Сибирские огни, 1953, № 2
брезентовая куртка, такие же брюки по верх кирзовых сапог совсем изменили его. — Тебя, Павел Алексеевич, теперь совсем не узнать, — подвигаясь на си денье, сказал Вася. — Наука впрок пошла. Примечай, сынок, пригодится, — ответил Пихтачёв, словно невзначай проводя рукой по глад ко выбритому подбородку». И разумеется, в самом конце повести он из убеждённого сторонника старого старательского принципа — «золото чистеньких не любит» ■— превращается я яростного поборника чистоты: «Нашёл оправдание1 — кричит Пихтачёв на про винившегося. — Проучить тебя за это! На нашей фабрике должно быть чисто, как в больнице. А ты плюёшь на пол.» Конечно, всё это — внешние проявле ния «перевоспитания» героя, а что про изошло в его душе, читатель не знает. В начале повести Н. Ященко «За Бай калом» Гантимуров выступает как гру биян, ярый сторонник отсталых мето дов работы на молочной ферме. Он, «как чёрт ладана боится всего нового». (Краска чёрная). В конце — он при знаётся: «подремонтировали меня» и хотя «упирался я, зато делал всё на со весть». (Краска белая). Что делал герой, как упирался, каким образом убедился в своей неправоте, короче: что произош ло в его сознании, в характере его, ав тор умолчал, не показал, заменив всё словами признания, констатирующими факт перевоспитания, словами, которые, как известно, могут великолепно расхо диться с его делами. Также «подремонтированным» к кон цу романа оказался Гречкин в произве дении Н. Устииовича «Степной маяк», совершивший вначале ряд грубых оши бок. «В том, что Тарасов поручил те перь поехать сюда именно ему, Гречкин видел как бы намёк секретаря райкома: ты, мол, сделал в Ермилове грубую ошибку и в Ермилове же должен испра вить... Что ж, он сделает всё, что спосо бен сделать!» А способен он был пока совершать ошибки, к тому же грубые, а на что он способен большее — чита тель не знает и должен верить на слово. Скороговоркой рассказана история сравнительно замедленного перевоспита ния нерадивого шофёра Крысова в ро мане В. Тычинина. И говорится обо всём этом какими-то сухо-репортёрскими словами, не внушающими доверия: «Ви дя насторожённое внимание к себе всей бригады, польщённый словами Тумано ва, Крысов в самом деле начал лучше следить за машиной, перестал околачи ваться в гараже. Подействовала на него общая атмосфера подъёма, царившая на автобазе». Может ли такая отписка убе дить нас в том, что в нём действитель но что-то произошло! И таких разъясне ний-отписок и в романе В. Тычинина и в произведениях других авторов немало. В частности, в повести И. Дворецкого об инженере Романове сказано «хам». Он не желает работать в полную меру своих сил, более того, мешает работать другим. Его наказали, сняли с занимае мой должности главного механика (разу меется, это произошло в конце произве дения). Романов возмутился, а замполит начал его уговаривать: «Вы уясните: наказывает вас не Лоштаков и не Ле бедь, и не Плотников... Коллектив нака зывает, потому что вы пошли против его кровных интересов». Тяжёлое обви нение! И вот об этом человеке, пошед шем против кровных интересов коллек тива, Лоштаков вдруг «уверенно» гово рит: «Одумается!». Это же не что иное, как простая отписка, так как в Рома нове до этого' не замечалось решительно ничего такого, что позволило бы чита телю разделить с Лоштаковым его за видную уверенность. Очевидно, автор решил, что «хам» в наших условиях долго оставаться «хамом» не может: обязательно перевоспитается! — и поспе шил с такими, ничем не подкреплённы ми заверениями. В таких местах писа тели от изображения соскальзывают к информации, к объяснению. Язык таких мест произведения, как правило1, лишён какой-либо эмоциональной окраски, он однотонен, бесстрастен, вял. В интересной по замыслу повести М. Миронова «Поиски» (Красноярск) выведен образ геолога Вербы, карьери ста умного и расчётливого. Он деляга, не верящий в искреннюю, бескорыстную заинтересованность и увлечённость лю дей делом. Деньги, удобства, слава, до бытая легко, без особых усилий,— един ственный двигатель его побуждений. Он знает своё дело, но чтобы оправдать свою боязнь риска и полное равноду шие к новАлм проблемам, выдвигаемым жизнью, он прячется за спины научных авторитетов, чаще всего иностранных... Ярослав Богатов, главный герой пове сти, — геолог иного', прямо' противопо ложного характера. Он энергичен, ини циативен, настойчив. Вопреки утверж дениям американских профессоров, он находит на реке Неразгаданной железо. Любовь к своей профессии, бескорыст ное служение людям, преданность совет ской Родине — основные его качества. В повести есть ещё ряд интересно за думанных характеров. Но в раскрытии их М. Миронов слишком прямолинеен, он словно не доверяет своим героям и стремится во что бы то ни стало обяза тельно объяснить смысл каждого их по ступка, разъяснить значение каждой новой сцены. Нарисовав сцену столкновения Вербы и Богатова, писатель всё-таки считает необходимым заключить её словами, к сожалению, мало что дополняющими к уже ясному образу Вербы. «Вот он сидит в мягком кресле, про сматривает архивные схемы, беспрекос ловно верит в научную объективность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2