Сибирские огни, 1953, № 2

ляя влюблённых преодолеть определён­ ные препятствия, значительно полнее и ярче, чем в других его рассказах, пере­ даёт их новые качества,— получаются интересные рассказы. Лучшие рассказы этого года среди * рассматриваемых здесь произведений — Н. Осинина «Борискины карпы», Н. Де­ ментьева «Первое письмо» и «Катя», Ю. Сальникова «Посмотрите вокруг», А. Демченко «Маринка», Е. Коронато- вой «Брат героя». Мы видим в них яс­ ную поэтическую мысль, выраженную через характеры героев, через непосред­ ственное авторское чувство. Поэзией труда, труда скромного, под­ час неприметного, но всегда творческо­ го, проникнуты лучшие из этих произве­ дений. Влюблены в своё дело и телят­ ница Маринка, и крановщица Катя, и бригадир сборочного цеха Маша Волко­ ва. В различных условиях, по-разному, но каждая из них решает такие задачи, которые требуют смелости, инициативы, знаний. Им свойственна органическая потребность трудиться, созидать с пол­ ным сознанием высокого назначения этого труда. Это и обогащает их духов­ но, создаёт необыкновенный простор для развития в них прекрасных человече­ ских качеств. Бригадир Маша Волкова выступает в рассказе Ю. Сальникова и руководителем, и воспитателем, и об­ щественным деятелем, и потому требова- тельным и внимательным к своему «труд­ новоспитуемому» другу Антону. А добро­ вольно взятая на себя обязанность руко­ водить бригадой превратила мальчика Васю в рассказе Е. Коронатовой в ува­ жаемого всеми юношу Василия Иванови­ ча, который думает и заботится теперь и о бригаде, и о целом районе, где ещё есть люди, «не проявляющие сталинской заботы об урожае». Сознание необходи­ мости выполнять норму погрузки быстро и хорошо заставило крановщицу Катю подумать о новом приспособлении, напо­ ловину увеличивающем производитель­ ность кранов, помочь в беде товарищам — связать оборвавшийся трос, — по­ учить их работать по-новому. И самое замечательное — во всём этом она не видела ничего необычного, иногда на деле подлинно героического, как в слу­ чае с оборванным тросом, и серьёзно убеждена, что действительно полюбить её ещё пока совсем, совсем не за что, и красивая бойкая Галя имеет более прав на внимание Павла, чем она. Так, во всех этих рассказах возника­ ет обаятельный образ советского моло­ дого человека, героя нашего времени, с его примечательнейшими чертами, выра­ жающими существо его характера. Уме­ ние авторов живо и красочно обрисовать тот или иной характер — секрет успеха их произведений. И этому подчинено всё: и сюжет, и композиция, и тон из­ ложения, и буквально каждая деталь, каждое, даже отдельно взятое слово. Вориска из рассказа Н. Осинина, этот милый упрямец, потому и любим чита­ телем, что он изображён, нарисован мно­ госторонне: любознательным и настой­ чивым, ещё по-детски наивным и слабым и в то же время с каким-то ещё мало осознанным, но с большим человеческим достоинством и гордостью. И мы радост­ но узнаём: да это же он, воспитанник нашей сталинской эпохи! В этом рассказе мы видим умный смысл созидательной работы советских людей, изменяющей и природу и чело­ века, ощущаем большую радость сего­ дняшней победы и внимательнее вгля­ дываемся в то, что завтра станет дей­ ствительностью «И что-то хорошее-хоро­ шее наполняло всё его существо... За­ колыхались зелёные волны. В их глу­ бине замелькало много-много золотистых искорок. Бориска вгляделся: это у солнечного берега плавали стайки кро­ шечных рыбок, их было так много, что рябило в глазах. А среди них, как отец среди детей, медленно плавал громадный красавец-карп. Его карп». Подлинно поэтический образ всегда имеет глубо­ кий подтекст. Уже в первых рассказах Н. Демен­ тьева обнаружился индивидуальный по­ черк. Он понимает, что художественная деталь, особая интонация рассказа, пе­ редающая настроение, переживания ге­ роя и создающая внутреннюю поэтич­ ность произведения,— наиболее дейст­ венная особенность искусства слова. Его рассказы вследствие этого мы воспри­ нимаем не только рассудком, они мгно­ венно и непосредственно воздействуют на наши эмоции, чувства. В рассказе «Первое письмо» мы живём только де­ лами, заботами, страхами и радостью молодого инженера Татьяны Михайлов­ ны. Вот её провожает мама, вот она в поезде, где «весёлая компания образова­ лась» и «мамино варенье съели в пер­ вую очередь», и вот, наконец, она на своей трепетно ожидаемой первой ра­ боте: как-то будет! И обстановка, и лю­ ди, и, главное, она сама — всё это предстаёт перед нами в специфически индивидуальном освещении. Автор за­ ставил нас глядеть её глазами на всё, думать и чувствовать так, как может думать и чувствовать только она, чело­ век, делающий свой первый самостоя­ тельный шаг в жизни. В порту авария. «Я думала всего полсекунды: а что, если не справлюсь, да ещё хуже сделаю, что потом? Да и думать-то здесь было нечего: надо спасать положение. — Едем,— говорю. Серёгин посмотрел на меня, и мы побежали на пароход. Тут я немного погорячилась, даже смешно. Пароход буксирный, старенький, и штурман — по пароходу: медлительный такой старик. Стоит себе на капитанском

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2