Сибирские огни, 1953, № 2

без каких-либо драматических событий в жизни героев повествование будет мало­ интересным, как бы превосходно ни опи­ сывал он историю о том, как весело доярки давали имена новорождённым телятам, как с чувством и подъёмом они пели песни, как доили коров и ухажива­ ли за ними, поэтому автор и ввёл рас­ сказ о некоторых недоразумениях меж­ ду главными героями. Анна любила Степана Забелина. Но однажды влюблённый в неё Степан в шутку сказал: «наша Анка... любить по- настоящему не умеет...» Гордая Анна смертельно обиделась, хотя не могла не понять, что это шутка, и в отместку... вышла замуж за нелюбимого Егора. Степан в отчаянии. Егор оказался подлецом • и вором, и Анна, поняв оплошность, прогнала его. Это рас­ сказано на 2—3 страницах. Затем, лет через пять, когда Степан стал парторгом, Анна — заведующей фер­ мой, они снова начинают встречать­ ся. Все знают, что Степан попрежнему её любит, а Анна — Степана, все ждут объяснения, но оно как-то беспричинно оттягивается и происходит лишь на предпоследней странице повести: «Эх ты, . кудрявая голова,— сказала едва слышно Анна и задумалась. — Тогда я его любила? Тогда? А теперь? Зачем я себя обманываю? Была сердечная обида, но она давно прошла. А любовь оста­ лась, потому что она сильнее обиды. Сломать свою гордость жалко. А что дороже? Лучше его никто любить не умеет, другого такого нигде не найдёшь. А вот сколько я его мучаю. И себя то­ же извела, хотя он и не знает. Муки-то эти зачем? Никто меня не осудит за любовь. Одна я знаю, какой он хоро­ ший! Без него мне всё труднее и труд­ нее. Кто скажет ему о любви моей?.. Я сама скажу, сейчас же, сию минуту!» Малоубедительный, хотя и решающий внутренний монолог Анны весьма невы­ годно аттестует героиню, по замыслу умную и сердечную женщину. Гордость свою ей сломать жалко, а сломать свою и чужую жизнь из-за шутки и упрям­ ства не жалко: она ни разу не подумала, прошла ли у Степана не шуточная, а настоящая сердечная обида, которую она ему нанесла, не подумала, не может ли эта обида стать тем непреодолимым препятствием, которого Анна должна была бояться, если ещё любила Степа­ на. А Степан, выходит, не имеет гордо­ сти? Чем, наконец, оправдать то, что ■всеми ожидаемое объяснение так затя­ нулось? Но это — психологические тон­ кости. Анна решила просто: другого та­ кого не найдёшь, следовательно, надо игги 1к нему, а Степан рад и слова ей не сказал, ибо такова воля автора. Не менее легковесны и надуманны «столкновения» других героев повести— Фени и Мити. Казалось, что автор скоро сообщит читателям об их свадьбе: так безоблачна их любовь. Но о чём же тог­ да рассказывать? И придумывается лёгонькое недоразумение, растянутое на несколько страниц. Певунья Ольга и гармонист Митя стали таинственно уединяться. Все взволнованы. Феня возмущена. Однако вскоре выясняется, что Ольга и Митя уединялись, чтобы сочинить песню о доярках: они хотели преподнести её товарищам как сюрприз. Песня сочинена и исполнена, Феня успо­ коилась, и повесть закончилась. В повести Н. Ященко есть несколько живых сцен и картин. Это свидетель­ ствует об умении автора взглянуть на происходящее глазами художника. Но произведение, в котором изображение событий подменено описательством, жи­ вое действие — информацией и рассуж­ дениями, образы не продуманы, такое произведение не заинтересует читателя. В чём же существо недостатков этих и подобных им произведений? Можно сказать, писателю не достаёт ма­ стерства, таланта и пр. Этс>, может быть, и верно, но в этом не вся правда. Неко­ торые произведения советской литерату­ ры последних лет позволяют, к сожале­ нию, сделать вывод, что будто бы един­ ственным содержанием конфликта с раз­ витием общества будет являться борьба человека с природой. Да, она существо­ вала и будет существовать. М. Горький писал, что «наше время включает в об­ ласть поэзии совершенно новые темы, например, борьбу коллективно органи­ зованного разума против стихийных сил природы...» Но можно ли сводить всё многообразие жизни общества только к такого рода столкновениям? Ведь это значило бы, что в человеческом об­ ществе уже не будет происходить ника­ ких процессов и оно остановится в своём развитии. Конфликт в жизни социалистического общества — не просто в столкновении сознательно действующего человека с противостоящей ему бессознательной природой, а. в деятельности людей, в ха­ рактере их отношений друг к другу, от­ ношений к труду, к собственности, к го­ сударству, наконец, к природе. Отноше­ ние людей между собой в процессе их трудовой деятельности, направленной на овладение стихийными силами природы, — вот как может быть сформулирован источник такого конфликта. Однако в повести Г. Лезгинцева «Зо­ лотая тайга» («Сибирские огни» № 1, 1952 г.) конфликт в основном развивает­ ся не по линии борьбы передовых людей с отсталыми взглядами и вредными дей­ ствиями и поступками некоторых участ­ ников строительства государственного рудника по добыче золота, а преимуще­ ственно—и наиболее красочно—по линии борьбы с природой. Здесь и сцены страш­ ного стихийного водоразлива, чуть не уничтожившего всё оборудование, здесь и смертоносная пурга, едва не погубившая 12. «Сибирские огни» № 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2