Сибирские огни, 1953, № 2

народов. В этом благородном деле ак­ тивно участвовала и монгольская моло­ дёжь. «Я дарю своего лучшего серого коня. Пусть с советскими воинами дой­ дёт он до Берлина», — говорит герой пьесы молодой скотовод Джамсаран. Вернувшись с фронта после капитуля­ ции империалистической Японии, Ойдуб написал пьесу «День рождения». В ней показаны боевые будни воинов Монголь­ ской народно-революционной армии, их патриотизм, боевое содружество с герои­ ческой Советской Армией в общей, борь­ бе против империалистического хищни­ ка на Востоке. Следующая пьеса Ойдуба — «Путь- дорога» посвящена теме развития стра­ ны, идущей к социализму. Не так давно драматург порадовал двумя новыми пьесами: первой нацио­ нальной комедией «Долон-худалчи» — об одноимённом герое монгольского фольклора, и «Цолмон» — о свободной и счастливой жизни народа. Пьесы Ойдуба с успехом идут во мно­ гих театрах страны. ...Прекрасный, светлый путь открыт перед народом. И уже тесной и неудоб­ ной кажется обычная юрта с её закоп­ чённым от дыма войлоком и неустойчи­ вой температурой. С какой гордостью смотрят на недавно отстроенную кирпич­ ную школу араты Баин-Далай сомона, расположенного среди крутых отрогов Гобийского Алтая, далеко на запад от Даландзадагада. Это — не просто но;вая школа, это — плод долгих творческих исканий, упорного труда. Не так-то про­ сто одними руками сделать из сыпучего песка и мелкого щебня настоящий креп­ кий кирпич, особенно людям, вся строи­ тельная «практика» которых до сих пор заключалась лишь в умении ставить свою юрту. Правительство республики отпускает большие средства на народное просвеще­ ние. Школьные здания выстроены уже во многих сомонах, не говоря об аймач­ ных центрах. В 1951 году в республи­ ке работало более 420 начальных, семи­ летних и средних школ, 14 техникумов и несколько высших учебных заведений, в которых обучается в общей сложности почти 73 тысячи человек. Стоит вспом­ нить, что до Народной революции в Монголии существовала всего одна шко­ ла на 50 человек для детей феодалов и чиновников, общая же грамотность на­ селения не достигала даже одного про­ цента. Как далеко шагнула страна впе­ рёд, видно из того факта, что к 30-й го- доЕщине Народной революции более 87 процентов взрослого населения стра­ ны стало грамотным. Мы побывали во многих сомонах Юж­ ных Гоби — от холмистых равнин до ве­ личественных снежных массивов горы Бага-Богдо, и везде, на каждом шагу мы встречали эти благодатные ростки ново­ го. Многие скотоводы уже критически смотрят на существующие методы и формы ведения животноводства. На со­ брании в Нойон сомоне, расположенном также в Гобийском Алтае, за сотни ки­ лометров от аймачного центра, мы услы­ шали горячие выступления рядовых ара­ тов о необходимости шире распростра­ нять и внедрять методы коллективного ведения хозяйства. «Без коллективного труда невозможно дальше развивать жи­ вотноводство», — сказал один из орато­ ров — рядовой скотовод, член партии. В том же сомоне к нам в юрту пришёл председатель местного производственного объединения, чтобы посоветоваться с Цеденбалом о дальнейших мероприятиях по укреплению и росту объединения. ...Обновляются, становятся моложе суровые древние Гоби, всё ярче разго­ рается в великой пустыне, как и во всей стране, свет новой жизни. СТЕПНЫЕ ОГНИ ...Недавно мне снова пришлось побы­ вать на севере Монголии, в Алтан-Була- ке, в Сухэ-Баторе, где проезжал три с половиной года тому назад. Я знал, что увижу много больших перемен, но дей­ ствительность превзошла все ожидания. Ещё издали над Сухэ-Батором были видны дымки паровозов. На стальных путях, проложенных от пограничной станции Наушки, дальше, до Улан-Бато­ ра, стояли вереницы пассажирских и то­ варных вагонов. Машина свернула на городскую ули­ цу, и перед нами открылось красивое светлорозсвое здание нового вокзала, а справа протянулась большая масса но­ вых жилых домов, образующих пра­ вильные четырёхугольники кварталов. Давно ли здесь был пустырь! К вокзалу направлялись большие группы людей с чемоданами, баулами, кошёлками. Подъехало несколько легко­ вых автомашин. Происходила посадка на очередной пассажирский поезд, отправ­ лявшийся в столицу республики. Немно­ го поодаль виднелся большой товарный состав. Почти не видно теперь столь типич­ ных для монгольского пейзажа верблю­ жьих караванов. Зачем они? Ведь каж­ дый товарный состав заменяет минимум семь с половиной тысяч верблюдов. Несмотря на то, что строительство до­ роги осуществлялось в трудных природ­ ных условиях, эта первая в Монголии крупная железнодорожная магистраль проложена в самый короткий срок. Её проектировали и руководили строитель­ ством советские инженеры. Строителям пришлось пробиваться сквозь камени­ стые горы, выпрямлять течение рек, пре­ одолевать другие природные препят­ ствия. С первых же дней дорога вносит

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2