Сибирские огни, 1953, № 2

кова «Достойные счастья», Ю. Сальни­ кова «В кругу друзей», в рассказах Н. Дементьева и других авторов. В докладе на Первом Всесоюзном съезде советских писателей А. М. Горь­ кий говорил, что «основным героем на­ ших книг мы должны избрать труд, т. е. человека, организуемого процессами тру­ да». Положение это давно и прочно во­ шло в нашу литературу, и многие выдающиеся произведения советских пи­ сателей. тем и замечательны, что основ­ ной герой их — «человек, организуемый процессами труда». Неоценимой заслу­ гой романа В. Ажаева «Далеко от Москвы» является вдохновенно-поэтиче­ ское изображение коллективного труда. Он показал, как в процессе труда рож­ даются новые качества человека, как труд стал для него источником счастья, .радости, душевной красоты. «Не пони­ мая дел, нельзя понять и людей иначе как... внешне, — писал Ленин. — Т. е. можно понять психологию того или ино­ го участника борьбы, но не смысл борь­ бы, не значение её, партийное и полити­ ческое»1. В романе «Далеко от Москвы» немало сцен, связанных с делами, с производством, через которые писатель раскрывает ту или иную грань характе­ ра человека, коллектива. И в конечном •счёте Батманов, например, предстаёт и как руководитель, и как воспитатель, и как политик, и как друг и товарищ по работе. Иначе сказать, через главное — отношение к делу, к труду — мы пости­ гаем совокупность всех его качеств. Процесс духовного возмужания со­ ветских людей в ходе социалистического труда стремится показать И. Дворецкий в повести «Тайга весенняя». В ней изо­ бражаются люди одного очень отдалён­ ного леспромхоза, люди, на основе вы­ сокой механизации овладевающие пере­ довым поточным методом заготовок ле­ са. Основное качество, стремительно зреющее в них,— отчётливое понимание значения коллективных усилий в созда­ нии мощных материальных ресурсов, необходимых для быстрейшего перехода от социализма к коммунизму и состав­ ляющих одну из существеннейших сто­ рон жизни нашего общества. Судьба ге­ роев повести, их личные симпатии и ан­ типатии, содержание и смысл их труда и жизни неразрывно связаны с жизныо леспромхоза. Отношение к нему, к его работе вольно или невольно определяет качества и особенности почти каждого человека, выведенного в повести. Столк­ новение коллектива леспромхоза с людь­ ми, не умеющими или не желающими подчинить свою волю воле коллектива, — суть конфликта повести. Через рас­ крытие этого конфликта в живых худо­ жественных образах и проводится боль­ шая мысль о том, что влияние коллек­ тива — его поддержка, одобрение или 1 В. И . Л е н и н. Соб. соч., т. XIV, стр. 190. порицание, его всегда принципиальная и объективная критика — проникает всё больше и больше во все сферы жизни человека, личной и общественной. Главный инженер леспромхоза Ле­ бедь, честный, энергичный, знающий человек, терпит поражение за пораже­ нием только потому, что оторвался от людей и долгое время полагает, что главное, о чём он должен заботиться и думать, — это производство, техника, а не люди, которыми он руководит. Когда к нему пришли за советом, как посту­ пить с Сивцовым, лучшим стахановцем, совершившим неблаговидный поступок в семье, Лебедь заявил: «Убедительно прошу вас в дальнейшем с такими во­ просами ко мне не обращаться. Это сплетни!..» «Просто дико,— с негодова­ нием думает он,— я инженер, а не вос­ питатель». Писатель тонко и убедительно показал, что именно это нежелание Ле­ бедя понять, что выполнение производ­ ственного плана решают прежде всего люди, делает его в сущности противни­ ком передового поточного метода рабо­ ты леспромхоза. Отличный производственник Сивцов оказался эгоистом в быту. От своей мо­ лодой жены он потребовал: «Я работаю, всего себя отдаю и хочу, чтобы ты, Ан­ на, создала полный семейный уют. Ухо­ ди с работы... Будешь вечером меня встречать, кормить, умывать». Анна не согласилась, более того, когда муж стал настаивать — «не хочешь мужа слу­ шаться — лучше уходи», возмутилась и ушла. О мастере Смолевом говорят, что он «печётся только о своём корыте». А самодовольный главный механик Ро­ манов, крикун и грубиян, просто равно­ душен и безразличен ко всему, что про­ исходит на предприятии. И всё это в конечном счёте нарушает нормальную работу леспромхоза, тормозит развитие самих людей, мешает рождению нового. Замполит Плотников и директор Лош- таков, глубоко изучая людей, правильно руководя ими, опираясь на коллектив, разоблачают таких, как Романов, помо­ гают Сивцову, Лебедю, Смолевому по­ нять свои недостатки, изжить их. И мы воочию убеждаемся, что поточный метод победил в результате напряжённейшей борьбы передовых людей с людьми от­ сталыми, нерадивыми, невыдержанными. А образы Плотникова, Лоштакова и дру­ гих положительных героев повести рас­ крываются для нас не в декларациях, а в их конкретных делах и поступках. Однако это не значит, что всё в по­ вести благополучно. Некоторые герои её, к сожалению, существуют автономно. Об индивидуалисте Савицком, например, много говорится: он холоден, бесстрас­ тен, лишён чувства коллективизма, ско­ рее ловкий карьерист, чем способный учёный, и т. п. Но всё это не убеждает, т. к. герой не действует в повести. Он приезжает в леспромхоз к своей невесте

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2