Сибирские огни, 1953, № 2
обобщить под социально-политическим углом зрения»1. В. И. Ленин, давая -подобные советы, выдвигал требование неуклонного при менения принципа большевистской пар тийности в деле собирания и исследова ния народнопоэтического творчества, так как это творчество и, следовательно, наука о нём, входят как составная часть в то «обширное, разностороннее, разно образное литературное дело»2, которое после победы Великой Октябрьской со циалистической революции рабочий класс и его партия взяли безраздельно в свои руки. В. И. Ленин и И. В. Сталин, высоко ценя устное народное творчество, ни когда, однако, не фетишизировали его. Используя лучшее, они критически от неслись к отсталому или устаревшему в этом творчестве. В. И. Ленин, например, проявил боль шой интерес к «Плачам» известной ска зительницы Ирины Федосовой3, ио в беседе с Демьяном Бедным он указал ка необходимость преодоления слезли вого настроения, выраженного! в этих «Плачах». «Это противовоенно-е слезливое на строение надо и можно, я думаю, пре одолеть. Старой песне противопоставить новую песню. В привычной, своей, на родной форме — новое содержание. Вам следует в своих агитационных обраще ниях постоянно, упорно, систематически, не боясь повторений, указывать на то, что вот прежде была, дескать, «распро клятая злодейка служба царская», а те перь служба рабоче-крестьянскому, со ветскому государству, — раньше из-под кнута, из-под палки, а теперь сознатель но, выполняя народно-революционный долг, — прежде шли воевать за чёрт знает что, а теперь за своё и т. д.»4. В своих сочинениях В. И. Ленин свы ше десяти раз вспоминает старую пого ворку «каждый за себя, а бог за всех» — и всегда с резкоотрицательной ха рактеристикой её, как такой поговорки, которая порождена чуждой нам частно собственнической идеологией мелких частников-товар-опроизводителей. В сво ей работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демо кратов?» В. И. Ленин даёт прекрасней ший анализ узкоклассового смысла, за ложенного в данной пословице: «Разрозненные мелкие производители производили каждый по нескольку опе раций зараз и потому были сравнитель но независимы от других: если, напр., ку- 1 В л. Б о н ч-Б р у е в и ч. Ленин о поэ зии. Набросок из воспоминаний. Приведено в хрестоматии «Русский фольклор», сост. Н. П. Андреев, 1938, стр. 29. - IB. И. Л е н и н . Соч., т. 10. стр. 31. 3 Е. В. Б а р с о в . Причитания Северного края , т. 1— 1872 г., т. I I — 1882 г., т. III — 1886 г. -1 Цит. по книге Л. Войтоловского «По сле д ам войны», 1934, стр. 6—7. старь сам сеял Лён, сам прял и ткал, — он был почти независим от других. На таком-то режиме мелких, раздробленных товаропроизводителей (и только на нём) оправдывалась поговорка: «каждый за се бя, а за всех бог», т. е. анархия рыноч ных колебаний. Совсем иначе обстоит дело при достигнутом благодаря капита лизму обобществлении труда. Фабрикант, производящий ткани, зависит от бумаго прядильного фабриканта: этот послед ний—от капиталиста плантатора, посеяв шего хлопок, от владельца машинострои тельного завода, каменноугольной копи и т. д. и т. д. В результате получается то, что ни один капиталист не может обойтись без других. Ясное дело, что по говорка «каждый за себя» — к такому режиму совсем уже неприложима: здесь уже каждый работает на всех и все на каждого (и богу не остаётся места — ни в качестве заоблачной фантазии, ни в качестве- земного «златого тельца»1. В докладе на II Всероссийском съезде профессиональных союзов 20 января 1919 г. В. И. Ленин вновь напомнил эту поговорку, которую он назвал старым лозунгом, отражающим мелкобуржуаз ные привычки, «...ещё имеет место ста рый лозунг: «каждый за себя, один бог за всех»2. В. И. Ленин призывал к борь бе с подобными сепаратистскими, мелко буржуазными настроениями. Буквально через несколько дней В. И. Ленин в одной из своих статей вновь обрушивается с резкой критикой на «проклятое правило капиталистиче ского общества», выраженное всё той же классово чуждой поговоркой: «Ещё и ещё раз, — писал он, — под нимемся возможно более широкой мас сой для нанесения нового удара прокля тому правилу старого, капиталистиче ского общества, тому правилу, которое мы унаследовали от этого общества, то му правилу, которым каждый из нас, в большей или меньшей степени, заражён и развращён, правилу: «каждый за себя, один бог за всех». Нас больше всего душит, давит, режет, гнетёт, губит это наследие грабительского, грязного и кровавого капитализма. От этого насле дия нельзя избавиться сразу, с ним нуж на неустанная борьба, против него надо не раз и не два, а много раз объ являть и проводить новый крестовый поход»3. В. И. Ленин этой поговорке противо поставляет наше новое, советское пра вило, новые изречения, отражающие идею братского союза рабочих и кресть ян,— «все за всех!», «каждый за всех...» и т. п. «Прежде говорили: «Каждый за себя, а бог за всех», и сколько горя от этого вышло-. 1 В. И. Л е н и н . Соч., т. 1, стр- 159. 2 Там же, т. 28, стр. 403. 3 Там же. т. 28. стр. 419.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2