Сибирские огни, 1953, № 2
коренные изменения в экономику страны, в уклад жизни народа. Мы проехали по всей трассе и повсюду видели самые за мечательные перемены. В глухой степи выросли железнодорожные станции и полустанки, благоустроенные рабочие посёлки. Наш шофёр — сын монгольских сте пей, тоже несколько лет не видавший этих мест, — то и дело сбавлял газ и с восхищением любовался открывающейся панорамой. — Смотри, смотри, — оборачивался он и называл очередную станцию или посёлок. — Дархан, Хара, Дзун-Хара... — Их сайн байна! Очень хорошо это!— с чувством говорил он. Жители этих населённых пунктов, многие из которых не занесены ещё на карту страны, по- хозяйски обживаются здесь, с радостью переходят и.з закопчённых юрт в благо устроенные дома. Люди, совсем недавно впервые в жизни увидевшие паровоз, с большой охотой осваивают профессии железнодорожников. ...Ярко запечатлелся в памяти торже ственный митинг в Улан-Баторе, посвя щённый прибытию первого поезда. Это было в день празднования Великой Ок тябрьской социалистической револю ции — 7 ноября 1949 года. Десятки ты сяч жителей столицы и гостей из самых отдалённых аймаков страны заполнили просторную привокзальную площадь и на несколько километров растянулись вдоль линии железной дороги. Всюду ли кование, радостные возгласы, песни. Каждому не терпелось поскорее увидеть прибывающий поезд. Потом, вернувшись в степь, будет о чём рассказать окрест ным аратам. Когда поезд был уже в двух-трёх километрах от города, ему по требовалось не менее часа, чтобы пре одолеть это расстояние, пройти в густых толпах ликующего народа. Генеральный секретарь ЦК Монголь ской Народно-Революционной партии Цеденбал в своём выступлении на ми тинге горячо выразил общие чувства: — Строительство этой железной до роги, — сказал он, — осуществлённое на шим великим другом — Советским Сою зом по личной инициативе и указанию великого Сталина, имеет исключительно важное, поистине неоценимое значение для развития нашей страны и представ ляет собой новый благородный шаг Со ветского Союза по оказанию братской бескорыстной помощи монгольскому на роду. Железная дорога приходит к нам не только как прекрасный вид транспор та, но и как носитель культуры и про гресса, как величайший фактор, призван ный ускорять развитие нашей страны... Новая железная дорога, соединяющая нашу столицу с великим Советским Сою зом, является воистину дорогой дружбы, дорогой в прекрасное будущее. Оно, это лучшее будущее, придёт к нам только от Советского Союза и великого Сталина так же, как оттуда пришло наше пре красное настоящее. Вечером над уютным зданием вокза ла ярко загорелась красная звезда, за светились многочисленные огни в при вокзальных зданиях, в домах железно дорожного посёлка. Где-то вдали раздался гудок парово за. Из-за поворота вырвался сноп ярко го света, и вскоре к станции подошёл товарный состав. Первые две тысячи тонн груза — продовольственных и про мышленных товаров — впервые прибы ли в столицу по железной дороге. В этот памятный вечер долго ликовал город. На празднично украшенных ули цах горела яркая иллюминация. Всюду оживлённые толпы народа. В государ ственном музыкально-драматическом те атре с большим успехом прошёл кон церт, посвящённый советско-монгольской дружбе. А в это время на городском телегра фе дежурный телеграфист заканчивал передачу приветственного письма от бла годарного монгольского народа велико му вождю и учителю всех трудящихся товарищу И. В. Сталину. «В этот радостный день, — от всего сердца говорили трудящиеся Монго лии, — весь монгольский народ с вели чайшей благодарностью обращает свои взоры к вечно прекрасной Москве — центру сЕета и прогресса, правды и справедливости, к Вам, великому учите лю трудящихся, сердцу и мозгу все побеждающего коммунизма, — и как один человек, от всего сердца, от всей души говорит: — Да живите и здравствуйте, наш любимый и мудрый учитель, на радость трудящимся всего мира, на страх вра гам, да светите вечно, как солнце, всем народам земли, всем людям труда». ...Монголия — страна степных про сторов. Более двух с половиной тысяч километров разделяют её западные и восточные границы. Давно ли одни лишь караванные тропы служили единствен ными путями сообщения, узкими ниточ ками связывали обширные пространства страны. А теперь требуются всего лишь одни сутки, чтобы попасть из Улан-Ба тора в Даландзадагад — центр Южных Гоби, лежащий в шестистах километрах от столицы республики. И тот же род ной советский «газик» в трое суток до мчал нас до самого западного — Баин- Ульгийского аймака, расположенного бо лее чем в 1 .700 километрах от Улан-Ба тора. Автомобильный транспорт прочно во шёл в быт страны. Машина проложила себе путь и по обширной равнине бас сейна голубой Керулен, воспетой в на родных песнях, и в древних Гоби, и в горах Хентея и Хангая, и среди высо ких каменистых отрогов Гобийского Ал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2