Сибирские огни, 1953, № 2
бр. Борисовы, Завалишин, Враницкий, Назимов, Якубович, Фаленберг, Норов, Лунин, А. Бестужев-Марлинский. Перво© место среди них 'по талантли вости и техническому мастерству при надлежит, конечно, Н. Бестужеву, ему же принадлежит и первое место среди дек абристов-художнинов — изобразите лей Сибири. Н. Бестужев— превосход ный пейзажист; в его рисунках, — пи шет М. Барановская, — «всегда захваты вает убедительность передачи природы... Впервые, в своих читинских пейзажах, он раскрыл красоту роскошной сибир ской природы» (стр. 215). Наряду с этим он «зарисовывал тюремный и каторжный быт, быт народных масс, мастеровых и нищих, чего в Сибири до него ещё ни кто не делал» (стр. 216). Любопытны сообщаемые М. Барановской сведения об этнографических зарисовках Н. Бесту жева иэ бурят-монгольской жизни, хра нящихся у одного частного лица в Ир кутске. В том же альбоме — ряд пейзаж ных зарисовок Прибайкалья: Н. Бесту жев «мастерски... .нарисовал могучие горные хребты, широкие долины и бес крайни© степи, расположенные вдоль ве личественного Байкала» (стр. 217). Нам думается, следовало бы поставить вопрос об издании этого замечательного аль бома. Ряд художников буквально «открыт» автором. До сих пор ничего не было из вестно о художественных произведениях Норова, Враницкого, Назимова. Норой был одним из наиболее1 образованных среди декабристов военных писателей И теоретиков; мемуары- его товарищей со хранили смутные известия о его поэти ческих опытах. М. Барановской удалось разыскать ряд его акварельных рисун ков, изображающих нашу армию в Оте чественной войне 1812 г. Один рисунок изображает Бородинское сражение: на переднем плане — генерал Багратион, которому перевязывают рану (стр. 205). Большой интерес представляют также не известные доселе превосходные акваре- ли Якубовича, обнаруженные исследова тельницей в Историческом музее: они изображают виды и типы Кавказа и Пер сии. Из других художников-декабристов наиболее талантливыми' были Андрее вич, Репин, Киреев и Ивашев. Очерк М. Барановской является цен ным вкладом и в историю русского ис кусства и в сибиреведческую литерату ру, ибо даёт почти полный обзор картин и рисунков декабристов на - сибирские темы: в них преобладает тюремная тема тика, но большое место занимают также пейзажи и жанровые сцены. В ряде ри сунков, у разных художников, отобра жён памятный в тюремной жизни декаб ристов переход из Читы в Петровский Завод. Из художников-пейэажистов первое место после И. Бестужева принадлежит, несомненно, замечательному деятелю Об щества соединённых славян, пламенному энтузиасту-революционеру Я. М. Анд реевичу, рано угасшему в Сибири от тя жёлого душевного недуга. М. Баранов ская так описывает читинские пейзажи Андреевича: на одном из них изображе но «зелёное поле, на нём одинокая фи гура конного пастуха с ружьём, рядом пасутся коровы; на переднем плане за литое солнцем пространство. Тонко пе редан широкий небесный простор и об лака, тающие в сиянии сибирского не ба» . На втором холсте — «яркое солнце сверкает на изумрудной траве и залива ет своими лучами стоящие в глубине бе рёзы» (стр. 185). «...нас поражает в ху- дожнике-любителе, — пишет автор, — удивительная смелая передача яркого солнечного света на листьях и особенно на стволах берёз, которые сильно выде ляются своей белизной на фоне зеленя» (там же). С такой же художественною чуткостью говорит автор о рисунках Ивашева, Киреева, Репина, Фаленберга. В дополнение к установленному авто ром списку имён художников-декабри стов добавим, что в Ленинградском му зее Революции хранятся два акварель ных рисунка, приписываемых Одоевско му. Приводимое на стр. 167 сообщение С. М. Волконского (внука декабриста) об альбоме П. И. Борисова, якобы нахо дившемся в личной библиотеке Нико лая II, едва ли правильно; нет также ри сунков Борисова и в атласе к «Путе шествию в Восточную Сибирь» И. Д. Бу лычева. Очень содержателен очерк А. Лушяи- кова «Декабрист врач Ф. Б. Вольф» (стр. 165—180). Если бы новосибирский сборник не запоздал так сильно с выхо дом в свет, очерк А. Лушникова явился бы первым исследованием об этом вы дающемся деятеле декабристской ссып ки. Сейчас он уже представляет мень ший интерес, так как полугодом ранее появился превосходный очерк Е. Д. Пет- ряева «Декабристы и врачебное дело в Забайкалье» («Забайкалье», вып. 5. Чита, 1952), центральное место в кото ром занимает личность Вольфа и его деятельность в Сибири. Впрочем, в не которой части очерк А. Лушникова кое в чём дополняет исследование Е. Пет- ряева, — в частности, в нём опубликова но два не известных до тех пор письма Ф. Б. Вольфа к И. Д. Якушкину (стр. 171—172) и И. И. Пущину (стр. 174— 176); особенно интересно" первое, ярко характеризующее научные интересы Вольфа. Оба автора правильно отмечают зна чение Вольфа как консультанта Пестеля по вопросам организации медицинского дела в стране и в армии. Соответствен ные страницы «Русской правды» напи саны под несомненным воздействием Вольфа, а может быть даже и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2