Сибирские огни, 1953, № 2
одного из героев и не сорвавшая строительство, здесь и единоборство семейства Ипташевых с «семейством» медведей, расположившихся в старой, необыкновенно золотоносной штольне. Всё это вместе с многочисленными вставками — рассказами о жизни приис кателей в прошлом, — имеющими к на стоящему очень отдалённое отношение, не могло составить единого стержня произведения. И если возникали какие- либо столкновения между людьми, то они или быстро снимались (конфликт с Пихтачёвым) или носили «привесочный» характер, совершенно никак не связан ный с основным действием повести, например, взаимоотношениями Ивана Кравченко и Наташи, изображённых к тому же очень схематично. Наташа рев нует Ивана Кравченко к Кате, отдаляет ся от него, избегает встреч и, наконец, решает уехать. Как же ведёт себя любя щий её Иван, что чувствует и думает — неизвестно, лишь в поезде отъезжаю щей Наташе он сказал, что Катю он не любит и не любил, что любит только её, Наташу. И она поверила Ивану, «серд цем услышала» его «глубокую внутрен нюю боль», но не поверил и не услы шал, не почувствовал волнения и боли читатель, ничего не знающий о причи нах и истинных следствиях так сложив шихся взаимоотношений двух любящих друг друга людей. Здесь есть только название состояний героев, их перечис ление в определённой последователь ности: любовь, сомнения, ревность, объ яснение и нет изображения любящих людей. Весьма поучителен пример с интерес ным романом В. Тычинина «Большая Сибирь». Несомненно, автор — худож ник. Мы живо представляем, как два друга — шофёр Михаил Туманов и шах тёр Николай Кедров, главные герои произведения, решили отправиться с Донбасса на строительство в Сибирь, как они добрались до нового места, как вошли в жизнь не знакомосо им коллек тива автобазы и прииска, как, наконец, они хорошо работали. Мы видим, какие люди их окружают, верим, что размах строительства «Большой Сибири», мощь его технического оснащения, замеча тельные люди взволновали и захватили Кедрова и Туманова. И то, что друзья слегка завидуют лю дям, уже работающим здесь, и то, что они волнуются при виде огромного раз маха работ, нисколько не удивляет чи тателя, потому что такими всегда отзыв чивыми, готовыми к любому напряжён ному труду выступают они и в качестве работников определённой профессии, и в дружбе, и в отношении к семье, к лю дям, к Родине. Автор неторопливо и об стоятельно, с большой любовью и ис кренностью показывает своих героев в различных обстоятельствах их жизни. И пейзаж, данный в романе скупо и сдержанно, служит основной цели—рас крыть душу человека, передать его внут ренние глубинные свойства. Туманов с Кедровым ещё в поезде- встретили работника «Большой Сиби ри». Почти до утра расспрашивали его друзья о строительстве. «Они получили ясное представление о том крае, куда направлялись. Спать уже не хотелось, и все трое прильнули к окну. Поезд как раз подходил к истоку Ангары. Странно было видеть, как большая река начина лась не извилистым ручейком, а широко и свободно вытекала из озера... То и де ло в вагоне становилось темно. Вспы хивали плафоны. От стен туннеля гулко отражался шум поезда. После недолгого мрака особенно красивой казалась не бесно-голубая бирюза Байкала. Неболь шие волны плескались возле усыпанного разноцветными гальками чистенького берега. Иногда вода подступала так близко, что казалось — поезд идёт по озеру. Впереди, далеко-далеко, в смут- ной дымке, скорее угадывался, чем про ступал противоположный берег Байкала. На Севере небо слилось с водой. Сине ли бесчисленные горы, опушённые леса ми. Необъятный край могуче раскинул ся вокруг. Взволнованный Михаил впитывал взглядом необозримый простор. Вот он проехал тысячи вёрст, а вокруг попреж- нему расстилается советская земля, ра боче-крестьянская держава. Родина,. Россия! Нет краше тебя на свете» и т. д. Этот пейзаж не может казаться здесь лишним, формальным, выполняющим только одну функцию — быть фоном ка ких-то, безразлично каких, событий, он передаёт возбуждённое состояние геро ев, заражает читателя определённым чувством, полнее рисует человека через восприятие им красоты природы, пейзаж производит впечатление и нужен здесь, так как он, по выражению Белинского, «пропущен через сердце». Всё это сви детельствует, что В. Тычинин — писа тель, умеющий почувствовать и передать полноту явлений жизни поэтическими средствами. Тем не менее, роман этот не пол- ’ ностью удовлетворяет читателя. В док ладе на XIX съезде партии товарищ Г. М. Маленков отмечал, что, наряду с показом положительного героя во всём великолепии его человеческих досто инств, следует беспощадно бичевать по роки и болезненные явления. Носители гнилья, распространители вредных настроений, бракоделы, рвачи и лентяи есть в романе В. Тычинина «Большая Сибирь». Читатель узнаёт о неком инспекторе, который беззастенчи во брал взятки почти поголовно со всех шофёров автобазы, узнаёт о Юрасове, начальнике отдела технического контро ля, допускающем брак, узнаёт о каком- то нерадивом или заворовавшемся заве дующем столовой, разоблачённом, вер-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2