Сибирские огни, 1953, № 1

Тита Петрова. Корней удручён, а Настя вдруг сбежала от своего жениха. Почему Настя пошла за Тита, хотя и не любила его? Он — хороший бригадир-мичуринец. В чём причина разногласий с Корнеем, хотя она любила и любит его? «Ты жи­ вёшь в завод влюблённый, я — в колхоз­ ные дела», — объясняет Настя. Он зо­ вёт её в город, на Кавказ, она не жела­ ет покинуть свой суровый родной край. Вдруг Корней приходит к председате­ лю колхоза и предлагает через неделю представить проект лесозавода. Эта идея увлекает и соседние колхозы. Кремнев сам берётся за осуществление проекта, и через некоторое время его избирают парторгом. Между Настей и Корнеем происходит объяснение, из которого вдруг становится ясным, что Тит — низ­ кий человек. Лесозавод построен. Кор­ ней остался в колхозе. Развитие сюжета поэмы лишено необ­ ходимой стройности, логичности, мотиви­ рованной последовательности. В самом деле, совершенно случайно никто не знал, что Кремнев приедет домой (почта подве­ ла), также случайно приехал он в день свадьбы, и, следовательно, только слу­ чайно впервые Корней узнал, что любя­ щая его Настя решила уйти от него и совершила нечто трудно поправимое. И поэтому всё последующее выглядит неестественным, надуманным. А участни­ ки этой драмы или безлики, как Корней, — он почти никак не выражает своего отношения к поступку Насти, — или лег­ ко, бодро признают свои ошибки, как Настя: Тит — ошибка. Все вы вправе Осуждать поступок мой. — ...Но вот Ты приехал... Подсказало Сердце новый поворот. (!) Кроме того, тут же, неожиданно для читателя, выясняется, что она пошла за Тита с «благородной целью» — спасти его от зазнайства. План мой был и прост и строг, Я по-своему решила Излечить его порок. Мы влияли всей бригадой На него. Но он таков: Отвечал: «Забот не надо. Не люблю опекунов». Отступать я не желала, Я надеялась... Иначе: она надеялась исправить его.... •женитьбой. Причём не трудно уличить её в лицемерии перед любимым чело­ веком. На странице 24 прямо сказано: «И с каждой неделей вернее он в де­ вичью душу входил, собой заслоняя Кор­ нея...» Но самое замечательное в том, что этот свой поступок, чтобы оправдаться перед Корнеем, она называет ничем иным, как «жертвой отечеству». Чувств любви мы не гасили, Так и краш е и ценней, Что мы в ж ертву приносили Их отечеству, Корней. Так примитивно, обеднённо и искажён­ но рисуется советский человек в его луч­ ших чувствах. Бледен и неясен главный герой поэмы Кремнев. Невозможно понять ни его от­ ношения к людям, к Насте, к её небла­ говидному поступку, ни даже к собствен­ ному призванию. Трудно поверить, что это передовой человек нашего времени: Я думал так: вернусь , женюсь, А там живым манером Через полмесяца метнусь На стройку инженером. Здесь нет раздолья для души, Мелки родные воды... Но оказалось, и в глуши Мечтают о заводах. Не говоря уже о том, что «живым ма­ нером» и «метнусь» явно не свойстве- ны словарю инженера, — непонятно, как он, окончив институт, оказался в полном неведении, чем живёт наша страна: впер­ вые узнаёт, что «в глуши» «мечтают» строить заводы. Думал — «женюсь», а сам не потрудился узнать, чем и как жи­ вёт его невеста. Так до конца поэмы и осталось неясным, чем он привлекал к себе людей, в чём проявил себя. Лесоза­ вод построил? Но этого очень мало для раскрытия его внутреннего мира. Его мог построить любой другой, тем более, что преодолевать для этого ничего не нужно: постановили — и построили. Наконец, он неправильно ориентирует колхозников на строительстве лесозавода и они пра­ вы, когда возражают: «Лесозавод! С ка­ ких же пор не стало о земле забот?» Некоторых героев автор просто забыл (Иван Правосуд, парторг, предшествен­ ник Корнея, мать Насти и др.), а иных трудно увидеть, отличить друг от друга. Поэма изобилует литературными штам­ пами, стих внешне гладок, боек, а внут­ ренне не наполнен, часто подражателен. Автор явно поторопился с опубликова­ нием незрелого произведения. Ан. Бегаев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2