-то недосмотру учитель Вольфа, ранний материалист-биолог, врач Дядь- ковский назван декабристом (стр. lb / ) , совершенно необоснованно утверждение, что только ранняя смерть профессора Богородицкого «избавила его от пресле дования и каторги» (стр. 178). Богоро дицкий, действительно, был членом Сою за Благоденствия, но по ликвидации по следнего к новому тайному обществу не примкнул. Таких лиц было очень много, и никто из них не пострадал, да и умер Богородицкий не до восстания, а уже в феврале 1826 г., причём об его уча’ стии в Союзе Благоденствия Следствен ной Комиссии было известно. Большой исторический и краеведче ский интерес имеет очерк М. Богдановой (стр. 83—164); среди аналогичных работ на ту же тему (т. е. о пребывании декаб ристов в разных частях Сибири) он выде ляется и по богатству привлечённых ма териалов и по широте постановки вопро са, который изучается автором неизмен но на фоне общего исторического и эко номического развития края. Привлека тельную сторону этого очерка составля ет и постоянно ощущаемое чувство жи вой связи с современностью. М. Богдановой внимательно изучены письма и мемуары декабристов, воспо минания их современников, архивные документы, что дало возможность после довательно, шаг за шагом, восстановить огромную культурно-просветительную и общественную деятельность декабристов в Минусинском крае; она подробно рас сказывает о сельскохозяйственных опы тах декабристов, об их педагогических занятиях и научных изысканиях и осо бенно об их опытах изучения края. С этой стороны статья М. Богдановой слу жит важным и существенным дополне нием к открывающему сборник очерку Л. К. Чуковской. Особую ценность представляют подо бранны© автором материалы о роли де- кабристов в воспитании политической мысли сибирской интеллигенции (стр. 149—150). Эта тема нуждается ещё, ко нечно, в дальнейшей разработке и, в первую очередь, в выяснении соответ ственных архивных материалов. С большим сочувствием говорит М. Богданова о жёнах декабристов—сиби рячках, поднимая, по существу, совер шенно новую тему: «Незаслуженно за быты и обойдены молчанием, — утверж дает она, — жёны-сибирячки, подруги де- кабристов-изгнанников, которые прошли с ними долгий и тернистый жизненный путь...» Эти «дочери простого народа со вершили также немалый подвиг», он со стоит в том, что «связав свою судьбу с изгнанниками, надев на себя доброволь но ярмо «жены государственного пре ступника», они сделали всё для того, чтобы скрасить жизнь своих мужей теп лотой чуткого женского сердца» (стр. 136). В руках автора находились ценнейшие документы — некоторые пись ма жён декабристов. Эти письма, — сви детельствует автор, — часто малограмот ны, но они «поражают и восхищают яркой образностью народного языка, здравым смыслом и одарённостью их авторов».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2