Сибирские огни, 1953, № 2
нее, напуганном Тумановым, о подлень ком начальнике приискового участка Шакуте, признавшемся в пьяном виде, что первое место он «завоевал» припис кой добычи, и некоторых других таких же «деятелях». Но все эти герои орга нически не входят в повествование, они действуют где-то на периферии главных событий, являются не более как эпизо дическими лицами, которые вводятся лишь для того, чтобы оттенить, ещё раз проиллюстрировать замечательные каче ства главных героев. Так, о взяточнике- инспекторе рассказано затем, чтобы по казать проницательность замполита Строганова, о заведующем столовой, чтобы показать принципиальность Тума нова, о Шакуте, довольно глупо разо блачающем себя, чтобы характеризовать прямоту и честность Кедрова. В резуль тате получается, что «идеальный» совет ский человек противостоит лишь стихии природы и борется только с ней; пурга, засасывающие болота, разлив воды, мо розы, сама глухая тайга, где Туманов с товарищами чуть не погиб, заблудив шись, — вот главные препятствия, кото рые преодолевают герои, других препят ствий нет. Им по существу не с кем бо роться, перед ними «пассивная» приро да, а не реальная, сознательно действую щая человеческая сила. И все эти бра коделы, лентяи, обманщики и воры разоблачаются, выводятся на чистую во ду с лёгкостью необыкновенной, стоит только взглянуть на них честному чело веку. Резко сатирически, зло и броско на рисовал В. Тычинин портрет заведую щего клубом Кононова, трагика Аркадия Нюансова, «осквернявшего собою под мостки МХАТа». Это «ископаемое», по характеристике жены Кедрова, пропа гандирует «халтуру — не продохнёшь», именует себя не иначе, как «жрецом чистого искусства», называет почти всех на прииске «дураками и делягами». С первой же встречи с ним Кедрова ре шила; «Гнать Нюансова поганой метлой и впредь не допускать его к клубной ра боте на пушечный выстрел». Допустим, что всё это так и есть, но не очень ли откровенен этот нафталином пропахший герой, разоблачающий себя с первым встречным, не странно ли, после этого, что его идеологическую диверсию так долго не замечали, прежде всего зампо лит Арсеньев, человек культурный, об разованный и, в романе явно, полонш- тельный. Не проявляет ли он здесь то ротозейство, ту беспечность, против ко торых необходимо бороться? Следствием именно* такого показа борьбы нового со старым, где старое изображается где-то на третьем плане и легко, безболезненно обнаруживается, разоблачается и изгоняется, очевидно, являются и другие существенные недо статки произведения. Во-первых, это приводит к статич ности в характере положительного ге роя. Он выступает в своей, так сказать, только идеальной функции, заданной ему автором, вне конкретных проявле ний всех своих замечательных качеств, развивающихся, как известно, в столк новении, в борьбе с людьми, являющи мися носителями иных свойств и осо бенностей. Так, статичными оказались образы Туманова, Строганова, Арсенье ва, Хирсели и других героев романа В. Тычинина. Во-вторых, драматизм со бытий заменяется описательством, герой преодолевает только внешние препят ствия, природные или технические, и опускаются препятствия более глубокие, не менее трудно преодолеваемые, идей ные или психологические, вытекающие из разности характеров и мировоззре- ния. В-третьих, незаметно, но, к сожа лению, постоянно такое изображение от жившего и реакционного пропагандирует по существу благодушие, хвастовство, самоуспокоенность. Нам с нашими успе хами, дескать, всё ни по чём, только взглянем — увидим, разоблачим, унич тожим... А в соответствии с этим типы карьеристов, взяточников, лентяев и всякого рода проходимцев изображаются без масок «добропорядочных» людей, которые они на себя надевают. Они обя зательно беспредельно глупы, никчём ны и почти сами лезут в петлю, для них автором уготованную. Помогает ли это увидеть истинное лицо врага, мобилизу ет ли на борьбу с ротозейством? Конеч но, нет. Этим же благодушием продиктовано и то, ставшее в литературе штампом, пе ревоспитание героя, которое всё ещё даётся во многих произведениях поверх ностно, без достаточной глубины изо бражения действительно проводимого партией и государством воспитания и перевоспитания масс. В первой половине произведения человека мажут густочёр ной краской, во второй — оттирают до блеска да так, что и верить перестаёшь, ибо краска белая проступает мгновенно при первом прикосновении щётки и глав ное — по явному и ничем не прикры тому произволу автора. По такому принципу дан, например, образ Пихтачёва в повести Г. Лезгин- цева «Золотая тайга». Сцена в начале повести: «— Слушай, Пихтачёв, —1 говорят ему на собрании, — надоело нам с тобой няньчиться! Сколько раз с тобой толко вали, призывали к порядку, а что толку? ...И сейчас ведёшь себя возмутитель но: пришёл позже всех. Посмотри на се бя: небритый, растрёпанный, грязный. А ведь ты руководитель крупнейшей артели!» Сцена поближе к концу повести: «Обернувшись, Вася с трудом узнал Пихтачёва: фибровая каска с яркой аккумуляторной лампой, широкая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2