Сибирские огни, 1953, № 2
И. Б А БУШ КИ Н , доцент, кандидат филологических наук В. М. Лепим is II. 11. Сталин о народнопоэтическом творчестве В новых исторических условиях, в эпоху империализма, социалистических революций и строительства коммунизма в СССР, В. И. Ленин и И. В. Сталин творчески развили марксистское учение о роли народных масс и личности в ис тории. Именно им, великим вождям трудя щихся всего мира, принадлежит выдаю щаяся заслуга в деле окончательного разгрома всяческих субъективистско- идеалистических, буржуазно-объекти вистских теорий и современных челове коненавистнических, фашистских бред ней, принижающих и третирующих на родные массы, низводящих трудящегося человека до положения бесправного и бессловесного раба. Определяя с научной точностью зна чение деятельности выдающихся лично стей в истории, В. И. Ленин и И. В. Сталин постоянно указывали, что о с н о в н о й задачей исторической нау ки является изучение истории самих трудящихся масс .\ «Историческая наука, если она хочет быть действительно наукой, — указыва ет И. В. Сталин, — не может больше сводить историю общественного разви тия к действиям королей и полководцев, к действиям «завоевателей» и «покори телей» государств, а должна, прежде всего, заняться историей производителей материальных благ, историей трудящих ся масс, историей народов»1. Ясно, что это указание полностью от носится к такой науке, как история и теория народнопоэтического творчества. В работах В. И. Ленина и И. В. Сталина не раз указывалось, что народ, как главная сила производства, через производство определяет, в конеч ном счёте, и характер и пути развития всего общества. Вся теоретическая и практическая деятельность В. И. Ленина и И. В. Сталина отмечена этой глубокой верой в неиссякаемую энергию, творче скую силу и талантливость, революцион ную историческую инициативу народных масс. 1 И. В. С т а л и н . И стория ВКП(б). Крат к и й кур с , стр . 116. Характеризуя К. Маркса и критикуя Г. В. Плеханова за его неверие в силы русского пролетариата, В. И. Ленин от мечал: «Историческую инициативу масс Маркс ценит выше всего»1. В своей речи «О Ленине» И. В. Сталин говорил: «Вера в творче ские силы масс — это та самая особен ность в деятельности Ленина, которая давала ему возможность осмыслить, сти хию и направлять её движение в русло пролетарской революции»2. Тогда же И. В. Сталин подверг уничтожающей критике такую болезнь некоторых тео ретиков и «вождей», которая называется «боязнью масс, неверием в творческие способности масс»3. О выдающейся и решающей роли масс в истории И. В. Сталин ещё раз напомнил в своей речи на Первом Все союзном съезде колхозников-ударников: «Прошли те времена, ког'да вожди счи тались единственными творцами исто рии, а рабочие и крестьяне не прини мались в расчёт. Судьбы народов и го сударств решаются теперь не только вождями, но прежде всего и главным образом миллионными массами трудя щихся»4. Особую активность, широту и яркость во всех видах творчества и исторической инициативы народные массы проявляют в периоды крупных исторических собы тий, в периоды революционных битв. Самым широким и глубоким проявле нием исторических действий масс яв ляется Великая Октябрьская социали стическая революция, в результате побе ды которой трудящиеся массы впервые получили неограниченную возможность творчества, проявления инициативы как в области хозяйственно-экономической, политической, так и в области культур ного строительства, Вся политика партии и правительства, руководящие указания В. И. Ленина и И. В. Сталина направлены именно на всемерную под держку народного творчества и инициа 1 В. И. Л е н и н. Соч., т. 12, стр. 88. 2 И. В. С т а л и н . Соч., т. 6, стр. Hi. 3 Там нее, т. 6, стр. 60. 4 Там нее, т. 13, стр. ,255.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2