Сибирские огни, 1953, № 2
К р и т и к а и б и б л и о г р Н. ЯНО В СКИЙ З а правдипос отражение жизненных конфликтов (Русская проза в Сибири за 1952 год) Правдиво изображать жизнь в её революционном развитии — непрелож ный закон социалистического искусства. Коммунистическая партия в своих исто рических решениях настойчиво требует от советских писателей неустанных по исков новых, наиболее совершенных способов правдивого, исторически-кон- кретного отражения действительности. Лучшие произведения советской литера туры потому и пользуются всеобщим признанием, что в них глубоко и ярко показаны реальные трудности роста но вого человека, трудности борьбы за вы полнение планов великого строитель ства, что в них нет отступлений от жиз ненной правды. Пламенное и страстное утверждение прекрасного в человеке, беспощадная борьба с врагами социали стического отечества, преодоление пре пятствий, противоречий в строительстве коммунистического общества составляют содержание наиболее значительных про изведений литературы нашего времени. Произведения, в которых писатель стремится сгладить существующие про тиворечия, смазать возникшие в жизни конфликты, лакируют действительность, искажают её, не мобилизуют советских людей на борьбу с пережитками капита лизма, не воспитывают их в духе непри миримого отношения к отсталости, кос ности, лжи. «Наша советская литература и искус ство, — указывал товарищ Г. М. Мален ков в докладе на XIX съезде партии, — должны смело показывать жизненные противоречия и конфликты, уметь поль зоваться оружием критики, как одним из действенных средств воспитания». Газе та «Правда» в статье «Преодолеть от ставание драматургии» главную причину слабости многих пьес видит в том, что «драматурги не кладут в основу своих произведений глубокие жизненные кон фликты, обходят их». Защитники так называемой «теории» бесконфликтности нанесли значительный вред развитию советской литературы, утверждая, что коль скоро в нашем об ществе нет антагонистических классов, следовательно, нет и не может быть не примиримой острой борьбы между людь ми, свойственной классовому обществу, а есть борьба между «хорошим» и «луч шим», между «новым» и «ещё более но вым» и т. п. Они забыли или не хотели замечать, что в жизни расхитители и воры, обманщики и карьеристы, лодыри и лентяи всё ещё существуют как реаль ная сила, на которую продолжают опи раться заклятые враги нашего госу дарства, забыли, что уничтожение экс плуататорских классов не может служить оправданием контрреволюционной тео рии затухания классовой борьбы. Природа конфликта в нашей жизни лежит в постоянной, непрекращающейся борьбе нового со старым. И это старое никогда не уступает место новому без боя, без скрытой или открытой борьбы, оно цепко, оно долгое время коренится в характере человека, в привычках его, в поведении, в сознании. Товарищ И. В. Сталин подчёркивал: «Всегда у нас что-либо отмирает в жизни. Но то, что отмирает, не хочет умирать просто, а борется за своё существование, от стаивает своё отжившее дело. Всегда у нас рождается что-либо новое в жизни. Но то, что рождается, рождается не про сто, а пищит, кричит, отстаивая своё право на существование» Г Формы проявления борьбы со старым чрезвычайно разнообразны, и задача пи сателя заключается в том, чтобы во время и правильно раскрыть суть и смысл этой борьбы, ибо старое в наших условиях обычно маскируется в ультра революционные, крайне левые фразы и одежды. Даже пресловутая «теория» бесконфликтности казалось бы основана на большом предвидении характера ли тературы будущего. Отсутствие антаго нистических классов, высокое сознание членов, коммунистического общества, полное удовлетворение всех потребно стей человека — какие же здесь конф ликты, кроме конфликта с природой! Предано забвению одно из основных 1 И. В. С т а л и н . Соч., т. 10, стр. 331.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2