Сибирские огни, 1953, № 2
процессе устного творчества создаёт свои лучшие поэтические произведения и который шлифуют писатели в своих художественных произведениях. Труды И. В. Сталина по вопросам языкознания направляют внимание исследователей народного творчества в сторону изучения словарного состава выдающихся памятников устной поэзии, особенностей их грамматического строя, их стиля. Творцы устных произведений вели многолетнюю борьбу против иска жения богатого и сильного' русского, языка различными сословными жарго нами. Во многих произведениях народ ной поэзии высмеивается язык царей, вельмож, попов, купцов, чиновников, фабрикантов и т. п. Эта борьба в сфере художественно стилистической отражала общую всена родную неприязнь и ненависть к верху шечным слоям имущих классов и сосло вий. Борьба с жаргонами в народнбм творчестве полностью подтверждает сло ва И. В. Сталина о том, что «люди, от дельные социальные группы, классы да леко не безразличны к языку»1. В. И. Ленин характеризует язык ска зок как одно из средств придания реа листичности художественному произве дению, так как именно человеческая речь сама по себе вносит в сказочную фантастику «элементы действитель ности»2. В устном народном творчестве можно наглядно видеть, как в ходе историче ского развития скрещивались с русским языком языки некоторых народов, но при этом сам русский язык не только не растворялся в других языках, а, на оборот, он выходил победителем, обога щался и усиливался. Произведения на роднопоэтического творчества опровер гают лженаучные теории о скрещивании языков, развиваемые в своё время Н. Я. Марром и его последователями, и наглядно подтверждают выводы И. В. Сталина по этому вопросу: «...конечно, словарный состав рус ского языка пополнился при этом за счёт словарного состава других языков, но это не только не ослабило', а, на оборот, обогатило и усилило русский язык»3. В. И. Ленин и И. В. Сталин высокую оценку дают афористическим формам языка и мышления, широко распростра нённым в устном творчестве, не только в пословицах, поговорках и крылатых словах, но и в виде отдельных изрече ний в сказках, былицах, песнях, мифах и сказаниях. В. И. Ленин и И. В. Сталин очень часто вводили отдельные афори стические формы языка сказок и песен в свою речь. 1 (И. IB. С т а л и н. Марксизм и вопросы языкознания , 1950 г., стр. 13. 2 В. И. Л е н и н . Соч., т. 27, стр. 79. 3 И. В. С т а л и н . Марксизм и вопросы языкознания , 1950 г., стр. 30. Как уже отмечалось выше, афористи ческие формы языка произведений уст ного творчества становились рядом с афористическими формами литератур ного языка (призывы-лозунги), а часто превращались непосредственно в кон кретные призывы. Произведения народнопоэтического творчества В. И. Ленин и И. В. Сталин расценивают как неиссякаемый источник обогащения и совершенствования совре менного литературного языка. Как уже отмечалось выше, только на род на протяжении десятилетий и сто летий способен шлифовать и совершен ствовать свои творения и доводить их до высшей степени совершенства в идейно- нравственном и в художественно-язы ковом отношении. В. И. Ленин и И. В. Сталин те или иные достижения в искусстве и литературе определяли, прежде всего, степенью их. связи с на родом, с народным творчеством. Клара Цеткин передаёт следующие высказыва ния В. И. Ленина: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких тру дящихся масс. Оно долито быть понят но этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно долж но пробуждать в них художников и раз вивать их»1. Подобные же мысли о необходимости глубочайшей связи искусства и литера туры с народным творчеством, как вер ном залоге успеха, И. В. Сталин выска зал в беседе с современным композито ром У. Гаджибековым, автором оперы «Кер-Оглу»: «Товарищ Сталин заметил, что досто инство оперы в том, что она написана на основе народного творчества, сюжет её построен на народном эпосе... Он указал затем, что некоторые композито ры относятся поверхностно к огромным художественным богатствам народной музыки, очевидно, они не понимают, что народные мелодии создавались в резуль тате сотен лет, за это-т период успели отшлифоваться, очиститься и теперь до шли до нас как совершенная закончен ная форма искусства»2. В. И. Ленин после прочтения «Смо ленского ^ этнографического сборника» В. Н. Добровольского и «Северных ска зок» К. Е. Ончукова назвал прочитан ные произведения доподлинно народным творчеством, выражающим народные чаяния и ожидания, способствующим изучению народной психологии. Тогда лге В. И. Ленин указал на необходи мость рассмотреть это творчество и 1 К л а р а Ц е т к и н . Из воспоминаний о Ленине, сб. «Ленин о культуре и искус стве», 1938, сТр. 299. 2 Сб. «Сталин», стр. 288.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2