Сибирские огни, 1953, № 2

не растут, то оказалось, что у оппози­ ции даже 1 процента не имеется. Таков итог»1. Из числа вновь введённых в обраще­ ние поговорок следует указать на одну американскую поговорку, которую в 1911 г. привёл В. И. Ленин в статье «Кадеты и октябристы»: «если вы укра­ дёте кусок хлеба, вас посадят в тюрьму, а если вы украдёте железную дорогу, вас назначат сенатором»2. Как метко здесь схвачена фальшь и лживость хва­ лёной американской демократии и закон­ ности! Исключительно остро использована товарищем Сталиным одна из русских пословиц в гениальном труде «Экономи­ ческие проблемы социализма в СССР». Указывая на то, что в связи с распадом единого мирового рынка углубляется общий кризис мировой капиталистиче­ ской систему, товарищ Сталин писал: «Это чувствуют сами капиталисты, ибо трудно не почувствовать потерю та­ ких рынков, как СССР, Китай. Они ста­ раются перекрыть эти трудности «пла­ ном Маршалла», войной в Корее, гонкой вооружения, милитаризацией про­ мышленности. Но это очень похоже на то, что утопающие хватаются за соло­ минку»3. В. И. Ленин и И. В. Сталин нередко брали пословицы, поговорки, крылатые слова, ходкие изречения в качестве за­ главий своих статей: у В. И. Ленина — «Соловья баснями не кормят», «С боль­ ной головы на здоровую», «Журавль в небе или синица в руки», «Каша в голо­ вах», «Ложка дёгтя в бочке мёда». У И. В. Сталина — «Чем дальше в лес...», «Куют цепи», «Ждать вам — не дождаться», «Высекли себя». Так, примеры использования В. И. Лениным и И. В. Сталиным на­ роднопоэтического творчества глубоко поучительны для всех работников на­ шего идеологического фронта. Огромное значение для истории и теории народнопоэтического творчества имеют гениальные работы И. В. Сталина по вопросам языкознания. Определяя язык как специфическое общественное явление, как средство общения всех чле­ нов общества (общенациональный, обще­ народный язык), как орудие развития и борьбы, И. В. Сталин разгромил лженаучную вульгаризаторскую теорию Н. Я .М арра и его учеников и расчи­ стил пути для плодотворной, подлинно научной разработки многочисленных 1 И. В. С т а л и н . Соч., т. 10, стр. 336. 2 В. И. ' Л е н и н . Соч., т. 17, стр. 109. Подчёркнуто нами. 3 И. В. С т а л и н . Экономические пробле­ мы социализма в ICCCP. Госполитиздат. 1952. Стр. 32. проблем, связанных с языковым творче­ ством. Н. Я. Марр и его ученики свои лженаучные идеи пытались насаждать и в области изучения устного творчества народов, они говорили о «классовых» языках, о «скрещивании» сюжетов в устном народном творчестве, игнориро­ вали конкретно-историческую действи­ тельность, породившую те или иные произведения, игнорировали общенарод­ ную языковую форму этих произведе­ ний. Работы И. В. Сталина по вопросам языкознания требуют решительного искоренения и последовательной борьбы против тех вульгаризаторских теорий Н. Я. Марра, которые в том или ином виде проникли в советскую историю и теорию народнопоэтического творче­ ства. Марксизм-ленинизм учит, что народ является творцом и носителем общена­ родного языка, и, следовательно, худо­ жественные произведения народа обле­ чены именно в эту общенародную язы­ ковую форму. Это относится и к территориальным диалектам, которые И. В. Сталин рассматривает как ответ­ вления того же общенародного языка. «Наличие диалектов и жаргонов не от­ рицает, а подтверждает наличие обще­ народного языка, ответвлениями которо­ го они являются и которому они подчи­ нены»1. Устное творчество народов всегда тес­ но связано со многими местными, тер­ риториальными диалектами, но, как мы видим, диалектальная форма некоторых произведений этого творчества не исключает их, а, наоборот, включает в рамки #общенародного художественно- языкового творчества. Но, с другой стороны, И. В. Сталин не раз подчёркивал, что национальный язык ни в коей мере не могут представ­ лять различные аристократические, ку­ печеские, официально-канцелярские и иные жаргоны. Жаргоны имеют узкую сферу обра­ щения среди членов верхних слоёв того или иного класса, и они «совершенно1 не годятся, как средство общения лю­ дей, для общества в целом»2. Эту же мысль И. В. Сталин подчеркнул ещё в своей работе «Марксизм и националь­ ный вопрос» (1913). Говоря о языковой общности, как одном из обязательных признаков нации, И. В. Сталин заметил: «Речь идёт, конечно, о народно-раз­ говорных языках, а не об официально­ канцелярских»3. Таким образом, языко­ вый признак нации выражают не жарго­ ны, а народно-разговорный язык, то есть именно тот язык, на котором народ в 1 И. В. Ст а л и н. Марксизм и вопросы языкознания, 1950 г., стр. 22. 2 Там же, стр. 14. 3 И. В. С т а л и н . Соч., т. 2, стр. 293.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2