Сибирские огни, 1953, № 2
народов. В этом благородном деле ак тивно участвовала и монгольская моло дёжь. «Я дарю своего лучшего серого коня. Пусть с советскими воинами дой дёт он до Берлина», — говорит герой пьесы молодой скотовод Джамсаран. Вернувшись с фронта после капитуля ции империалистической Японии, Ойдуб написал пьесу «День рождения». В ней показаны боевые будни воинов Монголь ской народно-революционной армии, их патриотизм, боевое содружество с герои ческой Советской Армией в общей, борь бе против империалистического хищни ка на Востоке. Следующая пьеса Ойдуба — «Путь- дорога» посвящена теме развития стра ны, идущей к социализму. Не так давно драматург порадовал двумя новыми пьесами: первой нацио нальной комедией «Долон-худалчи» — об одноимённом герое монгольского фольклора, и «Цолмон» — о свободной и счастливой жизни народа. Пьесы Ойдуба с успехом идут во мно гих театрах страны. ...Прекрасный, светлый путь открыт перед народом. И уже тесной и неудоб ной кажется обычная юрта с её закоп чённым от дыма войлоком и неустойчи вой температурой. С какой гордостью смотрят на недавно отстроенную кирпич ную школу араты Баин-Далай сомона, расположенного среди крутых отрогов Гобийского Алтая, далеко на запад от Даландзадагада. Это — не просто но;вая школа, это — плод долгих творческих исканий, упорного труда. Не так-то про сто одними руками сделать из сыпучего песка и мелкого щебня настоящий креп кий кирпич, особенно людям, вся строи тельная «практика» которых до сих пор заключалась лишь в умении ставить свою юрту. Правительство республики отпускает большие средства на народное просвеще ние. Школьные здания выстроены уже во многих сомонах, не говоря об аймач ных центрах. В 1951 году в республи ке работало более 420 начальных, семи летних и средних школ, 14 техникумов и несколько высших учебных заведений, в которых обучается в общей сложности почти 73 тысячи человек. Стоит вспом нить, что до Народной революции в Монголии существовала всего одна шко ла на 50 человек для детей феодалов и чиновников, общая же грамотность на селения не достигала даже одного про цента. Как далеко шагнула страна впе рёд, видно из того факта, что к 30-й го- доЕщине Народной революции более 87 процентов взрослого населения стра ны стало грамотным. Мы побывали во многих сомонах Юж ных Гоби — от холмистых равнин до ве личественных снежных массивов горы Бага-Богдо, и везде, на каждом шагу мы встречали эти благодатные ростки ново го. Многие скотоводы уже критически смотрят на существующие методы и формы ведения животноводства. На со брании в Нойон сомоне, расположенном также в Гобийском Алтае, за сотни ки лометров от аймачного центра, мы услы шали горячие выступления рядовых ара тов о необходимости шире распростра нять и внедрять методы коллективного ведения хозяйства. «Без коллективного труда невозможно дальше развивать жи вотноводство», — сказал один из орато ров — рядовой скотовод, член партии. В том же сомоне к нам в юрту пришёл председатель местного производственного объединения, чтобы посоветоваться с Цеденбалом о дальнейших мероприятиях по укреплению и росту объединения. ...Обновляются, становятся моложе суровые древние Гоби, всё ярче разго рается в великой пустыне, как и во всей стране, свет новой жизни. СТЕПНЫЕ ОГНИ ...Недавно мне снова пришлось побы вать на севере Монголии, в Алтан-Була- ке, в Сухэ-Баторе, где проезжал три с половиной года тому назад. Я знал, что увижу много больших перемен, но дей ствительность превзошла все ожидания. Ещё издали над Сухэ-Батором были видны дымки паровозов. На стальных путях, проложенных от пограничной станции Наушки, дальше, до Улан-Бато ра, стояли вереницы пассажирских и то варных вагонов. Машина свернула на городскую ули цу, и перед нами открылось красивое светлорозсвое здание нового вокзала, а справа протянулась большая масса но вых жилых домов, образующих пра вильные четырёхугольники кварталов. Давно ли здесь был пустырь! К вокзалу направлялись большие группы людей с чемоданами, баулами, кошёлками. Подъехало несколько легко вых автомашин. Происходила посадка на очередной пассажирский поезд, отправ лявшийся в столицу республики. Немно го поодаль виднелся большой товарный состав. Почти не видно теперь столь типич ных для монгольского пейзажа верблю жьих караванов. Зачем они? Ведь каж дый товарный состав заменяет минимум семь с половиной тысяч верблюдов. Несмотря на то, что строительство до роги осуществлялось в трудных природ ных условиях, эта первая в Монголии крупная железнодорожная магистраль проложена в самый короткий срок. Её проектировали и руководили строитель ством советские инженеры. Строителям пришлось пробиваться сквозь камени стые горы, выпрямлять течение рек, пре одолевать другие природные препят ствия. С первых же дней дорога вносит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2