Сибирские огни, 1953, № 2
былинного эпоса — «Соловья-разбойни- ка» и затем иронически замечает: «Оче видно, г. К-за (т. е. Кара-Мурза, — Н. Б.) поёт не даром»1. Преимущественно в сатирическом и ироническом плане использовал В. И. Ленин образы греческой и римской мифологии. Так, например, бичуя само влюблённых, крикливых фразёров из лагеря меньшевиков, анархистов, эсе ров, либералов и других врагов рабоче» го класса, В. И. Ленин в различных сво их работах именует их самовлюблённы ми Нарциссами (по имени мифического юноши, влюблённого в своё лицо, отра жённое в воде). «Эти трусы, болтуны, самовлюблённые нарциссы и гамлетики махали картонным мечом — и даже мо нархии не уничтожили!»2. Мифический образ двуликого Януса в сочинениях В. И. Ленина стал синонимом расплыв чатости и противоречивости народников в теории3, а позже —■синонимом дву личности, продажности кадетов: «Дву ликий Янус по ветру поворачивает свои «лики» то в одну, то в другую сторону»4. Здесь приведены лишь отдельные при меры. В. И. Ленин и И. В. Сталин ис пользуют образы и изречения мифоло гии более чем в 50 случаях. Важную роль в революционной борь бе вожди рабочего класса отводили на родным гимнам и песням. Ещё в 1901 г. Й. В. Сталин в газете «Брдзола» («Борьба» № 2—3) писал о боевых ре волюционных песнях, изобличающих эксплуататорский строй и зовущих к борьбе с царизмом: «Достаточно человеку выйти во вре мя демонстрации на улицу, чтобы уви деть мужественных борцов, понять, ради чего они борются, услышать свободную речь, зовущую всех на борьбу, боевую песнь, изобличающую существующий строй, вскрывающую наши обществен ные ЯЗВ'Ы»5. Народные гимны и песни широко бы товали в революционных кругах России, эти песни скрашивали быт политических ссыльных, эмигрантов и подпольщиков, вдохновляли на борьбу, помогали пере носить трудности и невзгоды. Больше вистская партия уделяла большое вни мание распространению и пропаганде массовых революционных песен среди трудящихся масс. В. И. Ленин и И. В. Сталин проявля ли глубокую любовь к народной песней любили народное пение. В годы ссылки и эмиграции В. И. Ленин с интересом слушал революционные песни политиче ских ссыльных в Сибири, песни фран цузских и швейцарских рабочих. Он сам нередко принимал участие в пении. 1 И. В. С т а л и н . Соч., т. 2, стр. 124, 127. 2 В. И. Л е н и н . Соч., т. 33, стр. 30. 3 Там ж е, т. 1, стр. 481. 4 Там же, т. 15, стр. 283. 5 И. В. С т а л и н . Соч., т. 1, стр. 26. В сочинениях В. И. Ленина чаще все го мы встречаем обращение к русскому тексту международного пролетарского гимна «Интернационал» (свыше двадца ти раз). Отдельные строки «Интернацио нала» В. И. Ленин вводил в свою речь как лозунги, призывы: «Все мы поём, что ведём сейчас наш последний и ре шительный бой,— вот, например, один из самых распространённых лозунгов, всячески нами повторяемый»1. Кроме этого, он использовал отдель ные художественные образы и строки из «Песни о Буревестнике» М. Горького, польского гимна «Варшавянка», фран цузских революционных песен «Кар маньола» и «Марсельеза», немецкой социалистической песни, французской песни эльзасцев, французской рабочей песни «Са ira» и др. Упомянутые гимны и песни В. И. Ленин брал как массовые, народ ные жанры, он нигде не ссылается на их авторов, они входят органически в его текст и менее всего напоминают «лите ратурные цитаты». И. В. Сталин с детских и юношеских лет также любил народные песни и на родное пение. Участник декады грузинского искус ства в Москве, рабочий Теофил Ломта- тидзе, „рассказывал (в письменной пере даче С. Зархия) об одном эпизоде встречи участников декады с И. В. Сталиным и его соратниками в Кремле, в Георгиевском зале: «Мы снова исполняем песни, и Сталин аплодирует нам. Он около нас, он совсем близко'. Да, это он — наш Коба! Вот он подходит к нашей группе пев цов... Я весь под влиянием нахлынувших на меня воспоминаний. Волнуясь, спраши ваю товарища Сталина: «Помните ли вы митинг в Хидистави за церковной огра дой?» — Помню, — ответил, улыбаясь.. Сталин, — я и песни гурийские помню. И он тихо затянул старинную свадеб ную песню «Гурули Макрули». Я под хватил, новые голоса вступили в хор, и около нас замкнулся круг людей... Затем он сам запел мужественную «Хасанбегура» и застольную «Вахтан гури». Тихим, мягким голосом Сталин запевал, а мы также тихо подтягивали, взволнованные и растроганные величием минуты»2. Подобный же эпизод из встреч с товарищем Сталиным вспоминает Герой Советского Союза т. Байдуков: «Когда танцоры исчерпали свой ре пертуар, Сталин, всё ещё не отходив ший от патефона, выбрал пластинку с хоровой волжской песней. Поставив её, он сам стал подпевать, и мы хором 1 В. Й. Л е н и н . Соч., т. 32, стр. 248. 2 Сб. «Сталин». Москва, 1940, стр 289— 290.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2