Сибирские огни, 1953, № 2

Н о з а р у б е ж н ы А л . А В Д Е Е В Б м он гольских с т е п я х НА ГРАНИЦЕ От Улан-Удэ — центра Бурят-Монголь­ ской АССР — остался последний участок нашего пути в Улан-Батор, столицу Мон­ гольской Народной Республики. Надо было выбрать маршрут. Можно ехать поездом до пограничной станции Наушки, а там пересесть в автобус. Мож­ но воспользоваться самолётом — скоро и удобно. Но ни то, ни другое не устраи­ вало. Предстоящий путь был новым для нас, а поезд уходил ночью, — разве уви­ дишь что-нибудь в кромешной тьме апрельской ночи? Из тех же соображе­ ний отказались и от самолёта. В конце концов решили позвонить начальнику местной автобазы. Он сказал, что через день-два можно отправиться на автома­ шине прямо до Улан-Батора. Лучшего и не надо! Выехали утром, чуть свет. Долго кру­ шили по улицам и закоулкам города, прежде чем выбрались на ровное и глад­ кое шоссе. Машина плавно набирает ско­ рость. На мягких подушках сиденья ука­ чивает. Усиленно курим, чтобы лучше бороться с дремотой. Несколько километров стремительного движения, крутые повороты — и сопка, вокруг которой долго кружилась дорога, осталась позади. Солнце вдруг предста­ ло перед нами во всём своём чудесном, весеннем блеске. Открылось голубое не­ бо, заискрились, засеребрились снежные полосы на вершинах далёкой горной цепи. — Красота-то какая! — обернувшись, сказал шофёр. — До самого Берлина до­ шёл, а такой красоты нигде не видал. Шофёр прав. И в самом деле, хорошо. Поросшие тёмнозелёным кедровником сопки сменяются то широкой долиной, окаймлённой причудливо зубчатыми от­ рогами гор, то пахучими сосновыми ле­ сами, из которых изредка вынырнет де­ ревушка с просторными, крепко сбиты­ ми избами. В одной такой деревушке мы отдохну­ ли, напились чаю и снова отправились в путь. Позади уже двести с лишним кило­ метров, остался последний на советской земле населённый пункт — Кяхта, ста­ ринный русский город, на границе е Монгольской Народной Республикой. Пологий спуск -— и мы в Кяхте. Здесь много кирпичных домов старинной по­ стройки. Рядом склады и амбары — остатки прежних купеческих дворов. Между ними, вдоль песчаных улиц, длинными рядами вытянулись деревян­ ные одноэтажные домики с палисадни­ ками. Сейчас Кяхта — аймачный центр Бу­ рят-Монгольской АССР. В городе имеет­ ся несколько промышленных предприя­ тий и краеведческий музей, богатый ма­ териалами по истории торговли и взаи­ моотношений России с Китаем. Город был заложен двести с лишним лет тому назад... ...Несколько поворотов шоссе — и пе­ ред нами бывшая торговая слобода, че­ рез которую ещё в XVIII веке беспре­ рывным потоком шли в Китай русские меха, серебро, мануфактура. Белые дома разбросаны на пологом склоне у под­ ножья горного кряжа. Продолговатое массивное здание таможни. У полосато­ го шлагбаума —• часовой в зелёной фу­ ражке. Машина остановилась. Тотчас же появился молодой лейтенант, дежурный контрольно-пропускного пункта, и веж­ ливо пригласил нас в здание. Вскоре все формальности, связанные с переездом границы, были закончены. Снова садимся в машину. Впереди узкая полоска земли — до другого шлагбаума, а за ним •— дружественная Монгольская Народная Республика — страна с много­ вековой историей, со своей культурой, со своеобразным укладом жизни. Более двух столетий Монголия была одной из самых отсталых колониальных стран Востока. Монгольский народ, на­ ходившийся под гнётом маньчжуро-ки­ тайских колонизаторов и местных феода­ лов и лам, влачил самое жалкое суще­ ствование, был обречён на голод, поваль­ ные болезни и вымирание. Великая Октябрьская социалистиче­ ская революция открыла новую эпоху в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2