Сибирские огни, 1953, № 2
не растут, то оказалось, что у оппози ции даже 1 процента не имеется. Таков итог»1. Из числа вновь введённых в обраще ние поговорок следует указать на одну американскую поговорку, которую в 1911 г. привёл В. И. Ленин в статье «Кадеты и октябристы»: «если вы укра дёте кусок хлеба, вас посадят в тюрьму, а если вы украдёте железную дорогу, вас назначат сенатором»2. Как метко здесь схвачена фальшь и лживость хва лёной американской демократии и закон ности! Исключительно остро использована товарищем Сталиным одна из русских пословиц в гениальном труде «Экономи ческие проблемы социализма в СССР». Указывая на то, что в связи с распадом единого мирового рынка углубляется общий кризис мировой капиталистиче ской систему, товарищ Сталин писал: «Это чувствуют сами капиталисты, ибо трудно не почувствовать потерю та ких рынков, как СССР, Китай. Они ста раются перекрыть эти трудности «пла ном Маршалла», войной в Корее, гонкой вооружения, милитаризацией про мышленности. Но это очень похоже на то, что утопающие хватаются за соло минку»3. В. И. Ленин и И. В. Сталин нередко брали пословицы, поговорки, крылатые слова, ходкие изречения в качестве за главий своих статей: у В. И. Ленина — «Соловья баснями не кормят», «С боль ной головы на здоровую», «Журавль в небе или синица в руки», «Каша в голо вах», «Ложка дёгтя в бочке мёда». У И. В. Сталина — «Чем дальше в лес...», «Куют цепи», «Ждать вам — не дождаться», «Высекли себя». Так, примеры использования В. И. Лениным и И. В. Сталиным на роднопоэтического творчества глубоко поучительны для всех работников на шего идеологического фронта. Огромное значение для истории и теории народнопоэтического творчества имеют гениальные работы И. В. Сталина по вопросам языкознания. Определяя язык как специфическое общественное явление, как средство общения всех чле нов общества (общенациональный, обще народный язык), как орудие развития и борьбы, И. В. Сталин разгромил лженаучную вульгаризаторскую теорию Н. Я .М арра и его учеников и расчи стил пути для плодотворной, подлинно научной разработки многочисленных 1 И. В. С т а л и н . Соч., т. 10, стр. 336. 2 В. И. ' Л е н и н . Соч., т. 17, стр. 109. Подчёркнуто нами. 3 И. В. С т а л и н . Экономические пробле мы социализма в ICCCP. Госполитиздат. 1952. Стр. 32. проблем, связанных с языковым творче ством. Н. Я. Марр и его ученики свои лженаучные идеи пытались насаждать и в области изучения устного творчества народов, они говорили о «классовых» языках, о «скрещивании» сюжетов в устном народном творчестве, игнориро вали конкретно-историческую действи тельность, породившую те или иные произведения, игнорировали общенарод ную языковую форму этих произведе ний. Работы И. В. Сталина по вопросам языкознания требуют решительного искоренения и последовательной борьбы против тех вульгаризаторских теорий Н. Я. Марра, которые в том или ином виде проникли в советскую историю и теорию народнопоэтического творче ства. Марксизм-ленинизм учит, что народ является творцом и носителем общена родного языка, и, следовательно, худо жественные произведения народа обле чены именно в эту общенародную язы ковую форму. Это относится и к территориальным диалектам, которые И. В. Сталин рассматривает как ответ вления того же общенародного языка. «Наличие диалектов и жаргонов не от рицает, а подтверждает наличие обще народного языка, ответвлениями которо го они являются и которому они подчи нены»1. Устное творчество народов всегда тес но связано со многими местными, тер риториальными диалектами, но, как мы видим, диалектальная форма некоторых произведений этого творчества не исключает их, а, наоборот, включает в рамки #общенародного художественно- языкового творчества. Но, с другой стороны, И. В. Сталин не раз подчёркивал, что национальный язык ни в коей мере не могут представ лять различные аристократические, ку печеские, официально-канцелярские и иные жаргоны. Жаргоны имеют узкую сферу обра щения среди членов верхних слоёв того или иного класса, и они «совершенно1 не годятся, как средство общения лю дей, для общества в целом»2. Эту же мысль И. В. Сталин подчеркнул ещё в своей работе «Марксизм и националь ный вопрос» (1913). Говоря о языковой общности, как одном из обязательных признаков нации, И. В. Сталин заметил: «Речь идёт, конечно, о народно-раз говорных языках, а не об официально канцелярских»3. Таким образом, языко вый признак нации выражают не жарго ны, а народно-разговорный язык, то есть именно тот язык, на котором народ в 1 И. В. Ст а л и н. Марксизм и вопросы языкознания, 1950 г., стр. 22. 2 Там же, стр. 14. 3 И. В. С т а л и н . Соч., т. 2, стр. 293.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2