Сибирские огни, 1953, № 2
положений диалектического материализ ма, предельно ясно сформулированное товарищем И. В. Сталиным: «Борьба между старым и новым, между отмираю щим и нарождающимся, между отжи вающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание процесса разви тия»!. и нет сомнения, что этот процесс будет тем интенсивнее, чем острее и бес пощаднее будет вестись борьба со ста рым. Обходить или отрицать конфликты между людьми, неизбежно происходя щие в жизни любого общества, значит неверно, искажённо отражать действи тельность. Правдиво отражая современную нам жизнь, советские писатели раскрывают сущность борьбы старого с новым. Они разоблачают внутреннюю несостоятель ность носителей косности, лжи, рутины, показывают, как в борьбе с отсталыми людьми нашего времени растёт и ут верждается новое, передовое, прогрес сивное. Правдиво отражая прошлое нашего народа, советские писатели раскрывают сущность борьбы революционных сил с реакцией, проявляющейся в форме клас совой борьбы — пролетариата и бедней шего крестьянства с помещиками и ка питалистами. Лучшие произведения, по явившиеся в 1952 году, — произведе ния на исторические темы. В них выра зительно и правдиво раскрыта напря жённая борьба зреющих сил народа с царизмом. Это и захватывает и покоря ет читателя в романах «Хребты Саян ские» С. Сартакова и «Поиски счастья» Н. Максимова. Основой романа С. Сартакова являет ся всесторонний показ процесса роста рабочего класса в Сибири, роста его сознания под могучим воздействием марксистско-ленинских идей накануне бурных событий первой буржуазно- демократической революции 1905 года. Главное в произведении Н. Максимо ва — показ пробуждения сознания за битых, запуганных капиталистическими хищниками тружеников Чукотки, кото рые рука об руку со своим старшим братом — русским народом, руководи мым Коммунистической партией, нашли своё счастье лишь в результате Вели кой Октябрьской революции. Центральными героями романов вы ступают здесь не отдельные лица, а на род, простые люди, трудящиеся, ещё опутанные цепями рабства, но уже неудержимо стремящиеся к новой жиз ни. Читатель словно присутствует при этой, имевшей колоссальное всемирно-ис торическое значение ломке старых по рядков, коренным образом изменившей старые устои, старые нравы и обычаи. С. Сартаков в романе «Хребты Саян ские» рельефно изобразил, с одной сто роны, — крестьян-батраков, лесорубов, 1 И. В. С т а л и н . «Вопросы ленинизма», изд. 11, стр. 539. рабочих — строителей первой сибирской железной дороги, с другой, — нарисовал яркие образы сибирских купцов, про мышленников, кулаков и представите лей реакционной, разложившейся интел лигенции. В столкновении этих двух сил — сюжетная основа романа. Через небольшой городок Восточной Сибири должна пройти железная дорога. Хозяева города понимают, что это мо жет принести им немалые выгоды, и в то же время боятся, что вместе с нею «всякая сволочь, мастеровщина, шпана наедет» и будут у них в «тихом город ке» такие же «шумы и громы», как в Петербурге. Опасения их не напрасны. Строительство железной дороги вызыва ет к жизни целый ряд новых промыш ленных предприятий, мастерских, появ ляются массы различных рабочих, уста навливаются более тесные связи с цент ральными районами страны, рабочие Петербурга посылают профессиональ ных революционеров, возникают марк систские кружки, по-новому начинает жить захолустный городок Шиверск. Читатель встречает в романе образы многочисленных рабочих, находящихся на различных ступенях своего развития, нередко по-разному решающих сложные вопросы жизни и своего будущего. Но Бее самые важные события произведе ния группируются вокруг Порфирия Ко- ронотова, батрака, охотника, лесоруба, страшно бедствующего, живущего впро голодь. Трудолюбивый и честный, он рано понял трагизм своего положения — сколько ни работай на хозяина — из нужды не выбьешься,— и горе своё, как многие, заливал вином. Писатель обстоятельно и художественно убеди тельно проследил его трудный и мучи тельный путь к пониманию истинных причин своих невзгод. «...Тяжко знать,—думает Порфирий,— что каждый, кто тебя нанимает, не ра ботая сам, получит для себя за твой пот выгоду лишь потому, что у него есть деньги, за которые он может купить твои руки». На личном горьком опыте убедившись, что от богатых, «живущих не по правде», не скроешься даже в тайге, куда он было убежал, Порфирий начал искать сближения с такими же честными тружениками, как он сам, и вскоре нашёл их среди рабочих. «Вот когда жизнь стал правильно видеть, — говорит Порфирий. — А то всё искал не там, где надо. Теперь знаю, куда итти». И недоумевал: «Как раньше он мог быть один». Только рабочий класс, вооружённый передовой теорией, способен всколых нуть глубочайшие низы трудящихся, ор ганизовать, сплотить и повести их за со бой — такова господствующая мысль ро мана. Лесоруб Мезенцев, батрачка Клавдия, её дочь Лиза, крестьянин-пере селенец Еремей и многие другие герои романа разными путями пришли к одно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2