Сибирские огни, 1953, № 2

брезентовая куртка, такие же брюки по­ верх кирзовых сапог совсем изменили его. — Тебя, Павел Алексеевич, теперь совсем не узнать, — подвигаясь на си­ денье, сказал Вася. — Наука впрок пошла. Примечай, сынок, пригодится, — ответил Пихтачёв, словно невзначай проводя рукой по глад­ ко выбритому подбородку». И разумеется, в самом конце повести он из убеждённого сторонника старого старательского принципа — «золото чистеньких не любит» ■— превращается я яростного поборника чистоты: «Нашёл оправдание1 — кричит Пихтачёв на про­ винившегося. — Проучить тебя за это! На нашей фабрике должно быть чисто, как в больнице. А ты плюёшь на пол.» Конечно, всё это — внешние проявле­ ния «перевоспитания» героя, а что про­ изошло в его душе, читатель не знает. В начале повести Н. Ященко «За Бай­ калом» Гантимуров выступает как гру­ биян, ярый сторонник отсталых мето­ дов работы на молочной ферме. Он, «как чёрт ладана боится всего нового». (Краска чёрная). В конце — он при­ знаётся: «подремонтировали меня» и хотя «упирался я, зато делал всё на со­ весть». (Краска белая). Что делал герой, как упирался, каким образом убедился в своей неправоте, короче: что произош­ ло в его сознании, в характере его, ав­ тор умолчал, не показал, заменив всё словами признания, констатирующими факт перевоспитания, словами, которые, как известно, могут великолепно расхо­ диться с его делами. Также «подремонтированным» к кон­ цу романа оказался Гречкин в произве­ дении Н. Устииовича «Степной маяк», совершивший вначале ряд грубых оши­ бок. «В том, что Тарасов поручил те­ перь поехать сюда именно ему, Гречкин видел как бы намёк секретаря райкома: ты, мол, сделал в Ермилове грубую ошибку и в Ермилове же должен испра­ вить... Что ж, он сделает всё, что спосо­ бен сделать!» А способен он был пока совершать ошибки, к тому же грубые, а на что он способен большее — чита­ тель не знает и должен верить на слово. Скороговоркой рассказана история сравнительно замедленного перевоспита­ ния нерадивого шофёра Крысова в ро­ мане В. Тычинина. И говорится обо всём этом какими-то сухо-репортёрскими словами, не внушающими доверия: «Ви­ дя насторожённое внимание к себе всей бригады, польщённый словами Тумано­ ва, Крысов в самом деле начал лучше следить за машиной, перестал околачи­ ваться в гараже. Подействовала на него общая атмосфера подъёма, царившая на автобазе». Может ли такая отписка убе­ дить нас в том, что в нём действитель­ но что-то произошло! И таких разъясне­ ний-отписок и в романе В. Тычинина и в произведениях других авторов немало. В частности, в повести И. Дворецкого об инженере Романове сказано «хам». Он не желает работать в полную меру своих сил, более того, мешает работать другим. Его наказали, сняли с занимае­ мой должности главного механика (разу­ меется, это произошло в конце произве­ дения). Романов возмутился, а замполит начал его уговаривать: «Вы уясните: наказывает вас не Лоштаков и не Ле­ бедь, и не Плотников... Коллектив нака­ зывает, потому что вы пошли против его кровных интересов». Тяжёлое обви­ нение! И вот об этом человеке, пошед­ шем против кровных интересов коллек­ тива, Лоштаков вдруг «уверенно» гово­ рит: «Одумается!». Это же не что иное, как простая отписка, так как в Рома­ нове до этого' не замечалось решительно ничего такого, что позволило бы чита­ телю разделить с Лоштаковым его за­ видную уверенность. Очевидно, автор решил, что «хам» в наших условиях долго оставаться «хамом» не может: обязательно перевоспитается! — и поспе­ шил с такими, ничем не подкреплённы­ ми заверениями. В таких местах писа­ тели от изображения соскальзывают к информации, к объяснению. Язык таких мест произведения, как правило1, лишён какой-либо эмоциональной окраски, он однотонен, бесстрастен, вял. В интересной по замыслу повести М. Миронова «Поиски» (Красноярск) выведен образ геолога Вербы, карьери­ ста умного и расчётливого. Он деляга, не верящий в искреннюю, бескорыстную заинтересованность и увлечённость лю­ дей делом. Деньги, удобства, слава, до­ бытая легко, без особых усилий,— един­ ственный двигатель его побуждений. Он знает своё дело, но чтобы оправдать свою боязнь риска и полное равноду­ шие к новАлм проблемам, выдвигаемым жизнью, он прячется за спины научных авторитетов, чаще всего иностранных... Ярослав Богатов, главный герой пове­ сти, — геолог иного', прямо' противопо­ ложного характера. Он энергичен, ини­ циативен, настойчив. Вопреки утверж­ дениям американских профессоров, он находит на реке Неразгаданной железо. Любовь к своей профессии, бескорыст­ ное служение людям, преданность совет­ ской Родине — основные его качества. В повести есть ещё ряд интересно за­ думанных характеров. Но в раскрытии их М. Миронов слишком прямолинеен, он словно не доверяет своим героям и стремится во что бы то ни стало обяза­ тельно объяснить смысл каждого их по­ ступка, разъяснить значение каждой новой сцены. Нарисовав сцену столкновения Вербы и Богатова, писатель всё-таки считает необходимым заключить её словами, к сожалению, мало что дополняющими к уже ясному образу Вербы. «Вот он сидит в мягком кресле, про­ сматривает архивные схемы, беспрекос­ ловно верит в научную объективность

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2