Сибирские огни, 1953, № 2
Мы скажем: «каждый за всех, а без бога мы как-нибудь обойдёмся»1. В другом месте В. И. Ленин, борясь с классово чуждым пережитком, выра женным анализируемой выше поговор кой, выделяет в противовес ей наш со ветский лозунг: «все за одного и один за всех!»2 Можно было бы привести ещё не ма ло примеров того, как резко выступал В. И. Ленин против чуждых правил и устоев, отражённых в отдельных образ цах устного творчества. Но приведённо го материала уже достаточно, чтобы сде лать вывод о необходимости принци пиально партийного подхода к изучению и собиранию больших и малых жанров народнопоэтического творчества, так как антинародная, враждебная идеология временами просачивалась и в область устного творчества. На ошибочность и враждебность бес принципного подхода к произведениям устного творчества было указано наряду с другими вопросами в известном поста новлении ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации», принятом в 1944 г. Центральный Комитет партии резко осудил популяризацию некоторы ми историками и литераторами ханско- феодального эпоса об Идегее. В связи с этим на X Пленуме правле ния Союза советских писателей СССР Н. Тихонов говорил о некоторых татар ских литераторах, «которые поднимали на щит ханско-феодальный эпос об Иде гее и представили Золотую Орду пере довым государством своего времени. Идегей, крупный военачальник Золотой Орды, опустошитель русских городов и селений, изображался как великий про грессивный деятель. Нечто подобное произошло и в Башкирии»3. Те же ошибки были допущены в от ношении бурят-монгольского эпоса «Ге- сер» и азербайджанского эпоса «Деде Коркут». Так забвение ленинско-сталинского принципа партийности в изучении и пропаганде старинного эпоса привело к крупным идеологическим ошибкам неко торых историков и литераторов. **3! В. И. Ленин и И. В. Сталин были не только крупнейшими знатоками и цени телями народного творчества. После победы Великой Октябрьской социали стической революции великие вожди трудящихся явились организаторами и 1 В. И. Л е н и н . Соч., т. 30, стр. 280— 281. 2 Там же, т. 31, стр. 103. 3 Н и к о л а й Т и х о н о в . 'Перед, новым подъёмом. Советская литература в 1944— 1945 гг. М., 1945, стр. 34. вдохновителями небывалого развития й повсеместного расцвета художественного творчества народов СССР во всех видах искусства и поэзии. Коммунистическая партия и Советское правительство про веди в жизнь многочисленные меро приятия, всемерно способствующие раз витию народного творчества в Советском Союзе как в центре нашей Родины, так и на её самых отдалённых окраинах. Оправдались полностью слова Владимира Ильича, высказанные им в беседе с Кларой Цеткин: «...революция развязы вает скованные до того силы и гонит их на поверхность жизни»1. После гражданской войны «Дом теат рального просвещения имени В. П. По ленова» (Москва) был преобразован в Центральный дом искусства в дерев не, вскоре и в Ленинграде был органи зован Дом искусства в деревне (1925 г.), а в 1930 г. были созданы филиалы Центрального дома в краях и областях. Большую работу провёл Наркомпрос РСФСР по укреплению и расширению деятельности Центрального дома искус ства. Позже (1936 г.) Дома искусства в деревне были реорганизованы в Дома народного творчества, в столице нашей Родины был создан Всесоюзный дом на родного творчества имени Н. К. Круп ской. Так планомерно создавались мас совые учреждения по собиранию, изуче нию, пропаганде и развитию народного творчества в Советском Союзе. Большое внимание В. И. Ленин лично уделял делу развития народного творче ства. Осенью 1918 г. он присутствовал на одном из концертов хора М. Е. Пят ницкого в Кремле. Создатель и много летний руководитель этого замечатель ного русского хора народной песни с глубоким волнением рассказывает о встрече с В. И. Лениным: «...я кратко рассказал ему, что много работаю среди крестьян и выбираю из них певцов родных песен. Хочу выявить творчество крестьян. В царское время с великими трудностями приходилось записывать на фонограф ценные кре стьянские песни. Теперь мне нужно сво бодно заняться собиранием песен и по казанием трудящимся печальной жизни нашей страны в прошлом. Ильич сказал: — В случае, если что вам нужно бу дет, напишите мне, я вам в этом деле помогу. Я ушёл от него, довольный, с полной надеждой на будущее. И правда, Ленин помог. Мы стали везде и всюду высту пать»2. В наше время Государственный рус ский народный хор имени М. Е. Пят- 1 К л а р а Ц е т к и н . Из воспоминаний о Ленине. Сб. «Ленин о культуре и искус стве», 1938, стр. 298. 2 Д. М. П е т р и ц е в с к и й . Ленин и русская песня. Журнал «Красный ткач», Йвано-Вознесенск, 1925, № 16—17, стр. 19.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2