Сибирские огни, 1953, № 2
то с капитаном-работорговцем, который тайно урвал слишком большой куш от продажи роузенских рабов, то с пред ставителем Сандберга, хищника более высокого пошиба, действующего непо средственно от имени вашингтонского правительства, то, наконец, с Василием Устюговым, русским, обобранным Роу зеном до нитки. Так создаётся правди вый омерзительный облик типичного американского бизнесмена, наглого и трусливого, жадного и тупого, проныр ливого и изворотливого в погоне за зо лотом и недальновидного, ограниченного в решении более сложных вопросов. Василий Устюгов, потомок русских колумбов, открывших и впервые освоив ших Аляску, прямо противопоставлен этим поклонникам голого чистогана — роузенам, Эриксонам, ройсам — своей любовью к родине, уважением к людям, трудолюбием, честностью, бескорысти ем. Испытав на себе гнёт иноземной эксплуатации и национального униже ния, увидев нещадное разорение родно го для него края, он не смог далее вы нести этого: «Доколь будем жить, как в плену, среди янок!» И замечательное мужество, огромную силу воли, настоя щее русское упорство проявил Василий, преодолевая бесчисленные препятствия, чтобы достигнуть поставленной цели: добраться до родной русской земли! Впервые художественно воспроизведён ная жизнь русских на Аляске накануне Великого Октября — безусловная заслу га писателя. В столкновениях с американскими ра боторговцами, в борьбе с их пособника ми — местными богатеями и шаманами проявляются великолепные качества мо лодого чукчи Тымкара, одного из цент ральных героев романа. Как и многих других своих героев, автор стремится дать его в развитии, в движении, рас крыть процесс формирования его- ха рактера и мировоззрения, показать во всём многообразии его отношения к лю дям, к жизни. В этом умении передать постоянное, пусть незначительное ещё, но неуклонное и художественно оправ данное развитие образа, — существо большой удачи писателя в изображении Тымкара. Судьба Тымкара — судьба народа Чу котки, народа трудолюбивого, велико душного. Много бед перенёс Тымкар, прежде чем смутно начал понимать, что непрошенным «худым людям», «амери- канам» и «плохим шаманам» надо как-то сопротивляться. Тымкар сделал очень немного; сам ещё тёмный, он не вырос до ясно осознанной необходимости ор ганизованной борьбы со своими угнета телями, но дух возмущения сложивши мися негодными порядками, дух сопро тивления им уже жил и бил в' нём клю чом, согревая большой надеждой близ ких ему людей, пробуждая их. Мы ви дим, как вокруг него накапливались и зрели те силы, которые стали служить надёжной опорой для революционной власти Советов на Чукотке. В романах С. Сартакова и Н. Макси мова есть и отдельные недостатки. Иногда Н. Максимов увлекается этно графическими подробностями и бытовы ми деталями, лишними по ходу повест вования и уже примелькавшимися в по добного рода произведениях. С меньшей полнотой и выразительностью изображе но в романе революционное подполье. Образ ссыльного большевика Кочнева рядом с другими образами произведе ния выглядит бледным и статичным. Он по существу одинок, и о нём мы узна- ём_ больше из информационных сообще ний автора, а не из картин и сцен, рас крывающих духовный мир коммуниста. Автор лишил себя возможности полно- и многосторонне показать то решающее, что действительно позволило чукчам най ти своё большое счастье. Если образ большевика Лебедева в целом удачен в романе С. Сартакова и имеет большое значение в раскрытии идеи произведения, то изображение жиз ни и работы большевистских подполь ных организаций и в Петербурге и в Томске дано очень схематично. Узнаём о ней мы главным образом через Аню ту, через её восприятие, а образ её в ро мане крайне неопределёнен, место ей в ходе всех драматических событий про изведения не найдено, и путь её от гор ничной до активной революционерки на деле не прослежен, читатель узнаёт о результатах происшедших в ней изме нений, догадывается, как они произо шли, — и только. Есть и другие неяс ные ещё или незавершённые образы. Тем не менее романы С. Сартакова и Н. Максимова — это правдивые художе ственные документы, всем остриём сво им направленные против любых угнета телей и особенно против сегодняшних торговцев смертью — империалистов Америки. * ** Подавляющее количество произведе ний писателей-сибиряков в 1952 году посвящено разнообразным современным темам. Жизнь колхозной советской де ревни изображена в таких произведени ях, как роман Н. Установила «Степной маяк», повесть Н. Ященко «За Байка лом», книга рассказов А. Демченко «Шаргайта» и В. Никольского «Родная семья». Сибирь индустриальная, люди, овладевающие огромными богатствами родного края, показаны в романе В. Ты- чинина «Большая Сибирь», в повестях И. Дворецкого «Тайга весенняя», М. Миронова «Поиски», Г. Лезгинцева «Золотая тайга». Груд и быт нашей мо лодёжи, её новые моральные качества рисуются в произведениях А. Никуль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2