Сибирские огни, 1953, № 2
любимая оленуха героини прыгнула на неприступную скалу. Снять её бросился муж грроини, Степан. Тут же случайно оказался их сын Андрей. Подвергаясь смертельной опасности, Степан спасает оленуху и предотвращает весьма воз можную в таких условиях гибель своего опрометчивого сына. Мужество и пре данность Степана достойно оценены: он прощён. Эти исключительные обстоя тельства, повлиявшие на дальнейшие события, к сожалению, нисколько не убеждают. Конфликт по существу убран, эффектно обойдён, а не решён глубоким проникновением в суть характеров и сложившихся человеческих взаимоотно шений. Рассчитана на эффект последняя сце на и в рассказе «Шаргайта» А. Демчен ко. Только в минуту смертельной опас ности, угрожавшей его другу, Барлай понял, как дорого и для него то дело, против которого он так необдуманно до сих пор выступал. Показ действительно происходившего роста сознания Барлая автор подменил трюковой сценкой изу мительного геройства с «красивой» жертвой дтобтаого ьоня, взятой та про кат из дешёвенького старого приключен ческого фильма. В принципе нельзя воз ражать против таких эффектных кон цов, но они должны быть логически обоснованы завершением развития ге роя. А метаморфоза, происходящая с Барлаем в рассказе А. Демченко, совер шенно необъяснима, и об истинных моти вах изменений его поведения можно лишь догадываться. Рассказ А. Синева «Первые шаги» и рассказ С. Фёдорова «Утро большого дня» посвящены одной теме. Младший сержант Шитов делает пер вые шаги как командир небольшого бое вого расчёта. Встречаются трудности, допускаются кое-какие ошибки, но в це лом расчёт блестяще справился со сво ей задачей и занял на стрельбах первое место. Хирург Шатров поставлен перед не обходимостью срочно сделать первую самостоятельную операцию. Он волнует ся, у операционного стола терпит неуда чи и затем успешно завершает сложную для него операцию. Больной спасён, и первый самостоятельный шаг сделан. Чувство огромной радости охватывает героя. Всё это может быть сюжетом расска за. А между тем читать рассказы скуч но, потому что ни в одном из них нет живых деталей, через которые читатель увидел бы не вообще младшего сержан та имя рек, а Шитова, не хирурга вооб ще, совершающего свою первую опера цию, а хирурга Шатрова. Холодные, гладкие строки, предельно олитерату ренные, лишены и тени индивидуальной интонации, свойственной герою. И ав торская речь также изобилует словес ными штампами, которые переходят со страницы на страницу, не замечаемые молодыми писателями. Вот характери стика одного героя в рассказе А. Си- нёва: «Васюковский был первый в работе и первый в беседах. Простой и находчи вый, скромный и смелый — таким Ши тов узнал секретаря парторганизации в эти тяжёлые и хлопотливые дни. Но больше всего Константина поражали в солдате — его твёрдая уверенность в се бе и людях, непоколебимое спокойствие и хладнокровие при всех, даже самых трудных обстоятельствах. И эти же ка чества он помогал воспитывать в солда тах». Ведь это не более, как служебная характеристика, выдаваемая по мере надобности каждому солдату в любом воинском подразделении. Так же поступает и С. Фёдоров. «Покончив с официальными визитами, Пётр Захарович пошёл в больницу... Совместно с Верой Павловной они про вели маленькое производственное сове щание. В течение почти двух часов в кабинете главного врача было шумно. Звенели молодые голоса, горячо и стра стно обсуждалась недостатки, вносились ценные предложения. В этих возбуж дённых голосах, раскрасневшихся ли цах, в стремительных движениях чув ствовалось одно •— желание как можно лучше работать. Пётр Захарович остался доволен: коллектив был дружен и в большинстве своём подготовлен». Но такие и подобные описания по су ти своей лишены изобразительной силы. Не слышно возбуждённых голосов, не видно раскрасневшихся лиц, не извест но, что, собственно, горячо и страстно обсуждалось. *** Наличие жизненного конфликта, как и хорошего идейного замысла, не реша ет вопроса о художественном качестве произведения, оно зависит от конкрет ного воплощения этого замысла, конф ликта, в правдивых типических харак терах. «Истины страстей, правдоподобия чувствований в предполагаемых обстоя тельствах» требовал А. Пушкин от пи сателя, и в своих произведениях он до бился необыкновенного совершенства прежде всего через раскрытие всей глу бины индивидуального человеческого ха рактера, ибо характер в и с к у с с т в е не был бы характером, если бы не вы ражал собою всю сумму идей художе ственного произведения. Человек-схема обессмысливает самые что ни на есть жизненные конфликты, мельчит и губит самые хорошие замыслы. В этом суще ство недостатков многих произведений, вышедших в Сибири в течение 1952 года. Роман Н. Устиновича «Степной маяк», опубликованный в красноярском
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2