Сибирские огни, 1953, № 2
ляя влюблённых преодолеть определён ные препятствия, значительно полнее и ярче, чем в других его рассказах, пере даёт их новые качества,— получаются интересные рассказы. Лучшие рассказы этого года среди * рассматриваемых здесь произведений — Н. Осинина «Борискины карпы», Н. Де ментьева «Первое письмо» и «Катя», Ю. Сальникова «Посмотрите вокруг», А. Демченко «Маринка», Е. Коронато- вой «Брат героя». Мы видим в них яс ную поэтическую мысль, выраженную через характеры героев, через непосред ственное авторское чувство. Поэзией труда, труда скромного, под час неприметного, но всегда творческо го, проникнуты лучшие из этих произве дений. Влюблены в своё дело и телят ница Маринка, и крановщица Катя, и бригадир сборочного цеха Маша Волко ва. В различных условиях, по-разному, но каждая из них решает такие задачи, которые требуют смелости, инициативы, знаний. Им свойственна органическая потребность трудиться, созидать с пол ным сознанием высокого назначения этого труда. Это и обогащает их духов но, создаёт необыкновенный простор для развития в них прекрасных человече ских качеств. Бригадир Маша Волкова выступает в рассказе Ю. Сальникова и руководителем, и воспитателем, и об щественным деятелем, и потому требова- тельным и внимательным к своему «труд новоспитуемому» другу Антону. А добро вольно взятая на себя обязанность руко водить бригадой превратила мальчика Васю в рассказе Е. Коронатовой в ува жаемого всеми юношу Василия Иванови ча, который думает и заботится теперь и о бригаде, и о целом районе, где ещё есть люди, «не проявляющие сталинской заботы об урожае». Сознание необходи мости выполнять норму погрузки быстро и хорошо заставило крановщицу Катю подумать о новом приспособлении, напо ловину увеличивающем производитель ность кранов, помочь в беде товарищам — связать оборвавшийся трос, — по учить их работать по-новому. И самое замечательное — во всём этом она не видела ничего необычного, иногда на деле подлинно героического, как в слу чае с оборванным тросом, и серьёзно убеждена, что действительно полюбить её ещё пока совсем, совсем не за что, и красивая бойкая Галя имеет более прав на внимание Павла, чем она. Так, во всех этих рассказах возника ет обаятельный образ советского моло дого человека, героя нашего времени, с его примечательнейшими чертами, выра жающими существо его характера. Уме ние авторов живо и красочно обрисовать тот или иной характер — секрет успеха их произведений. И этому подчинено всё: и сюжет, и композиция, и тон из ложения, и буквально каждая деталь, каждое, даже отдельно взятое слово. Вориска из рассказа Н. Осинина, этот милый упрямец, потому и любим чита телем, что он изображён, нарисован мно госторонне: любознательным и настой чивым, ещё по-детски наивным и слабым и в то же время с каким-то ещё мало осознанным, но с большим человеческим достоинством и гордостью. И мы радост но узнаём: да это же он, воспитанник нашей сталинской эпохи! В этом рассказе мы видим умный смысл созидательной работы советских людей, изменяющей и природу и чело века, ощущаем большую радость сего дняшней победы и внимательнее вгля дываемся в то, что завтра станет дей ствительностью «И что-то хорошее-хоро шее наполняло всё его существо... За колыхались зелёные волны. В их глу бине замелькало много-много золотистых искорок. Бориска вгляделся: это у солнечного берега плавали стайки кро шечных рыбок, их было так много, что рябило в глазах. А среди них, как отец среди детей, медленно плавал громадный красавец-карп. Его карп». Подлинно поэтический образ всегда имеет глубо кий подтекст. Уже в первых рассказах Н. Демен тьева обнаружился индивидуальный по черк. Он понимает, что художественная деталь, особая интонация рассказа, пе редающая настроение, переживания ге роя и создающая внутреннюю поэтич ность произведения,— наиболее дейст венная особенность искусства слова. Его рассказы вследствие этого мы воспри нимаем не только рассудком, они мгно венно и непосредственно воздействуют на наши эмоции, чувства. В рассказе «Первое письмо» мы живём только де лами, заботами, страхами и радостью молодого инженера Татьяны Михайлов ны. Вот её провожает мама, вот она в поезде, где «весёлая компания образова лась» и «мамино варенье съели в пер вую очередь», и вот, наконец, она на своей трепетно ожидаемой первой ра боте: как-то будет! И обстановка, и лю ди, и, главное, она сама — всё это предстаёт перед нами в специфически индивидуальном освещении. Автор за ставил нас глядеть её глазами на всё, думать и чувствовать так, как может думать и чувствовать только она, чело век, делающий свой первый самостоя тельный шаг в жизни. В порту авария. «Я думала всего полсекунды: а что, если не справлюсь, да ещё хуже сделаю, что потом? Да и думать-то здесь было нечего: надо спасать положение. — Едем,— говорю. Серёгин посмотрел на меня, и мы побежали на пароход. Тут я немного погорячилась, даже смешно. Пароход буксирный, старенький, и штурман — по пароходу: медлительный такой старик. Стоит себе на капитанском
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2