Сибирские огни, 1953, № 2
кова «Достойные счастья», Ю. Сальни кова «В кругу друзей», в рассказах Н. Дементьева и других авторов. В докладе на Первом Всесоюзном съезде советских писателей А. М. Горь кий говорил, что «основным героем на ших книг мы должны избрать труд, т. е. человека, организуемого процессами тру да». Положение это давно и прочно во шло в нашу литературу, и многие выдающиеся произведения советских пи сателей. тем и замечательны, что основ ной герой их — «человек, организуемый процессами труда». Неоценимой заслу гой романа В. Ажаева «Далеко от Москвы» является вдохновенно-поэтиче ское изображение коллективного труда. Он показал, как в процессе труда рож даются новые качества человека, как труд стал для него источником счастья, .радости, душевной красоты. «Не пони мая дел, нельзя понять и людей иначе как... внешне, — писал Ленин. — Т. е. можно понять психологию того или ино го участника борьбы, но не смысл борь бы, не значение её, партийное и полити ческое»1. В романе «Далеко от Москвы» немало сцен, связанных с делами, с производством, через которые писатель раскрывает ту или иную грань характе ра человека, коллектива. И в конечном •счёте Батманов, например, предстаёт и как руководитель, и как воспитатель, и как политик, и как друг и товарищ по работе. Иначе сказать, через главное — отношение к делу, к труду — мы пости гаем совокупность всех его качеств. Процесс духовного возмужания со ветских людей в ходе социалистического труда стремится показать И. Дворецкий в повести «Тайга весенняя». В ней изо бражаются люди одного очень отдалён ного леспромхоза, люди, на основе вы сокой механизации овладевающие пере довым поточным методом заготовок ле са. Основное качество, стремительно зреющее в них,— отчётливое понимание значения коллективных усилий в созда нии мощных материальных ресурсов, необходимых для быстрейшего перехода от социализма к коммунизму и состав ляющих одну из существеннейших сто рон жизни нашего общества. Судьба ге роев повести, их личные симпатии и ан типатии, содержание и смысл их труда и жизни неразрывно связаны с жизныо леспромхоза. Отношение к нему, к его работе вольно или невольно определяет качества и особенности почти каждого человека, выведенного в повести. Столк новение коллектива леспромхоза с людь ми, не умеющими или не желающими подчинить свою волю воле коллектива, — суть конфликта повести. Через рас крытие этого конфликта в живых худо жественных образах и проводится боль шая мысль о том, что влияние коллек тива — его поддержка, одобрение или 1 В. И . Л е н и н. Соб. соч., т. XIV, стр. 190. порицание, его всегда принципиальная и объективная критика — проникает всё больше и больше во все сферы жизни человека, личной и общественной. Главный инженер леспромхоза Ле бедь, честный, энергичный, знающий человек, терпит поражение за пораже нием только потому, что оторвался от людей и долгое время полагает, что главное, о чём он должен заботиться и думать, — это производство, техника, а не люди, которыми он руководит. Когда к нему пришли за советом, как посту пить с Сивцовым, лучшим стахановцем, совершившим неблаговидный поступок в семье, Лебедь заявил: «Убедительно прошу вас в дальнейшем с такими во просами ко мне не обращаться. Это сплетни!..» «Просто дико,— с негодова нием думает он,— я инженер, а не вос питатель». Писатель тонко и убедительно показал, что именно это нежелание Ле бедя понять, что выполнение производ ственного плана решают прежде всего люди, делает его в сущности противни ком передового поточного метода рабо ты леспромхоза. Отличный производственник Сивцов оказался эгоистом в быту. От своей мо лодой жены он потребовал: «Я работаю, всего себя отдаю и хочу, чтобы ты, Ан на, создала полный семейный уют. Ухо ди с работы... Будешь вечером меня встречать, кормить, умывать». Анна не согласилась, более того, когда муж стал настаивать — «не хочешь мужа слу шаться — лучше уходи», возмутилась и ушла. О мастере Смолевом говорят, что он «печётся только о своём корыте». А самодовольный главный механик Ро манов, крикун и грубиян, просто равно душен и безразличен ко всему, что про исходит на предприятии. И всё это в конечном счёте нарушает нормальную работу леспромхоза, тормозит развитие самих людей, мешает рождению нового. Замполит Плотников и директор Лош- таков, глубоко изучая людей, правильно руководя ими, опираясь на коллектив, разоблачают таких, как Романов, помо гают Сивцову, Лебедю, Смолевому по нять свои недостатки, изжить их. И мы воочию убеждаемся, что поточный метод победил в результате напряжённейшей борьбы передовых людей с людьми от сталыми, нерадивыми, невыдержанными. А образы Плотникова, Лоштакова и дру гих положительных героев повести рас крываются для нас не в декларациях, а в их конкретных делах и поступках. Однако это не значит, что всё в по вести благополучно. Некоторые герои её, к сожалению, существуют автономно. Об индивидуалисте Савицком, например, много говорится: он холоден, бесстрас тен, лишён чувства коллективизма, ско рее ловкий карьерист, чем способный учёный, и т. п. Но всё это не убеждает, т. к. герой не действует в повести. Он приезжает в леспромхоз к своей невесте
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2