Сибирские огни, 1953, № 2

изменяется общество, меняются нравы и обычаи, меняются понятия о справедли­ вости, меняется сама истина» (Соч., т. 1, стр. 304), Это положение об изменении понятий, о их диалектике товарищ Сталин считает чрезвычайно важным не только с точки зрения гносеологиче­ ской, но и политической. Он предостере­ гает от искажения смысла понятий, при­ меняемых в науке и политике, от оши­ бочных выводов. Товарищ Сталин говорит, что некото­ рые понятия имеют настолько острое по­ литическое содержание, что малейшее уклонение от их правильного толкования ведёт к серьёзным политическим ошиб­ кам. Так, в своё время возникло новое понятие «центризм». «Центризм, — гово­ рит И. В. Сталин, — есть понятие поли­ тическое» (Соч., т. 11, стр. 282), его нельзя отождествлять с понятием про­ странственным. И товарищ Сталин точ­ но определяет содержание этого поня­ тия: центризм — это понятие, обозначаю­ щее идеологию приспособления, подчине­ ния пролетарских интересов интересам мелкой буржуазии в составе одной об­ щей партии. Содержание понятий меняется в зави­ симости' от развития конкретно истори­ ческой обстановки. В работе «О перспек­ тивах революции в Китае» товарищ Сталин писал, что ранее под понятием «интервенция.» понимали факт ввода войск на чужеземную территорию с целью вмешательства во внутренние де­ ла того или иного государства. Но изме­ нилось время и изменились формы и ме­ тоды интервенции. Интервенция стала не только фактом ввода чужеземных войск, но и организацией гражданской войны внутри зависимой страны путём моральной и финансовой поддержки контрреволюционных сил против рево­ люции. В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» товарищ Сталин указывает, что в политэкономии возникло несоответствие между старыми понятия­ ми и новым положением вещей. Такие понятия, как «необходимый труд» , «прибавочный труд» , «необходи­ мое время», «прибавочное время», «на­ ём» вырабатывались Марксом при ана­ лизе капитализма. Маркс при этом пользовался логическими категориями, содержание которых вполне отражает ка­ питалистические отношения. Эти понятия служили и служат пролетариату капита­ листических стран духовным оружием в его борьбе против капиталистов. Они точ­ но отражают экономические отношения капитализма, Но эти понятия теряют своё содержание, если их применять к социалистическим экономическим отно­ шениям, сложившимся в Советском Со­ юзе. Более того, их содержание проти­ воречит действительности. Так, напри­ мер, нельзя говорить о необходимом и прибавочном труде в СССР, так как весь труд рабочих в наших условиях яв­ ляется необходимым, та его часть, кото­ рая отдаётся обществу на расширение производства, развитие образования, здравоохранения, на организацию оборо­ ны страны, так же необходима для рабо­ чего класса, как и труд, идущий на лич­ ное потребление самого рабочего и его семьи. Также не соответствует новому содержанию, которое в него вкладывают, понятие «наём», как будто наш рабочий класс, владеющий средствами производ­ ства, сам к себе нанимается и сам себе продаёт рабочую силу. Научная терминология должна соот­ ветствовать содержанию науки, должна быть всегда остро партийна. В «Экономи­ ческих проблемах социализма в СССР» товарищ Сталин, на основе глубочайше­ го научного анализа и обобщения опыта, современной общественной жизни раз­ работал ряд новых экономических категорий и понятий, точно и ясно выра­ жающих закономерности развития со­ циалистического способа производства: понятие основного экономического зако­ на социализма, понятие товарного произ­ водства в социалистическом обществе, понятие существенного различия между городом и деревней, между умственным и Физическим трудом. Решением вопроса о развитии поня­ тий и категорий науки товарищ Сталин даёт образец творческого подхода к науке, решительно и смело заменяющего устаревшие понятия новыми категория­ ми и понятиями в науке. Показав объективный характер зако­ нов природы и общественной жизни и их познаваемость, товарищ Сталин вме­ сте с тем вскрыл роль научного позна­ ния для практической деятельности пар­ тии пролетариата. Современная реакционная буржуазная философия, идеалистически трактуя ха­ рактер законов природы и общества и отрицая возможность их познания, созда­ ёт такой же порочный, идеалистический взгляд на самоё науку. Законы науки, по мнению буржуазных философов, это- то, что конструирует человеческий разум и при помощи чего человек упорядочива­ ет свои ощущения. Это отрицание науки как действительного отражения объек­ тивного мира имеет свои классовые кор­ ни. Оно выражает стремление идеологов буржуазии обосновать вечность капита­ лизма, затемнить сознание трудящихся хаосом случайностей, мистическим непо­ знаваемым миром «вещей в себе». В бес­ сильной ярости они клевещут на науку. И. В. Сталин учит, чтс> наука .не на­ вязывает свои законы природе, как ут­ верждают буржуазные мракобесы, а лишь отражает закономерность объектив­ ных процессов, происходящих независи­ мо от людей. И, исходя из этого материалистиче­ ского толкования науки и её законов, товарищ Сталин указывает задачи всякой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2