Сибирские огни, 1953, № 2

коренные изменения в экономику страны, в уклад жизни народа. Мы проехали по всей трассе и повсюду видели самые за­ мечательные перемены. В глухой степи выросли железнодорожные станции и полустанки, благоустроенные рабочие посёлки. Наш шофёр — сын монгольских сте­ пей, тоже несколько лет не видавший этих мест, — то и дело сбавлял газ и с восхищением любовался открывающейся панорамой. — Смотри, смотри, — оборачивался он и называл очередную станцию или посёлок. — Дархан, Хара, Дзун-Хара... — Их сайн байна! Очень хорошо это!— с чувством говорил он. Жители этих населённых пунктов, многие из которых не занесены ещё на карту страны, по- хозяйски обживаются здесь, с радостью переходят и.з закопчённых юрт в благо­ устроенные дома. Люди, совсем недавно впервые в жизни увидевшие паровоз, с большой охотой осваивают профессии железнодорожников. ...Ярко запечатлелся в памяти торже­ ственный митинг в Улан-Баторе, посвя­ щённый прибытию первого поезда. Это было в день празднования Великой Ок­ тябрьской социалистической револю­ ции — 7 ноября 1949 года. Десятки ты­ сяч жителей столицы и гостей из самых отдалённых аймаков страны заполнили просторную привокзальную площадь и на несколько километров растянулись вдоль линии железной дороги. Всюду ли­ кование, радостные возгласы, песни. Каждому не терпелось поскорее увидеть прибывающий поезд. Потом, вернувшись в степь, будет о чём рассказать окрест­ ным аратам. Когда поезд был уже в двух-трёх километрах от города, ему по­ требовалось не менее часа, чтобы пре­ одолеть это расстояние, пройти в густых толпах ликующего народа. Генеральный секретарь ЦК Монголь­ ской Народно-Революционной партии Цеденбал в своём выступлении на ми­ тинге горячо выразил общие чувства: — Строительство этой железной до­ роги, — сказал он, — осуществлённое на­ шим великим другом — Советским Сою­ зом по личной инициативе и указанию великого Сталина, имеет исключительно важное, поистине неоценимое значение для развития нашей страны и представ­ ляет собой новый благородный шаг Со­ ветского Союза по оказанию братской бескорыстной помощи монгольскому на­ роду. Железная дорога приходит к нам не только как прекрасный вид транспор­ та, но и как носитель культуры и про­ гресса, как величайший фактор, призван­ ный ускорять развитие нашей страны... Новая железная дорога, соединяющая нашу столицу с великим Советским Сою­ зом, является воистину дорогой дружбы, дорогой в прекрасное будущее. Оно, это лучшее будущее, придёт к нам только от Советского Союза и великого Сталина так же, как оттуда пришло наше пре­ красное настоящее. Вечером над уютным зданием вокза­ ла ярко загорелась красная звезда, за­ светились многочисленные огни в при­ вокзальных зданиях, в домах железно­ дорожного посёлка. Где-то вдали раздался гудок парово­ за. Из-за поворота вырвался сноп ярко­ го света, и вскоре к станции подошёл товарный состав. Первые две тысячи тонн груза — продовольственных и про­ мышленных товаров — впервые прибы­ ли в столицу по железной дороге. В этот памятный вечер долго ликовал город. На празднично украшенных ули­ цах горела яркая иллюминация. Всюду оживлённые толпы народа. В государ­ ственном музыкально-драматическом те­ атре с большим успехом прошёл кон­ церт, посвящённый советско-монгольской дружбе. А в это время на городском телегра­ фе дежурный телеграфист заканчивал передачу приветственного письма от бла­ годарного монгольского народа велико­ му вождю и учителю всех трудящихся товарищу И. В. Сталину. «В этот радостный день, — от всего сердца говорили трудящиеся Монго­ лии, — весь монгольский народ с вели­ чайшей благодарностью обращает свои взоры к вечно прекрасной Москве — центру сЕета и прогресса, правды и справедливости, к Вам, великому учите­ лю трудящихся, сердцу и мозгу все­ побеждающего коммунизма, — и как один человек, от всего сердца, от всей души говорит: — Да живите и здравствуйте, наш любимый и мудрый учитель, на радость трудящимся всего мира, на страх вра­ гам, да светите вечно, как солнце, всем народам земли, всем людям труда». ...Монголия — страна степных про­ сторов. Более двух с половиной тысяч километров разделяют её западные и восточные границы. Давно ли одни лишь караванные тропы служили единствен­ ными путями сообщения, узкими ниточ­ ками связывали обширные пространства страны. А теперь требуются всего лишь одни сутки, чтобы попасть из Улан-Ба­ тора в Даландзадагад — центр Южных Гоби, лежащий в шестистах километрах от столицы республики. И тот же род­ ной советский «газик» в трое суток до­ мчал нас до самого западного — Баин- Ульгийского аймака, расположенного бо­ лее чем в 1 .700 километрах от Улан-Ба­ тора. Автомобильный транспорт прочно во­ шёл в быт страны. Машина проложила себе путь и по обширной равнине бас­ сейна голубой Керулен, воспетой в на­ родных песнях, и в древних Гоби, и в горах Хентея и Хангая, и среди высо­ ких каменистых отрогов Гобийского Ал­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2