Сибирские огни, 1953, № 2
Афиши извещают о предстоящих спек таклях: «Русские люди» Симонова, «Я хочу домой» Михалкова, «Путь-дорога» и «Мунко •— искатель счастья» Ойдуба. Пьеса «Мунко — искатель счастья» построена на материалах монгольских народных сказок. Мужественно сражал ся народ за свободу своей отчизны. Це ной огромных жертв орды иноземного царя Барса были изгнаны из страны. Но перед своим бегством Барс прибегнул к злому волшебству: он закрыл воду. Об мелели реки, высохли озёра. Исчез источник жизни, и цветущие степи пре вратились в мёртвую пустыню. Снова на грянули поработители. Молодой Мунко опять поднял народ. Злой поработитель окончательно разгром лен. Захвачены знамёна, пленные. Мун ко нашёл и сдвинул огромный камень, которым Барс закрыл животворный источник, дающий начало всем рекам страны. Вновь наполняются водой реки и озёра, и счастливый народ празднует начало новой, свободной жизни... ИСТОЧНИК БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАРОДА Важнейшей отраслью экономики Мон гольской Народной Республики является животноводство. Бескрайние степи, бо гатые пастбища создают неограниченные возможности для роста поголовья скота. До Народной революции основная масса скота принадлежала феодалам, мо настырям и китайским капиталистам-ро- стовщикам. Араты были их неоплатными должниками. В 1 9 1 8 году, например, долг монгольских скотоводов иностран ным фирмам достигал, в переводе на русские деньги, 5 0 миллионов золотых рублей. В стране было около 7 0 0 монастырей и сто тысяч лам. В монастырях находи лось почти сорок процентов всего взрослого мужского населения. Главная вотчина Богдо-гегена, религиозного гла вы страны, монастырь в Урге, имела в 1 9 1 8 году до 3 0 тысяч лошадей, 15 тысяч голов крупного рогатого скота и сто тысяч баранов. Большая же часть трудящихся аратов-скотоводов — подлин ных хозяев национальных богатств — вынуждена была батрачить, находиться в полной зависимости, по существу — в рабстве. Материальное благосостояние мон гольского народа характеризуется коли чеством скота, приходящегося в среднем на одно аратское хозяйство и на душу населения. Обратимся к сухому языку цифр. В том же 1 9 1 8 году в Монголии приходилось в среднем на душу населе ния 1 7 ,8 головы скота, большая часть которого являлась собственностью фео далов, монастырей и иностранных капи талистов. В 1 9 4 7 году в Монгольской Народной Республике приходилось в среднем на каждое аратское хозяйство 1 3 0 голов различного скота, а на душу населения — более 3 0 голов. Более 9 9 процентов всего поголовья скота нахо дится теперь в полной собственности от дельных аратов-скотоводов и аратских производственных объединений. Осталь ная часть принадлежит государству. Государство оказывает значительную помощь аратам-скотоводам. Им предо ставлены в бесплатное пользование паст бища. Весь скот, выращенный аратски ми хозяйствами сверх плана, не облагает ся налогами. Скотоводы получают значи тельные государственные кредиты. В любом уголке страны можно нагляд но убедиться, как народ, пробуждённый к жизни революцией, впервые познал ра дость и счастье творческого созидатель ного труда. Вот типичная история аратской семьи в дореволюционной Монголии, которую я услышал в одном из стойбищ. ...Это было лет тридцать тому назад. Из безводных просторов Южных Гоби продвигался на север небольшой кара ван. Два тощих верблюда да около двух десятков коз составляли всё стадо арата Раша, отправившегося на поиски хотя бы мало-мальски сносной жизни. На одном из верблюдов было навьючено всё нищее имущество семьи и сидел в корзинке ше стилетний мальчуган, на другом — по очерёдно ехали Раш и его жена Юндун. Нелёгким был этот путь. Голод и яшжда постоянно мучили бедняков-пере- селенцев. Разве надолго хватит пяти ковшей пшена, полученных от торговца- китайца в обмен на самую лучшую козу, да небольшого количества провяленного мяса, захваченного с собой в дорогу? Широко известно задушевное госте приимство простых аратов. Но хозяева попадавшихся на пути юрт могли пред ложить утомлённым путникам лишь жид кий чай без молока, иногда приправлен ный щепоткой затхлой муки. Встреча лись и богатые стойбища нойонов, ското- водов-кулаков, но здесь бедняки слыша ли лишь суровый окрик: «Проходите по дальше, негодные!» Позади осталось уже двадцать уртонов (около шестисот километров). Вот и Хан- гай с его приальпийскими лугами, с пышными сочными травами. Но и в этом благодатном крае не лучше жилось ара- там-труженикам. Стоит ли ехать даль ше? Всё равно, для простого кочевника нет хорошего места на привольной мон гольской земле. К тому же тяжело забо лел малолетний сын. И вот в окрестностях богатого лама истского монастыря Дашин-Чилин появи лась ещё одна ветхая юрта. Тяжело жи лось местному населению, но пришель цам пришлось ещё хуже. С них требова ли повышенные подати, накладывали ещё более тяжёлые повинности — ведь это были чужие. Малейшее неповиновение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2