Сибирские огни, 1953, № 2

то с капитаном-работорговцем, который тайно урвал слишком большой куш от продажи роузенских рабов, то с пред­ ставителем Сандберга, хищника более высокого пошиба, действующего непо­ средственно от имени вашингтонского правительства, то, наконец, с Василием Устюговым, русским, обобранным Роу­ зеном до нитки. Так создаётся правди­ вый омерзительный облик типичного американского бизнесмена, наглого и трусливого, жадного и тупого, проныр­ ливого и изворотливого в погоне за зо­ лотом и недальновидного, ограниченного в решении более сложных вопросов. Василий Устюгов, потомок русских колумбов, открывших и впервые освоив­ ших Аляску, прямо противопоставлен этим поклонникам голого чистогана — роузенам, Эриксонам, ройсам — своей любовью к родине, уважением к людям, трудолюбием, честностью, бескорысти­ ем. Испытав на себе гнёт иноземной эксплуатации и национального униже­ ния, увидев нещадное разорение родно­ го для него края, он не смог далее вы­ нести этого: «Доколь будем жить, как в плену, среди янок!» И замечательное мужество, огромную силу воли, настоя­ щее русское упорство проявил Василий, преодолевая бесчисленные препятствия, чтобы достигнуть поставленной цели: добраться до родной русской земли! Впервые художественно воспроизведён­ ная жизнь русских на Аляске накануне Великого Октября — безусловная заслу­ га писателя. В столкновениях с американскими ра­ боторговцами, в борьбе с их пособника­ ми — местными богатеями и шаманами проявляются великолепные качества мо­ лодого чукчи Тымкара, одного из цент­ ральных героев романа. Как и многих других своих героев, автор стремится дать его в развитии, в движении, рас­ крыть процесс формирования его- ха­ рактера и мировоззрения, показать во всём многообразии его отношения к лю­ дям, к жизни. В этом умении передать постоянное, пусть незначительное ещё, но неуклонное и художественно оправ­ данное развитие образа, — существо большой удачи писателя в изображении Тымкара. Судьба Тымкара — судьба народа Чу­ котки, народа трудолюбивого, велико­ душного. Много бед перенёс Тымкар, прежде чем смутно начал понимать, что непрошенным «худым людям», «амери- канам» и «плохим шаманам» надо как-то сопротивляться. Тымкар сделал очень немного; сам ещё тёмный, он не вырос до ясно осознанной необходимости ор­ ганизованной борьбы со своими угнета­ телями, но дух возмущения сложивши­ мися негодными порядками, дух сопро­ тивления им уже жил и бил в' нём клю­ чом, согревая большой надеждой близ­ ких ему людей, пробуждая их. Мы ви­ дим, как вокруг него накапливались и зрели те силы, которые стали служить надёжной опорой для революционной власти Советов на Чукотке. В романах С. Сартакова и Н. Макси­ мова есть и отдельные недостатки. Иногда Н. Максимов увлекается этно­ графическими подробностями и бытовы­ ми деталями, лишними по ходу повест­ вования и уже примелькавшимися в по­ добного рода произведениях. С меньшей полнотой и выразительностью изображе­ но в романе революционное подполье. Образ ссыльного большевика Кочнева рядом с другими образами произведе­ ния выглядит бледным и статичным. Он по существу одинок, и о нём мы узна- ём_ больше из информационных сообще­ ний автора, а не из картин и сцен, рас­ крывающих духовный мир коммуниста. Автор лишил себя возможности полно- и многосторонне показать то решающее, что действительно позволило чукчам най­ ти своё большое счастье. Если образ большевика Лебедева в целом удачен в романе С. Сартакова и имеет большое значение в раскрытии идеи произведения, то изображение жиз­ ни и работы большевистских подполь­ ных организаций и в Петербурге и в Томске дано очень схематично. Узнаём о ней мы главным образом через Аню­ ту, через её восприятие, а образ её в ро­ мане крайне неопределёнен, место ей в ходе всех драматических событий про­ изведения не найдено, и путь её от гор­ ничной до активной революционерки на деле не прослежен, читатель узнаёт о результатах происшедших в ней изме­ нений, догадывается, как они произо­ шли, — и только. Есть и другие неяс­ ные ещё или незавершённые образы. Тем не менее романы С. Сартакова и Н. Максимова — это правдивые художе­ ственные документы, всем остриём сво­ им направленные против любых угнета­ телей и особенно против сегодняшних торговцев смертью — империалистов Америки. * ** Подавляющее количество произведе­ ний писателей-сибиряков в 1952 году посвящено разнообразным современным темам. Жизнь колхозной советской де­ ревни изображена в таких произведени­ ях, как роман Н. Установила «Степной маяк», повесть Н. Ященко «За Байка­ лом», книга рассказов А. Демченко «Шаргайта» и В. Никольского «Родная семья». Сибирь индустриальная, люди, овладевающие огромными богатствами родного края, показаны в романе В. Ты- чинина «Большая Сибирь», в повестях И. Дворецкого «Тайга весенняя», М. Миронова «Поиски», Г. Лезгинцева «Золотая тайга». Груд и быт нашей мо­ лодёжи, её новые моральные качества рисуются в произведениях А. Никуль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2