Сибирские огни, 1953, № 2

Афиши извещают о предстоящих спек­ таклях: «Русские люди» Симонова, «Я хочу домой» Михалкова, «Путь-дорога» и «Мунко •— искатель счастья» Ойдуба. Пьеса «Мунко — искатель счастья» построена на материалах монгольских народных сказок. Мужественно сражал­ ся народ за свободу своей отчизны. Це­ ной огромных жертв орды иноземного царя Барса были изгнаны из страны. Но перед своим бегством Барс прибегнул к злому волшебству: он закрыл воду. Об­ мелели реки, высохли озёра. Исчез источник жизни, и цветущие степи пре­ вратились в мёртвую пустыню. Снова на­ грянули поработители. Молодой Мунко опять поднял народ. Злой поработитель окончательно разгром­ лен. Захвачены знамёна, пленные. Мун­ ко нашёл и сдвинул огромный камень, которым Барс закрыл животворный источник, дающий начало всем рекам страны. Вновь наполняются водой реки и озёра, и счастливый народ празднует начало новой, свободной жизни... ИСТОЧНИК БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАРОДА Важнейшей отраслью экономики Мон­ гольской Народной Республики является животноводство. Бескрайние степи, бо­ гатые пастбища создают неограниченные возможности для роста поголовья скота. До Народной революции основная масса скота принадлежала феодалам, мо­ настырям и китайским капиталистам-ро- стовщикам. Араты были их неоплатными должниками. В 1 9 1 8 году, например, долг монгольских скотоводов иностран­ ным фирмам достигал, в переводе на русские деньги, 5 0 миллионов золотых рублей. В стране было около 7 0 0 монастырей и сто тысяч лам. В монастырях находи­ лось почти сорок процентов всего взрослого мужского населения. Главная вотчина Богдо-гегена, религиозного гла­ вы страны, монастырь в Урге, имела в 1 9 1 8 году до 3 0 тысяч лошадей, 15 тысяч голов крупного рогатого скота и сто тысяч баранов. Большая же часть трудящихся аратов-скотоводов — подлин­ ных хозяев национальных богатств — вынуждена была батрачить, находиться в полной зависимости, по существу — в рабстве. Материальное благосостояние мон­ гольского народа характеризуется коли­ чеством скота, приходящегося в среднем на одно аратское хозяйство и на душу населения. Обратимся к сухому языку цифр. В том же 1 9 1 8 году в Монголии приходилось в среднем на душу населе­ ния 1 7 ,8 головы скота, большая часть которого являлась собственностью фео­ далов, монастырей и иностранных капи­ талистов. В 1 9 4 7 году в Монгольской Народной Республике приходилось в среднем на каждое аратское хозяйство 1 3 0 голов различного скота, а на душу населения — более 3 0 голов. Более 9 9 процентов всего поголовья скота нахо­ дится теперь в полной собственности от­ дельных аратов-скотоводов и аратских производственных объединений. Осталь­ ная часть принадлежит государству. Государство оказывает значительную помощь аратам-скотоводам. Им предо­ ставлены в бесплатное пользование паст­ бища. Весь скот, выращенный аратски­ ми хозяйствами сверх плана, не облагает­ ся налогами. Скотоводы получают значи­ тельные государственные кредиты. В любом уголке страны можно нагляд­ но убедиться, как народ, пробуждённый к жизни революцией, впервые познал ра­ дость и счастье творческого созидатель­ ного труда. Вот типичная история аратской семьи в дореволюционной Монголии, которую я услышал в одном из стойбищ. ...Это было лет тридцать тому назад. Из безводных просторов Южных Гоби продвигался на север небольшой кара­ ван. Два тощих верблюда да около двух десятков коз составляли всё стадо арата Раша, отправившегося на поиски хотя бы мало-мальски сносной жизни. На одном из верблюдов было навьючено всё нищее имущество семьи и сидел в корзинке ше­ стилетний мальчуган, на другом — по­ очерёдно ехали Раш и его жена Юндун. Нелёгким был этот путь. Голод и яшжда постоянно мучили бедняков-пере- селенцев. Разве надолго хватит пяти ковшей пшена, полученных от торговца- китайца в обмен на самую лучшую козу, да небольшого количества провяленного мяса, захваченного с собой в дорогу? Широко известно задушевное госте­ приимство простых аратов. Но хозяева попадавшихся на пути юрт могли пред­ ложить утомлённым путникам лишь жид­ кий чай без молока, иногда приправлен­ ный щепоткой затхлой муки. Встреча­ лись и богатые стойбища нойонов, ското- водов-кулаков, но здесь бедняки слыша­ ли лишь суровый окрик: «Проходите по­ дальше, негодные!» Позади осталось уже двадцать уртонов (около шестисот километров). Вот и Хан- гай с его приальпийскими лугами, с пышными сочными травами. Но и в этом благодатном крае не лучше жилось ара- там-труженикам. Стоит ли ехать даль­ ше? Всё равно, для простого кочевника нет хорошего места на привольной мон­ гольской земле. К тому же тяжело забо­ лел малолетний сын. И вот в окрестностях богатого лама­ истского монастыря Дашин-Чилин появи­ лась ещё одна ветхая юрта. Тяжело жи­ лось местному населению, но пришель­ цам пришлось ещё хуже. С них требова­ ли повышенные подати, накладывали ещё более тяжёлые повинности — ведь это были чужие. Малейшее неповиновение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2