Сибирские огни, 1953, № 2
альманахе «Енисей» № 8 (1951 г.) и № 9 (1952 г.) посвящён актуальной и нужной теме — объединению колхозов в большое крупное хозяйство на базе вы сокой сельскохозяйственной техники, а е основу романа положен жизненный конфликт — сопротивление некоторых близоруких руководителей делу объеди нения. Но ни то, ни другое не спасает романа, так как почти ни один герой его не выступает как лицо живое и оригинальное. В романе появляются и действуют многочисленные герои — Волковы, Бра гины, Климовы, Байкаловы. Все они много говорят, но их лиц, характеров читатель никак не может различить, он узнает о них только одно: хороший или плохой перед ним председатель, инже нер, политработник. Всё индивидуальное заглушено многословным авторским объяснением или потоком безличных ре чей героев. «Нам, коммунистам, надо разъяснить беспартийным товарищам, для чего это делается. Надо мобилизовать ремонтни ков, чтобы наши тракторы вышли из мастерских не хуже новых». (Голоща пов). «Завтра пойду в другие бригады, — решил он (Щербаков), — надо потолко вать с бригадирами, рассказать людям о тех больших делах, к которым должна готовиться МТС. Нужно расшевелить ребят, вызвать их на социалистическое соревнование». «Сегодня после работы нужно про вести собрание, — начал излагать свои соображения замполит. — Надо разъяс нить людям, почему для нас важно хорошо отремонтировать тракторы. До собрания необходимо заняться про веркой договоров. Надо подтянуть от стающих, вовлечь» и т. д. «Прошу не забывать о самом глав ном: о качестве ремонта, — напомнил Климов. — Выпущенные из мастерской тракторы должны работать, как новые... Надо добиться, чтобы это понял каждый тракторист». Все эти потоки «деловых», повторяю щих друг друга, фраз, конечно, не спо собны передать какие-либо индивидуаль ные особенности героев. Логически пра вильные, нужные по ходу повествова ния слова, безусловно произносимые людьми в различных обстоятельствах, здесь приведены с наивной прямотой без малейшей попытки автора проник нуть, так сказать, внутрь фразы, в её особую интонацию в устах опреде лённого персонажа. И на собрании, и в беседе с товарищами, и наедине с сами ми собой — в любой обстановке, в лю бых условиях — герои говорят: должны, надо, необходимо, нужно, важно, при влечь, вовлечь и употребляют множество специфически книжных обезличенных стёртых оборотов. Н. Устинович принципиально, с поле мической заострённостью отказывается от изображения различных сторон жиз ни советского человека, считая, что ни чего, кроме производства, более важного в его жизни быть не может. С полным сочувствием автор передаёт, например, такой разговор положительных героев своего произведения, влюблённых друг в друга: «Читала я на днях в одном журнале критическую статью. Автор её в пух и прах разнёс писателя за то, что в его романе молодые люди беседуют между собой прежде всего на производствен ные темы. Представляю, в какой ужас пришёл бы критик, если бы случайно подслушал наш разговор... — А я бы не обвинил в этом писате ля, — серьёзно ответил Бородин, — мне кажется, что немыслимо сейчас отделить жизнь личную от производственной. Мы живём интересами производства, и это сказывается на всех наших поступках и разговорах... Но чтобы всё-таки не про слыть сухими молодыми людьми, — перешёл на шутливый тон Роман Гри горьевич, — давайте в самом деле пере меним тему... — К Бородину вернулось его обычное остроумие, и он до самой квартиры Ольги развлекал её, был весел». Критик «приходит в ужас» не оттого, что герои романа говорят только о про изводственных вопросах, а потому, что за этими многочисленными производ ственными разговорами не видно чело века, героя покидает в это время «обыч ное остроумие», «весёлость», и он не просто слывёт для читателя «сухим мо лодым человеком», а на самом деле вы глядит таковым. И о том, что замполит Бородин «обычно остроумен», мы узнаем лишь из сообщения автора, не подкреп лённого ни единым действительно остроумным словом героя. Тут же следует сказать, что произве дение неправильно ориентирует колхоз ников в решении первоочерёдности за дач, стоящих перед объединёнными кол хозами. По роману Н. Устиновича полу- . чается, что колхозники после объедине- 1 ния только и делают, что занимаются строительством различных подсобных предприятий, будто бы это стало первей шей жизненной необходимостью. В этом отношении книга способна нанести лишь вред. В повести «За Байкалом» Н. Ященко («Забайкалье» № 5) руководитель мо лочной фермы мешал внедрению новых методов, способствовавших повышению молочной продукции. После двух-трёх столкновений руко водителя с рядовыми доярками его убрали, и заведующей фермой поставили новатора Анну. Это произошло на 37-й странице, а впереди ещё 100. На них описано, какие изменения произошли на ферме вследствие замены рутинёра но ватором. Автор, конечно, понимал, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2