Сибирские огни, 1953, № 2

былинного эпоса — «Соловья-разбойни- ка» и затем иронически замечает: «Оче­ видно, г. К-за (т. е. Кара-Мурза, — Н. Б.) поёт не даром»1. Преимущественно в сатирическом и ироническом плане использовал В. И. Ленин образы греческой и римской мифологии. Так, например, бичуя само­ влюблённых, крикливых фразёров из лагеря меньшевиков, анархистов, эсе­ ров, либералов и других врагов рабоче» го класса, В. И. Ленин в различных сво­ их работах именует их самовлюблённы­ ми Нарциссами (по имени мифического юноши, влюблённого в своё лицо, отра­ жённое в воде). «Эти трусы, болтуны, самовлюблённые нарциссы и гамлетики махали картонным мечом — и даже мо­ нархии не уничтожили!»2. Мифический образ двуликого Януса в сочинениях В. И. Ленина стал синонимом расплыв­ чатости и противоречивости народников в теории3, а позже —■синонимом дву­ личности, продажности кадетов: «Дву­ ликий Янус по ветру поворачивает свои «лики» то в одну, то в другую сторону»4. Здесь приведены лишь отдельные при­ меры. В. И. Ленин и И. В. Сталин ис­ пользуют образы и изречения мифоло­ гии более чем в 50 случаях. Важную роль в революционной борь­ бе вожди рабочего класса отводили на­ родным гимнам и песням. Ещё в 1901 г. Й. В. Сталин в газете «Брдзола» («Борьба» № 2—3) писал о боевых ре­ волюционных песнях, изобличающих эксплуататорский строй и зовущих к борьбе с царизмом: «Достаточно человеку выйти во вре­ мя демонстрации на улицу, чтобы уви­ деть мужественных борцов, понять, ради чего они борются, услышать свободную речь, зовущую всех на борьбу, боевую песнь, изобличающую существующий строй, вскрывающую наши обществен­ ные ЯЗВ'Ы»5. Народные гимны и песни широко бы­ товали в революционных кругах России, эти песни скрашивали быт политических ссыльных, эмигрантов и подпольщиков, вдохновляли на борьбу, помогали пере­ носить трудности и невзгоды. Больше­ вистская партия уделяла большое вни­ мание распространению и пропаганде массовых революционных песен среди трудящихся масс. В. И. Ленин и И. В. Сталин проявля­ ли глубокую любовь к народной песней любили народное пение. В годы ссылки и эмиграции В. И. Ленин с интересом слушал революционные песни политиче­ ских ссыльных в Сибири, песни фран­ цузских и швейцарских рабочих. Он сам нередко принимал участие в пении. 1 И. В. С т а л и н . Соч., т. 2, стр. 124, 127. 2 В. И. Л е н и н . Соч., т. 33, стр. 30. 3 Там ж е, т. 1, стр. 481. 4 Там же, т. 15, стр. 283. 5 И. В. С т а л и н . Соч., т. 1, стр. 26. В сочинениях В. И. Ленина чаще все­ го мы встречаем обращение к русскому тексту международного пролетарского гимна «Интернационал» (свыше двадца­ ти раз). Отдельные строки «Интернацио­ нала» В. И. Ленин вводил в свою речь как лозунги, призывы: «Все мы поём, что ведём сейчас наш последний и ре­ шительный бой,— вот, например, один из самых распространённых лозунгов, всячески нами повторяемый»1. Кроме этого, он использовал отдель­ ные художественные образы и строки из «Песни о Буревестнике» М. Горького, польского гимна «Варшавянка», фран­ цузских революционных песен «Кар­ маньола» и «Марсельеза», немецкой социалистической песни, французской песни эльзасцев, французской рабочей песни «Са ira» и др. Упомянутые гимны и песни В. И. Ленин брал как массовые, народ­ ные жанры, он нигде не ссылается на их авторов, они входят органически в его текст и менее всего напоминают «лите­ ратурные цитаты». И. В. Сталин с детских и юношеских лет также любил народные песни и на­ родное пение. Участник декады грузинского искус­ ства в Москве, рабочий Теофил Ломта- тидзе, „рассказывал (в письменной пере­ даче С. Зархия) об одном эпизоде встречи участников декады с И. В. Сталиным и его соратниками в Кремле, в Георгиевском зале: «Мы снова исполняем песни, и Сталин аплодирует нам. Он около нас, он совсем близко'. Да, это он — наш Коба! Вот он подходит к нашей группе пев­ цов... Я весь под влиянием нахлынувших на меня воспоминаний. Волнуясь, спраши­ ваю товарища Сталина: «Помните ли вы митинг в Хидистави за церковной огра­ дой?» — Помню, — ответил, улыбаясь.. Сталин, — я и песни гурийские помню. И он тихо затянул старинную свадеб­ ную песню «Гурули Макрули». Я под­ хватил, новые голоса вступили в хор, и около нас замкнулся круг людей... Затем он сам запел мужественную «Хасанбегура» и застольную «Вахтан гури». Тихим, мягким голосом Сталин запевал, а мы также тихо подтягивали, взволнованные и растроганные величием минуты»2. Подобный же эпизод из встреч с товарищем Сталиным вспоминает Герой Советского Союза т. Байдуков: «Когда танцоры исчерпали свой ре­ пертуар, Сталин, всё ещё не отходив­ ший от патефона, выбрал пластинку с хоровой волжской песней. Поставив её, он сам стал подпевать, и мы хором 1 В. Й. Л е н и н . Соч., т. 32, стр. 248. 2 Сб. «Сталин». Москва, 1940, стр 289— 290.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2