Сибирские огни, 1953, № 2

одного из героев и не сорвавшая строительство, здесь и единоборство семейства Ипташевых с «семейством» медведей, расположившихся в старой, необыкновенно золотоносной штольне. Всё это вместе с многочисленными вставками — рассказами о жизни приис­ кателей в прошлом, — имеющими к на­ стоящему очень отдалённое отношение, не могло составить единого стержня произведения. И если возникали какие- либо столкновения между людьми, то они или быстро снимались (конфликт с Пихтачёвым) или носили «привесочный» характер, совершенно никак не связан­ ный с основным действием повести, например, взаимоотношениями Ивана Кравченко и Наташи, изображённых к тому же очень схематично. Наташа рев­ нует Ивана Кравченко к Кате, отдаляет­ ся от него, избегает встреч и, наконец, решает уехать. Как же ведёт себя любя­ щий её Иван, что чувствует и думает — неизвестно, лишь в поезде отъезжаю­ щей Наташе он сказал, что Катю он не любит и не любил, что любит только её, Наташу. И она поверила Ивану, «серд­ цем услышала» его «глубокую внутрен­ нюю боль», но не поверил и не услы­ шал, не почувствовал волнения и боли читатель, ничего не знающий о причи­ нах и истинных следствиях так сложив­ шихся взаимоотношений двух любящих друг друга людей. Здесь есть только название состояний героев, их перечис­ ление в определённой последователь­ ности: любовь, сомнения, ревность, объ­ яснение и нет изображения любящих людей. Весьма поучителен пример с интерес­ ным романом В. Тычинина «Большая Сибирь». Несомненно, автор — худож­ ник. Мы живо представляем, как два друга — шофёр Михаил Туманов и шах­ тёр Николай Кедров, главные герои произведения, решили отправиться с Донбасса на строительство в Сибирь, как они добрались до нового места, как вошли в жизнь не знакомосо им коллек­ тива автобазы и прииска, как, наконец, они хорошо работали. Мы видим, какие люди их окружают, верим, что размах строительства «Большой Сибири», мощь его технического оснащения, замеча­ тельные люди взволновали и захватили Кедрова и Туманова. И то, что друзья слегка завидуют лю­ дям, уже работающим здесь, и то, что они волнуются при виде огромного раз­ маха работ, нисколько не удивляет чи­ тателя, потому что такими всегда отзыв­ чивыми, готовыми к любому напряжён­ ному труду выступают они и в качестве работников определённой профессии, и в дружбе, и в отношении к семье, к лю­ дям, к Родине. Автор неторопливо и об­ стоятельно, с большой любовью и ис­ кренностью показывает своих героев в различных обстоятельствах их жизни. И пейзаж, данный в романе скупо и сдержанно, служит основной цели—рас­ крыть душу человека, передать его внут­ ренние глубинные свойства. Туманов с Кедровым ещё в поезде- встретили работника «Большой Сиби­ ри». Почти до утра расспрашивали его друзья о строительстве. «Они получили ясное представление о том крае, куда направлялись. Спать уже не хотелось, и все трое прильнули к окну. Поезд как раз подходил к истоку Ангары. Странно было видеть, как большая река начина­ лась не извилистым ручейком, а широко и свободно вытекала из озера... То и де­ ло в вагоне становилось темно. Вспы­ хивали плафоны. От стен туннеля гулко отражался шум поезда. После недолгого мрака особенно красивой казалась не­ бесно-голубая бирюза Байкала. Неболь­ шие волны плескались возле усыпанного разноцветными гальками чистенького берега. Иногда вода подступала так близко, что казалось — поезд идёт по озеру. Впереди, далеко-далеко, в смут- ной дымке, скорее угадывался, чем про­ ступал противоположный берег Байкала. На Севере небо слилось с водой. Сине­ ли бесчисленные горы, опушённые леса­ ми. Необъятный край могуче раскинул­ ся вокруг. Взволнованный Михаил впитывал взглядом необозримый простор. Вот он проехал тысячи вёрст, а вокруг попреж- нему расстилается советская земля, ра­ боче-крестьянская держава. Родина,. Россия! Нет краше тебя на свете» и т. д. Этот пейзаж не может казаться здесь лишним, формальным, выполняющим только одну функцию — быть фоном ка­ ких-то, безразлично каких, событий, он передаёт возбуждённое состояние геро­ ев, заражает читателя определённым чувством, полнее рисует человека через восприятие им красоты природы, пейзаж производит впечатление и нужен здесь, так как он, по выражению Белинского, «пропущен через сердце». Всё это сви­ детельствует, что В. Тычинин — писа­ тель, умеющий почувствовать и передать полноту явлений жизни поэтическими средствами. Тем не менее, роман этот не пол- ’ ностью удовлетворяет читателя. В док­ ладе на XIX съезде партии товарищ Г. М. Маленков отмечал, что, наряду с показом положительного героя во всём великолепии его человеческих досто­ инств, следует беспощадно бичевать по­ роки и болезненные явления. Носители гнилья, распространители вредных настроений, бракоделы, рвачи и лентяи есть в романе В. Тычинина «Большая Сибирь». Читатель узнаёт о неком инспекторе, который беззастенчи­ во брал взятки почти поголовно со всех шофёров автобазы, узнаёт о Юрасове, начальнике отдела технического контро­ ля, допускающем брак, узнаёт о каком- то нерадивом или заворовавшемся заве­ дующем столовой, разоблачённом, вер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2