Сибирские огни, 1953, № 2

К р и т и к а и б и б л и о г р Н. ЯНО В СКИЙ З а правдипос отражение жизненных конфликтов (Русская проза в Сибири за 1952 год) Правдиво изображать жизнь в её революционном развитии — непрелож­ ный закон социалистического искусства. Коммунистическая партия в своих исто­ рических решениях настойчиво требует от советских писателей неустанных по­ исков новых, наиболее совершенных способов правдивого, исторически-кон- кретного отражения действительности. Лучшие произведения советской литера­ туры потому и пользуются всеобщим признанием, что в них глубоко и ярко показаны реальные трудности роста но­ вого человека, трудности борьбы за вы­ полнение планов великого строитель­ ства, что в них нет отступлений от жиз­ ненной правды. Пламенное и страстное утверждение прекрасного в человеке, беспощадная борьба с врагами социали­ стического отечества, преодоление пре­ пятствий, противоречий в строительстве коммунистического общества составляют содержание наиболее значительных про­ изведений литературы нашего времени. Произведения, в которых писатель стремится сгладить существующие про­ тиворечия, смазать возникшие в жизни конфликты, лакируют действительность, искажают её, не мобилизуют советских людей на борьбу с пережитками капита­ лизма, не воспитывают их в духе непри­ миримого отношения к отсталости, кос­ ности, лжи. «Наша советская литература и искус­ ство, — указывал товарищ Г. М. Мален­ ков в докладе на XIX съезде партии, — должны смело показывать жизненные противоречия и конфликты, уметь поль­ зоваться оружием критики, как одним из действенных средств воспитания». Газе­ та «Правда» в статье «Преодолеть от­ ставание драматургии» главную причину слабости многих пьес видит в том, что «драматурги не кладут в основу своих произведений глубокие жизненные кон­ фликты, обходят их». Защитники так называемой «теории» бесконфликтности нанесли значительный вред развитию советской литературы, утверждая, что коль скоро в нашем об­ ществе нет антагонистических классов, следовательно, нет и не может быть не­ примиримой острой борьбы между людь­ ми, свойственной классовому обществу, а есть борьба между «хорошим» и «луч­ шим», между «новым» и «ещё более но­ вым» и т. п. Они забыли или не хотели замечать, что в жизни расхитители и воры, обманщики и карьеристы, лодыри и лентяи всё ещё существуют как реаль­ ная сила, на которую продолжают опи­ раться заклятые враги нашего госу­ дарства, забыли, что уничтожение экс­ плуататорских классов не может служить оправданием контрреволюционной тео­ рии затухания классовой борьбы. Природа конфликта в нашей жизни лежит в постоянной, непрекращающейся борьбе нового со старым. И это старое никогда не уступает место новому без боя, без скрытой или открытой борьбы, оно цепко, оно долгое время коренится в характере человека, в привычках его, в поведении, в сознании. Товарищ И. В. Сталин подчёркивал: «Всегда у нас что-либо отмирает в жизни. Но то, что отмирает, не хочет умирать просто, а борется за своё существование, от­ стаивает своё отжившее дело. Всегда у нас рождается что-либо новое в жизни. Но то, что рождается, рождается не про­ сто, а пищит, кричит, отстаивая своё право на существование» Г Формы проявления борьбы со старым чрезвычайно разнообразны, и задача пи­ сателя заключается в том, чтобы во­ время и правильно раскрыть суть и смысл этой борьбы, ибо старое в наших условиях обычно маскируется в ультра­ революционные, крайне левые фразы и одежды. Даже пресловутая «теория» бесконфликтности казалось бы основана на большом предвидении характера ли­ тературы будущего. Отсутствие антаго­ нистических классов, высокое сознание членов, коммунистического общества, полное удовлетворение всех потребно­ стей человека — какие же здесь конф­ ликты, кроме конфликта с природой! Предано забвению одно из основных 1 И. В. С т а л и н . Соч., т. 10, стр. 331.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2