Сибирские огни, 1953, № 2

обобщить под социально-политическим углом зрения»1. В. И. Ленин, давая -подобные советы, выдвигал требование неуклонного при­ менения принципа большевистской пар­ тийности в деле собирания и исследова­ ния народнопоэтического творчества, так как это творчество и, следовательно, наука о нём, входят как составная часть в то «обширное, разностороннее, разно­ образное литературное дело»2, которое после победы Великой Октябрьской со­ циалистической революции рабочий класс и его партия взяли безраздельно в свои руки. В. И. Ленин и И. В. Сталин, высоко ценя устное народное творчество, ни­ когда, однако, не фетишизировали его. Используя лучшее, они критически от­ неслись к отсталому или устаревшему в этом творчестве. В. И. Ленин, например, проявил боль­ шой интерес к «Плачам» известной ска­ зительницы Ирины Федосовой3, ио в беседе с Демьяном Бедным он указал ка необходимость преодоления слезли­ вого настроения, выраженного! в этих «Плачах». «Это противовоенно-е слезливое на­ строение надо и можно, я думаю, пре­ одолеть. Старой песне противопоставить новую песню. В привычной, своей, на­ родной форме — новое содержание. Вам следует в своих агитационных обраще­ ниях постоянно, упорно, систематически, не боясь повторений, указывать на то, что вот прежде была, дескать, «распро­ клятая злодейка служба царская», а те­ перь служба рабоче-крестьянскому, со­ ветскому государству, — раньше из-под кнута, из-под палки, а теперь сознатель­ но, выполняя народно-революционный долг, — прежде шли воевать за чёрт знает что, а теперь за своё и т. д.»4. В своих сочинениях В. И. Ленин свы­ ше десяти раз вспоминает старую пого­ ворку «каждый за себя, а бог за всех» — и всегда с резкоотрицательной ха­ рактеристикой её, как такой поговорки, которая порождена чуждой нам частно­ собственнической идеологией мелких частников-товар-опроизводителей. В сво­ ей работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демо­ кратов?» В. И. Ленин даёт прекрасней­ ший анализ узкоклассового смысла, за­ ложенного в данной пословице: «Разрозненные мелкие производители производили каждый по нескольку опе­ раций зараз и потому были сравнитель­ но независимы от других: если, напр., ку- 1 В л. Б о н ч-Б р у е в и ч. Ленин о поэ­ зии. Набросок из воспоминаний. Приведено в хрестоматии «Русский фольклор», сост. Н. П. Андреев, 1938, стр. 29. - IB. И. Л е н и н . Соч., т. 10. стр. 31. 3 Е. В. Б а р с о в . Причитания Северного края , т. 1— 1872 г., т. I I — 1882 г., т. III — 1886 г. -1 Цит. по книге Л. Войтоловского «По сле­ д ам войны», 1934, стр. 6—7. старь сам сеял Лён, сам прял и ткал, — он был почти независим от других. На таком-то режиме мелких, раздробленных товаропроизводителей (и только на нём) оправдывалась поговорка: «каждый за се­ бя, а за всех бог», т. е. анархия рыноч­ ных колебаний. Совсем иначе обстоит дело при достигнутом благодаря капита­ лизму обобществлении труда. Фабрикант, производящий ткани, зависит от бумаго­ прядильного фабриканта: этот послед­ ний—от капиталиста плантатора, посеяв­ шего хлопок, от владельца машинострои­ тельного завода, каменноугольной копи и т. д. и т. д. В результате получается то, что ни один капиталист не может обойтись без других. Ясное дело, что по­ говорка «каждый за себя» — к такому режиму совсем уже неприложима: здесь уже каждый работает на всех и все на каждого (и богу не остаётся места — ни в качестве заоблачной фантазии, ни в качестве- земного «златого тельца»1. В докладе на II Всероссийском съезде профессиональных союзов 20 января 1919 г. В. И. Ленин вновь напомнил эту поговорку, которую он назвал старым лозунгом, отражающим мелкобуржуаз­ ные привычки, «...ещё имеет место ста­ рый лозунг: «каждый за себя, один бог за всех»2. В. И. Ленин призывал к борь­ бе с подобными сепаратистскими, мелко­ буржуазными настроениями. Буквально через несколько дней В. И. Ленин в одной из своих статей вновь обрушивается с резкой критикой на «проклятое правило капиталистиче­ ского общества», выраженное всё той же классово чуждой поговоркой: «Ещё и ещё раз, — писал он, — под­ нимемся возможно более широкой мас­ сой для нанесения нового удара прокля­ тому правилу старого, капиталистиче­ ского общества, тому правилу, которое мы унаследовали от этого общества, то­ му правилу, которым каждый из нас, в большей или меньшей степени, заражён и развращён, правилу: «каждый за себя, один бог за всех». Нас больше всего душит, давит, режет, гнетёт, губит это наследие грабительского, грязного и кровавого капитализма. От этого насле­ дия нельзя избавиться сразу, с ним нуж­ на неустанная борьба, против него надо не раз и не два, а много раз объ­ являть и проводить новый крестовый поход»3. В. И. Ленин этой поговорке противо­ поставляет наше новое, советское пра­ вило, новые изречения, отражающие идею братского союза рабочих и кресть­ ян,— «все за всех!», «каждый за всех...» и т. п. «Прежде говорили: «Каждый за себя, а бог за всех», и сколько горя от этого вышло-. 1 В. И. Л е н и н . Соч., т. 1, стр- 159. 2 Там же, т. 28, стр. 403. 3 Там же. т. 28. стр. 419.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2