Сибирские огни, 1953, № 2
мостике, облокотился на перила, сосёт трубку. Я к нему: едем! А он нехотя так вынул трубку изо рта, посмотрел на ме ня, выпустил клуб дыма: — План-приказ будет — поедем. Кинулась я в диспетчерскую, взяла приказ и обратно на пароход. Он долго читал его, потом зачем-то в каюту по шёл. Полчаса, наверное, возился, пока вышли из порта. А я как на иголках! «Ну ,— думаю,— подожди!..» И далее: «А пароходишко еле шлёпа ет по- воде своими колёсами, и штурман на мостике с трубкой спит будто. Просто смотреть невозможно!» И в этих «Ну, подожди!» и «Просто смотреть невозможно!» — почти весь её характер, и невольно её нетерпение пе редаётся нам, и мы вместе с ней вол нуемся, отыскивая причину аварии, и верим, что она её найдёт. А медлитель ный старик, который «стоит себе», «облокотился», «трубку сосёт», — и он живёт в нашем представлении, чтобы ещё резче оттенить примечательные свойства главного героя. Так создаётся обаятельный облик молодого специали ста, интеллигента советской школы. § •J*^ Итак, мы видим, что писатели Сибири выступили в 1952 году с рядом безус ловно интересных произведений, в ко торых правдиво отражён богатый духов ный мир советского- человека ■— творца нового коммунистического общества, правильно и художественно убедитель но раскрыт смысл воспроизводимых со бытий. Однако итог литературного года Сиби ри не может удовлетворить читателя. Слишком очевидна идейно-художествен ная незрелость большинства рассматри ваемых произведений. Наши издатель ства, журналы и альманахи ещё не ме ряют публикуемые произведения мас штабами великих дел советского народа. Появилось немало произведений, в ко торых острые проблемы сегодняшнего дня разрешены без достаточной полно ты, яркости и глубины. Некоторые писатели продолжают односторонне изображать советских людей, показывая их, главным образом, только в сфере производства, не раскрывая одновре менно их внутренний мир, их личную жизнь. Во многих рассказах, повестях и романах проскальзывают в той или иной форме желания окрасить всё в розовый цвет, обойти противоречия, конфликты, сгладить их. Совершенно недостаточно ведётся борьба с отрицательными явле ниями нашей жизни насмерть разящим русским художественным словом. На XIX съезде партии товарищ Г. М. Маленков указал, что у нас «по является ещё много посредственных, серых, а иногда и просто халтурных произведений, искажающих советскую действительность». Этот огромный недо статок всё ещё не изжит. Многие произ ведения, вышедшие, в частности в Сибири, в 1 9 5 2 году, не отвечают высо ким требованиям народа и партии. «Высокая и благородная задача, стоящая перед работниками литерату ры и искусства, — подчёркивает товарищ Г. М. Маленков, •— может быть успешно решена только при условии, если мы поведём решительную борьбу с халтурой в работе наших художников и литерато ров, если -будет беспощадно вытравлена ложь и гниль из произведений литерату ры и искусства. Огромные обязанности в великой борьбе по выращиванию но вого, светлого и выкорчёвыванию обвет шалого и омертвевшего в общественной жизни ложится на наших работников ли тературы и искусства». Советские писатели должны и могут выполнить почётные задачи, которые поставила перед нами партия Л ен и н а - Сталина. Гений Сталина указал нам пути раз вития искусства, вооружил писателей величайшим творческим методом — ме тодом социалистического реализма, раз вил дальше ленинское положение о партийности литературы, высоко поднял роль и значение писателей в жизни об щества, назвав их инженерами человече ских душ. Марксистско-ленинская теория искус ства, развитая и обогащённая гением Сталина, требует от писателей активно вмешиваться в борьбу против отжив ших сил общества, без лакировки и при крас отражать правду жизни, решитель нее содействовать рождению нового, воспитывая в людях прекрасные каче ства борцов за коммунизм.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2