Сибирские огни, 1953, № 2
изменяется общество, меняются нравы и обычаи, меняются понятия о справедли вости, меняется сама истина» (Соч., т. 1, стр. 304), Это положение об изменении понятий, о их диалектике товарищ Сталин считает чрезвычайно важным не только с точки зрения гносеологиче ской, но и политической. Он предостере гает от искажения смысла понятий, при меняемых в науке и политике, от оши бочных выводов. Товарищ Сталин говорит, что некото рые понятия имеют настолько острое по литическое содержание, что малейшее уклонение от их правильного толкования ведёт к серьёзным политическим ошиб кам. Так, в своё время возникло новое понятие «центризм». «Центризм, — гово рит И. В. Сталин, — есть понятие поли тическое» (Соч., т. 11, стр. 282), его нельзя отождествлять с понятием про странственным. И товарищ Сталин точ но определяет содержание этого поня тия: центризм — это понятие, обозначаю щее идеологию приспособления, подчине ния пролетарских интересов интересам мелкой буржуазии в составе одной об щей партии. Содержание понятий меняется в зави симости' от развития конкретно истори ческой обстановки. В работе «О перспек тивах революции в Китае» товарищ Сталин писал, что ранее под понятием «интервенция.» понимали факт ввода войск на чужеземную территорию с целью вмешательства во внутренние де ла того или иного государства. Но изме нилось время и изменились формы и ме тоды интервенции. Интервенция стала не только фактом ввода чужеземных войск, но и организацией гражданской войны внутри зависимой страны путём моральной и финансовой поддержки контрреволюционных сил против рево люции. В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» товарищ Сталин указывает, что в политэкономии возникло несоответствие между старыми понятия ми и новым положением вещей. Такие понятия, как «необходимый труд» , «прибавочный труд» , «необходи мое время», «прибавочное время», «на ём» вырабатывались Марксом при ана лизе капитализма. Маркс при этом пользовался логическими категориями, содержание которых вполне отражает ка питалистические отношения. Эти понятия служили и служат пролетариату капита листических стран духовным оружием в его борьбе против капиталистов. Они точ но отражают экономические отношения капитализма, Но эти понятия теряют своё содержание, если их применять к социалистическим экономическим отно шениям, сложившимся в Советском Со юзе. Более того, их содержание проти воречит действительности. Так, напри мер, нельзя говорить о необходимом и прибавочном труде в СССР, так как весь труд рабочих в наших условиях яв ляется необходимым, та его часть, кото рая отдаётся обществу на расширение производства, развитие образования, здравоохранения, на организацию оборо ны страны, так же необходима для рабо чего класса, как и труд, идущий на лич ное потребление самого рабочего и его семьи. Также не соответствует новому содержанию, которое в него вкладывают, понятие «наём», как будто наш рабочий класс, владеющий средствами производ ства, сам к себе нанимается и сам себе продаёт рабочую силу. Научная терминология должна соот ветствовать содержанию науки, должна быть всегда остро партийна. В «Экономи ческих проблемах социализма в СССР» товарищ Сталин, на основе глубочайше го научного анализа и обобщения опыта, современной общественной жизни раз работал ряд новых экономических категорий и понятий, точно и ясно выра жающих закономерности развития со циалистического способа производства: понятие основного экономического зако на социализма, понятие товарного произ водства в социалистическом обществе, понятие существенного различия между городом и деревней, между умственным и Физическим трудом. Решением вопроса о развитии поня тий и категорий науки товарищ Сталин даёт образец творческого подхода к науке, решительно и смело заменяющего устаревшие понятия новыми категория ми и понятиями в науке. Показав объективный характер зако нов природы и общественной жизни и их познаваемость, товарищ Сталин вме сте с тем вскрыл роль научного позна ния для практической деятельности пар тии пролетариата. Современная реакционная буржуазная философия, идеалистически трактуя ха рактер законов природы и общества и отрицая возможность их познания, созда ёт такой же порочный, идеалистический взгляд на самоё науку. Законы науки, по мнению буржуазных философов, это- то, что конструирует человеческий разум и при помощи чего человек упорядочива ет свои ощущения. Это отрицание науки как действительного отражения объек тивного мира имеет свои классовые кор ни. Оно выражает стремление идеологов буржуазии обосновать вечность капита лизма, затемнить сознание трудящихся хаосом случайностей, мистическим непо знаваемым миром «вещей в себе». В бес сильной ярости они клевещут на науку. И. В. Сталин учит, чтс> наука .не на вязывает свои законы природе, как ут верждают буржуазные мракобесы, а лишь отражает закономерность объектив ных процессов, происходящих независи мо от людей. И, исходя из этого материалистиче ского толкования науки и её законов, товарищ Сталин указывает задачи всякой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2