Сибирские огни, 1953, № 2
и, убедившись, что его, такого, уже не любят, уезжает обратно. Образ Савиц кого не более как элементарное выра жение идеи индивидуализма, а не живой человек с плотью и кровью, как-то от стаивающий свою любовь, свою жизнь. Жизненный конфликт положен в ос нову повести А. Никулькова «Достой ные счастья». В отличие от многих про изведений, где производство заслоняло человека, повесть А. Никулькова посвя щена вопросам быта. Любовь, различ ные отношения к любви молодых людей нашего времени прежде всего волнуют писателя. Он стремится поэтически вос произвести историю любви своих моло дых героев, историю, в которой раскры лись бы лучшие человеческие качества советской молодёжи и обнажились бы некоторые её пороки, как следствие чуждых влияний или недостатка нашего воспитания. Молодые люди должны вниматель нее, вдумчивее относиться к сложным вопросам любви, не решать их поспеш но, наскоро, под влиянием минутного увлечения—такова «задушевная мысль» автора. Для доказательства её выводятся терои'. Миша и Маша — пара счастли вая в любви, удачная; чета Королевских — пара менее удачная, так как пожени лись они поспешно, не узнав друг друга, и разочарование было горьким; наконец, Надя и Юрий — пара неудачная, так как Надя — «мелкий, пустоватый человек, не достойный большой любви». Юрий решительно порвал с ней и нашёл сча стье с молчаливо любившей его Ниной. Так правильно расставленные пары дол жны доказать справедливость идеи ав тора. Читатель воспринимает её — но только умом, а не сердцем, потому что писатель больше объясняет состояние своих героев, чем изображает их ра дость от любви счастливой, горе от люб ви неразделённой. «Когда Нина ушла, он долго ещё хо дил по кабинету. Этот короткий, чисто деловой разговор пробудил в нём преж нее волнение. Он смотрел в окно, за ко торым ветер нёс косые струи снега, а перед глазами его было другое. Вспоминались счастливые дни сессии, когда они вдвоём были в институте, а потом сидели в Нининой комнате. Тогда все его душевные движения находили полный отзвук в другой душе и обрели ещё большую силу от слияния с мечта ми и думами другого человека». Или: «Она ничем не могла объяснить угне тающего молчания мужа и чувствовала себя беспомощной, даже лишней за этам столом, где до неё всегда сидели только двое — мать и сын. И ещё она подума ла о том, что совершенно не знает Мак сима. Ведь если знаешь, то так легко улавливаешь мельчайшие оттенки в по ведении близкого человека, всегда уга дываешь причину всех его настроений». Это умный комментарий всё пони мающего писателя к предполагаемому состоянию человека, но не само состоя ние с его специфическими «мельчайши ми оттенками» чувств, свойственных данному лицу. За ним мы не чувствуем, йе угадываем индивидуальное, харак терное, нечто неповторимое. И такая пейзажная деталь, как «ве тер нёс косые струи снега», носит здесь чисто формальную, а не эмоциональную нагрузку: раз герой посмотрел в окно, значит что-то увидел. Деталь в данном случае выглядит необязательной. Такой метод не мог не отразиться на выразительности, яркости основных об разов повести. Юрий, умный, искрен ний, чуткий, впервые в жизни полюбил Надю. И ни слова о первом очаровании любви. А если это была не любовь, как поверить в его искренность, чуткость, ум? А Нина? Как обеднил её автор, не рассказав нам о внутреннем мире де вушки, застигнутой врасплох бурей не разделённой любви к Юрию! И нельзя поверить в правду её слов: «Я тебя по любила, может быть, ещё фаныие, чем ты меня». В угоду избранной мысли ан- тор поспешил устроить судьбу Юрия, избрав для этой цели Нину. Именно эту служебную роль она и выполняет в по вести. Не узнаём мы также, какие ду шевные движения Королевского находи ли полный отзвук в душе Вали, и поэто му не верим, действительно ли Валя любит Королевского, как уверяет автор. А. Никульков избрал волнующую мо лодёжь тему, горячо изложил свои мыс ли о любви, привёл примеры семейных удач и неудач с соответствующим объяс нением их причин, иллюстрирующие его мысли, примеры, которые сами по себе не могут не интересовать молодого чело века. Но рационализм, подмена изобра жения событий их объяснением, отсут ствие наполненности образов живыми индивидуальными чертами, раскрываю щими «диалектику» их души, сделало произведение менее жизненно-правди вым, чем могло бы оно быть. Следовательно, наличие в произведе нии конфликта не может его спасти, ес ли образы бледны и невыразительны, а жизненные противоречия разрешены не убедительно. Примеры можно умножить. В хоро шей семье вдруг проявился барский эгоизм (рассказ Г. Колесниковой «Ши рокие проталины»). Муж запретил жене учиться: «Никуда я её не отпущу, пока сам не кончу пушной институт». Произо шёл разрыв. Через три года человек одумался. Но как быть? Возможно ли новое сближение, как и чем заслужить доверие и уважение оскорблённой им женщины? Вместо естественного хода событий, наметившегося было в расска зе, автор вдруг решил сразу одним уда ром разрубить узел сложных отношений. Во время перегона маралов пугливая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2