Сибирские огни, 1953, № 2
без каких-либо драматических событий в жизни героев повествование будет мало интересным, как бы превосходно ни опи сывал он историю о том, как весело доярки давали имена новорождённым телятам, как с чувством и подъёмом они пели песни, как доили коров и ухажива ли за ними, поэтому автор и ввёл рас сказ о некоторых недоразумениях меж ду главными героями. Анна любила Степана Забелина. Но однажды влюблённый в неё Степан в шутку сказал: «наша Анка... любить по- настоящему не умеет...» Гордая Анна смертельно обиделась, хотя не могла не понять, что это шутка, и в отместку... вышла замуж за нелюбимого Егора. Степан в отчаянии. Егор оказался подлецом • и вором, и Анна, поняв оплошность, прогнала его. Это рас сказано на 2—3 страницах. Затем, лет через пять, когда Степан стал парторгом, Анна — заведующей фер мой, они снова начинают встречать ся. Все знают, что Степан попрежнему её любит, а Анна — Степана, все ждут объяснения, но оно как-то беспричинно оттягивается и происходит лишь на предпоследней странице повести: «Эх ты, . кудрявая голова,— сказала едва слышно Анна и задумалась. — Тогда я его любила? Тогда? А теперь? Зачем я себя обманываю? Была сердечная обида, но она давно прошла. А любовь оста лась, потому что она сильнее обиды. Сломать свою гордость жалко. А что дороже? Лучше его никто любить не умеет, другого такого нигде не найдёшь. А вот сколько я его мучаю. И себя то же извела, хотя он и не знает. Муки-то эти зачем? Никто меня не осудит за любовь. Одна я знаю, какой он хоро ший! Без него мне всё труднее и труд нее. Кто скажет ему о любви моей?.. Я сама скажу, сейчас же, сию минуту!» Малоубедительный, хотя и решающий внутренний монолог Анны весьма невы годно аттестует героиню, по замыслу умную и сердечную женщину. Гордость свою ей сломать жалко, а сломать свою и чужую жизнь из-за шутки и упрям ства не жалко: она ни разу не подумала, прошла ли у Степана не шуточная, а настоящая сердечная обида, которую она ему нанесла, не подумала, не может ли эта обида стать тем непреодолимым препятствием, которого Анна должна была бояться, если ещё любила Степа на. А Степан, выходит, не имеет гордо сти? Чем, наконец, оправдать то, что ■всеми ожидаемое объяснение так затя нулось? Но это — психологические тон кости. Анна решила просто: другого та кого не найдёшь, следовательно, надо игги 1к нему, а Степан рад и слова ей не сказал, ибо такова воля автора. Не менее легковесны и надуманны «столкновения» других героев повести— Фени и Мити. Казалось, что автор скоро сообщит читателям об их свадьбе: так безоблачна их любовь. Но о чём же тог да рассказывать? И придумывается лёгонькое недоразумение, растянутое на несколько страниц. Певунья Ольга и гармонист Митя стали таинственно уединяться. Все взволнованы. Феня возмущена. Однако вскоре выясняется, что Ольга и Митя уединялись, чтобы сочинить песню о доярках: они хотели преподнести её товарищам как сюрприз. Песня сочинена и исполнена, Феня успо коилась, и повесть закончилась. В повести Н. Ященко есть несколько живых сцен и картин. Это свидетель ствует об умении автора взглянуть на происходящее глазами художника. Но произведение, в котором изображение событий подменено описательством, жи вое действие — информацией и рассуж дениями, образы не продуманы, такое произведение не заинтересует читателя. В чём же существо недостатков этих и подобных им произведений? Можно сказать, писателю не достаёт ма стерства, таланта и пр. Этс>, может быть, и верно, но в этом не вся правда. Неко торые произведения советской литерату ры последних лет позволяют, к сожале нию, сделать вывод, что будто бы един ственным содержанием конфликта с раз витием общества будет являться борьба человека с природой. Да, она существо вала и будет существовать. М. Горький писал, что «наше время включает в об ласть поэзии совершенно новые темы, например, борьбу коллективно органи зованного разума против стихийных сил природы...» Но можно ли сводить всё многообразие жизни общества только к такого рода столкновениям? Ведь это значило бы, что в человеческом об ществе уже не будет происходить ника ких процессов и оно остановится в своём развитии. Конфликт в жизни социалистического общества — не просто в столкновении сознательно действующего человека с противостоящей ему бессознательной природой, а. в деятельности людей, в ха рактере их отношений друг к другу, от ношений к труду, к собственности, к го сударству, наконец, к природе. Отноше ние людей между собой в процессе их трудовой деятельности, направленной на овладение стихийными силами природы, — вот как может быть сформулирован источник такого конфликта. Однако в повести Г. Лезгинцева «Зо лотая тайга» («Сибирские огни» № 1, 1952 г.) конфликт в основном развивает ся не по линии борьбы передовых людей с отсталыми взглядами и вредными дей ствиями и поступками некоторых участ ников строительства государственного рудника по добыче золота, а преимуще ственно—и наиболее красочно—по линии борьбы с природой. Здесь и сцены страш ного стихийного водоразлива, чуть не уничтожившего всё оборудование, здесь и смертоносная пурга, едва не погубившая 12. «Сибирские огни» № 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2