Сибирские огни, 1953, № 2
В. Никольского проскальзывает то же идиллическое умиление без раскры тия существенных противоречий («Ма шенька»), Рассказы такого рода представляют собой небольшие зарисовки какого-либо, нередко многозначительного, факта, эски зы и наброски к какому-то ещё не написанному произведению, но не явля ются самими законченными, завершён ными произведениями, удовлетворяющи ми читателя. Из произведения по суще ству вынута пружина, приводящая в движение участников совершившегося факта, события, — столкновение характе ров, по-разному и оценивающих и вос принимающих эти факты и события, преодоления возникающих в жизни пре пятствий и противоречий. Такой зарисовкой оказался рассказ В. Мелентьева «Старые знакомые» (аль манах «Забайкалье» № 5). Старшина Петров подходит к офицеру Истрину и через несколько минут ничего не подо зревавший капитан, а вместе и читатель, узнаёт, что старшина—его «старый зна комый» . Петров встречался с Истриным, когда был ещё пионером — во время давних довоенных манёвров воды под нёс ему напиться, затем — рабочим — танки передавал через Истрина в дей ствующую армию, наконец, солдатом — помог подразделению Истрина отбить атаку немцев. И здесь же вывод, без которого зарисовка эта оказалась бы совершеннейшей пустышкой: «За этими, казалось, случайными, встречами открывалось нечто очень важное и совсем не случайное: прочная, умная, сердечная связь поколений на шей страны»... На деле же ничего, кро ме поражающих случайностей, за этим не открывается, так как о героях рас сказа нам известно, что они оба безус ловно храбры и успешно продвигаются по службе. Как же по этим, весьма об щим характеристикам можно почувство вать ту действительную сердечную связь поколений нашей страны! Кстати, и ав тор, поспешивший в заключение сфор мулировать идею рассказа, вероятно, догадался, что иначе она не будет по нята читателем. Так, например, построены почти все рассказы А. Синёва в книге «На огне вой позиции». Это преимущественно маленькие зарисовки из жизни Совет ской Армии без малейшего намёка на более или менее глубокое решение взя той на себя задачи. Майор Трофимов из рассказа «Памят ные места» решил вместе с семьёй по ехать к родным. Дорогой, на станции, где была пересадка, он вдруг обнару жил, что «за тем лесом, на высоте, стояла моя батарея». Вместе с женой и ребёнком пошёл Трофимов к памятному для него месту. В дни боёв с целью маскировки бойцы высадили на высотке молодые деревца, и теперь они разрос лись и «дали начало» лесной полосе, пересекающей бескрайнюю степь. Гор дость и радость ощутил Трофимов. Это — хорошая тема для лириче ского стихотворения, но рассказа не по лучилось. Описание семейного уюта Трофимовых, чтение письма от родных, объяснение всех мотивов необходимости поездки, изображение самой поездки до знаменательной станции — всё это ре шительно к делу не идущие сцены. Су щество зарисовки выражено на одной, последней, странице, а шесть предшест вующих были лишь длинной и довольно скучной экспозицией. Не более как зарисовкой являются и некоторые рассказы А. Демченко — «На пароме», «Обыкновенная история». Девушка спешит на паром — ей срочно надо к садоводу Лисавенко. Дорогой — несчастье: дождь задержал, и грязью за брызгала мимо прошедшая машина. На пароме — встреча с провинившимся шофёром. Он смущён и готов искупить свою вину, внимателен, предупредите лен, предлагает «домчать» её в город за 20 минут. Девушка отказалась. Всё, но есть многозначительная концовка: «Фрося улыбнулась и стала припоми нать разговор на пароме с самого нача ла. «Как и с чего началось это?» — подумала она. И вдруг всё в ней заго релось, запело от какого-то неясного ещё, но большого, светлого и томитель ного радостного чувства...» Концовка многое объясняет, но рассказа, конечно, не делает. Перед нами лишь заготовка к рассказу о рождении любви. Хорошо сделанной зарисовкой можно считать и произведение Ю. Сальникова «С новым годом, друзья!» Не отличают ся в этом отношении глубиной и неко торые рассказы опытных авторов. Их за рисовки не идут дальше сообщения о более или менее интересном факте. В них нет художественного обобщения существенных сторон действительности. С. Сартаков в «Садике под окнами» рассказал читателю о трагическом слу чае с семьёй советского офицера во вре мя войны, о большом горе человека, отчаявшегося вернуть сына из фашист ского, затем, после войны, американ ского плена. Но рассказал так, что живого облика этого человека предста вить почти невозможно, как и самого рассказчика, от имени которого этот факт сообщается. Когда А. Демченко, рассказывая о возникновении любви в «Маринке», не ограничивается изображением обстоя тельств, сопутствующих этому, но и вос производит перипетии возникающей, рождающейся любви и связанные с этим душевные, чем-то неповторимые волне ния Маринки и Кости; когда Ю. Саль ников в рассказах «Разговор о герое» или «У микрофона» в очень острых для героев положениях раскрывает их ха рактеры; когда В. Никольский, застав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2