Сибирские огни, 1953, № 2

мостике, облокотился на перила, сосёт трубку. Я к нему: едем! А он нехотя так вынул трубку изо рта, посмотрел на ме­ ня, выпустил клуб дыма: — План-приказ будет — поедем. Кинулась я в диспетчерскую, взяла приказ и обратно на пароход. Он долго читал его, потом зачем-то в каюту по­ шёл. Полчаса, наверное, возился, пока вышли из порта. А я как на иголках! «Ну ,— думаю,— подожди!..» И далее: «А пароходишко еле шлёпа­ ет по- воде своими колёсами, и штурман на мостике с трубкой спит будто. Просто смотреть невозможно!» И в этих «Ну, подожди!» и «Просто смотреть невозможно!» — почти весь её характер, и невольно её нетерпение пе­ редаётся нам, и мы вместе с ней вол­ нуемся, отыскивая причину аварии, и верим, что она её найдёт. А медлитель­ ный старик, который «стоит себе», «облокотился», «трубку сосёт», — и он живёт в нашем представлении, чтобы ещё резче оттенить примечательные свойства главного героя. Так создаётся обаятельный облик молодого специали­ ста, интеллигента советской школы. § •J*^ Итак, мы видим, что писатели Сибири выступили в 1952 году с рядом безус­ ловно интересных произведений, в ко­ торых правдиво отражён богатый духов­ ный мир советского- человека ■— творца нового коммунистического общества, правильно и художественно убедитель­ но раскрыт смысл воспроизводимых со­ бытий. Однако итог литературного года Сиби­ ри не может удовлетворить читателя. Слишком очевидна идейно-художествен­ ная незрелость большинства рассматри­ ваемых произведений. Наши издатель­ ства, журналы и альманахи ещё не ме­ ряют публикуемые произведения мас­ штабами великих дел советского народа. Появилось немало произведений, в ко­ торых острые проблемы сегодняшнего дня разрешены без достаточной полно­ ты, яркости и глубины. Некоторые писатели продолжают односторонне изображать советских людей, показывая их, главным образом, только в сфере производства, не раскрывая одновре­ менно их внутренний мир, их личную жизнь. Во многих рассказах, повестях и романах проскальзывают в той или иной форме желания окрасить всё в розовый цвет, обойти противоречия, конфликты, сгладить их. Совершенно недостаточно ведётся борьба с отрицательными явле­ ниями нашей жизни насмерть разящим русским художественным словом. На XIX съезде партии товарищ Г. М. Маленков указал, что у нас «по­ является ещё много посредственных, серых, а иногда и просто халтурных произведений, искажающих советскую действительность». Этот огромный недо­ статок всё ещё не изжит. Многие произ­ ведения, вышедшие, в частности в Сибири, в 1 9 5 2 году, не отвечают высо­ ким требованиям народа и партии. «Высокая и благородная задача, стоящая перед работниками литерату­ ры и искусства, — подчёркивает товарищ Г. М. Маленков, •— может быть успешно решена только при условии, если мы поведём решительную борьбу с халтурой в работе наших художников и литерато­ ров, если -будет беспощадно вытравлена ложь и гниль из произведений литерату­ ры и искусства. Огромные обязанности в великой борьбе по выращиванию но­ вого, светлого и выкорчёвыванию обвет­ шалого и омертвевшего в общественной жизни ложится на наших работников ли­ тературы и искусства». Советские писатели должны и могут выполнить почётные задачи, которые поставила перед нами партия Л ен и н а - Сталина. Гений Сталина указал нам пути раз­ вития искусства, вооружил писателей величайшим творческим методом — ме­ тодом социалистического реализма, раз­ вил дальше ленинское положение о партийности литературы, высоко поднял роль и значение писателей в жизни об­ щества, назвав их инженерами человече­ ских душ. Марксистско-ленинская теория искус­ ства, развитая и обогащённая гением Сталина, требует от писателей активно вмешиваться в борьбу против отжив­ ших сил общества, без лакировки и при­ крас отражать правду жизни, решитель­ нее содействовать рождению нового, воспитывая в людях прекрасные каче­ ства борцов за коммунизм.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2