Сибирские огни, 1953, № 2

тивы во всех сферах жизни и у всех народов, входящих в состав Советского Союза. Уже в марте 1918 г., в своей известной статье «Главная задача наших дней», В. И. Ленин писал: «У нас есть материал и в природных богатствах, и в запасе человеческих сил, и в прекрасном размахе, который дала народному творчеству великая револю­ ция, — чтобы создать действительно мо­ гучую и обильную Русь»1. Современный размах народного твор­ чества и инициативы во всех областях жизни, в том числе и в области народ­ ной поэзии, подтверждает гениальное предвидение В. И. Ленина. «В нашей стране, — говорит В. М. Молотов, — сделано всё для того, чтобы ключом било народное творчество на громадных просторах многонацио­ нального Советского Союза»2. И. В. Сталин не раз подчёркивал, что сила и непобедимость большевистской яартии кроется в нерушимой связи её с массами, с народом. Для раскрытия этой идеи он привлёк и классически ис­ пользовал миф об Антее, герое древне­ греческой мифологии. Товарищ Сталин говорил: «У древних греков в системе их ми­ фологии^ был один замечательный герой - Антей, который был, как повествует мифология, сыном Посейдона — бога морей, и Геи — богини земли. Он питал особую привязанность к матери своей, которая его родила, вскормила и воспи­ тала. Не было такого героя, которого он бы не победил — этот Антей. Он считал­ ся непобедимым героем. В чём состояла его^ сила? Она состояла в том, что каж­ дый раз, когда ему в борьбе с против­ ником приходилось туго, он прикасался к земле, к своей матери, которая родила и вскормила его, и получал новую силу. Но у него было всё-таки своё слабое место — это опасность быть каким-либо образом оторванным от земли. Враги учитывали эту его слабость и подкара­ уливали его. И вот нашёлся враг, кото­ рый использовал эту его слабость и по­ бедил его. Это был Геркулес. Но как он его победил? Он оторвал его от земли, поднял на воздух, отнял у него возмож­ ность прикоснуться к земле и задушил его, таким образом, в воздухе. Я думаю, что большевики напоминают нам героя греческой мифологии, Антея. Они, так же, как и Антей, сильны тем, что держат связь со своей матерью, с массами, которые породили, вскормили и воспитали их. И пока они держат связь со своей матерью, с народом, они имеют все шансы на то, чтобы остаться непобедимыми»3. 1 В. И. Л е н и н . Соч., т. 27. стр. 134—135. м 2 СО5 «Художественна* самодеятельность», з и._ <В. С т а л и н . О недостатках пар­ тийной работы и мерах Ликвидации троц­ кистских и иных двурушников. Партиздат ЦК ВКП(б), 1937, стр. 55 -5 6 . Всё вышесказанное о роли народных масс в истории имеет самое прямое от­ ношение и к области художественного творчества, в котором народу также принадлежит первостепенная роль. Воз­ вышенное, гениальное и бессмертное во всех видах искусства и литературы кор­ нями своими уходит, в конечном счёте, в жизнь и творчество трудящихся масс, без связи с которыми невозможно себе представить ни одного сколько-нибудь выдающегося произведения. В. И. Ленин указывал, что в каждой национальной культуре, кроме господ­ ствующей буржуазной культуры, имеют место, хотя бы и неразвитые, «элемен­ ты демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть тру­ дящаяся и эксплуатируемая масса, усло­ вия жизни которой неизбежно порожда­ ют идеологию демократическую и соци­ алистическую»1. Несмотря на многовековый гнёт, при­ теснения и репрессии, народ выступает как творец истории, как творец куль­ туры, как художник-исполин, твор­ чество которого вносит неоценимые богатства в сокровищницу мировой куль­ туры. Марксистско-ленинское учение о роли народных масс в истории наголову раз­ громило реакционную теорию так назы- ваехмого «аристократического фолькло­ ра». Народу и только народу принад­ лежат все те бессмертные шедевры устного творчества, которые до сих пор поражают своим великолепием всё цивилизовэнное человечество. Народ является самым совершенным художником по отношению ко всякому, отдельно взятому, даже самому гениаль­ ному творцу. Эту мысль прекрасно вы­ разил ближайший соратник и ученик В. И. Ленина и И. В. Сталина — М. И. Калинин. В связи с вопросом о художественном совершенстве и бессмертии народных песен и плясок он говорил: «И песни и пляски создавались наро­ дом на протяжении десятилетий и даже столетий, народ оставлял в них только самое ценное, бесконечно совершенство­ вал и доводил до законченной формы. Ни один великий человек не может за свой короткий век проделать такой рабо­ ты, — это доступно только народу. На­ род является и творцом и хранителем всего ценного»2. Особую роль в развитии мировой культуры и цивилизации В. И. Ленин и И. В. Сталин отводят русскому народу, русской нации, выдвинувшей из своей среды величайших представителей во всех сферах духовной деятельности че­ ловека. И. В. Сталин назвал русский народ 1 В. И. Л е н и н . Соч., т. 20, етр. 8. 2 М. И. К а л и н и н . О задачах советской интеллигенции, 1939, стр. 66, Подчёркнуто нами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2