Сибирские огни, 1953, № 2
Н о з а р у б е ж н ы А л . А В Д Е Е В Б м он гольских с т е п я х НА ГРАНИЦЕ От Улан-Удэ — центра Бурят-Монголь ской АССР — остался последний участок нашего пути в Улан-Батор, столицу Мон гольской Народной Республики. Надо было выбрать маршрут. Можно ехать поездом до пограничной станции Наушки, а там пересесть в автобус. Мож но воспользоваться самолётом — скоро и удобно. Но ни то, ни другое не устраи вало. Предстоящий путь был новым для нас, а поезд уходил ночью, — разве уви дишь что-нибудь в кромешной тьме апрельской ночи? Из тех же соображе ний отказались и от самолёта. В конце концов решили позвонить начальнику местной автобазы. Он сказал, что через день-два можно отправиться на автома шине прямо до Улан-Батора. Лучшего и не надо! Выехали утром, чуть свет. Долго кру шили по улицам и закоулкам города, прежде чем выбрались на ровное и глад кое шоссе. Машина плавно набирает ско рость. На мягких подушках сиденья ука чивает. Усиленно курим, чтобы лучше бороться с дремотой. Несколько километров стремительного движения, крутые повороты — и сопка, вокруг которой долго кружилась дорога, осталась позади. Солнце вдруг предста ло перед нами во всём своём чудесном, весеннем блеске. Открылось голубое не бо, заискрились, засеребрились снежные полосы на вершинах далёкой горной цепи. — Красота-то какая! — обернувшись, сказал шофёр. — До самого Берлина до шёл, а такой красоты нигде не видал. Шофёр прав. И в самом деле, хорошо. Поросшие тёмнозелёным кедровником сопки сменяются то широкой долиной, окаймлённой причудливо зубчатыми от рогами гор, то пахучими сосновыми ле сами, из которых изредка вынырнет де ревушка с просторными, крепко сбиты ми избами. В одной такой деревушке мы отдохну ли, напились чаю и снова отправились в путь. Позади уже двести с лишним кило метров, остался последний на советской земле населённый пункт — Кяхта, ста ринный русский город, на границе е Монгольской Народной Республикой. Пологий спуск -— и мы в Кяхте. Здесь много кирпичных домов старинной по стройки. Рядом склады и амбары — остатки прежних купеческих дворов. Между ними, вдоль песчаных улиц, длинными рядами вытянулись деревян ные одноэтажные домики с палисадни ками. Сейчас Кяхта — аймачный центр Бу рят-Монгольской АССР. В городе имеет ся несколько промышленных предприя тий и краеведческий музей, богатый ма териалами по истории торговли и взаи моотношений России с Китаем. Город был заложен двести с лишним лет тому назад... ...Несколько поворотов шоссе — и пе ред нами бывшая торговая слобода, че рез которую ещё в XVIII веке беспре рывным потоком шли в Китай русские меха, серебро, мануфактура. Белые дома разбросаны на пологом склоне у под ножья горного кряжа. Продолговатое массивное здание таможни. У полосато го шлагбаума —• часовой в зелёной фу ражке. Машина остановилась. Тотчас же появился молодой лейтенант, дежурный контрольно-пропускного пункта, и веж ливо пригласил нас в здание. Вскоре все формальности, связанные с переездом границы, были закончены. Снова садимся в машину. Впереди узкая полоска земли — до другого шлагбаума, а за ним •— дружественная Монгольская Народная Республика — страна с много вековой историей, со своей культурой, со своеобразным укладом жизни. Более двух столетий Монголия была одной из самых отсталых колониальных стран Востока. Монгольский народ, на ходившийся под гнётом маньчжуро-ки тайских колонизаторов и местных феода лов и лам, влачил самое жалкое суще ствование, был обречён на голод, поваль ные болезни и вымирание. Великая Октябрьская социалистиче ская революция открыла новую эпоху в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2