Сибирские огни, 1953, № 1
Таковы несомненные достоинства сбор ника «Родной Енисей». К сожалению, в книге есть ряд существенных недостат ков, которые снижают её познаватель ное и воспитательное значение. Самым серьёзным недостатком сбор ника является то, что в нём преоблада ют произведения, посвящённые прошло му Енисея. Им отведено, примерно, две трети книги. При этом революционное прошлое края представлено всего лишь отрывком из книги Г. Пушкарёва «Сер гей Мохов» и несколькими стихотворе ниями. Большая часть произведений сборни ка посвящена описанию природы, сибир ской экзотики, воспеванию красоты Ени сея. Советский патриотизм органически включает в себя любовь к родной при роде. Но отвлечённое любование приро дой несвойственно советским писателям. Изображать лишь одну природу, отодви гая на задний план человека и его труд, значит изображать нашу действитель ность односторонне, обеднять её. Так односторонне и выглядит в сборнике со временная жизнь на берегах Енисея, а несколько произведений, посвящённых в той или иной мере человеку и его ТРУДУ. не дают достаточно полной карти ны того, что совершается сейчас на Ени сее волею и трудом советских людей. Серьёзные возражения вызывает композиция сборника. Всё содержание книги разбито на пять разделов: 1. Солн це над Енисеем; 2. Там, где жизнь на чиналась стоном...; 3. На баррикадах Красноярска; 4. Красавец Сибири; 5. Ле генды и предания. Нельзя ничего возразить против этих разделов самих по себе. Однако никак нельзя согласиться с последовательно стью их расположения в сборнике. Сначала перед нашим взором возни кают картины чудесной природы, могу чей реки, образы смелых и мужествен ных советских людей — сибиряков. А когда мы открываем первую страницу второго раздела сборника, то почти всё, что мы прочитали до этого, меркнет, за бывается, оттеснённое мрачными карти нами прошлого. И под впечатлением этих картин мы остаёмся уже до последней страницы книги, ибо в ней уже нет ни чего, что могло бы по яркости и силе художественного воздействия заменить возникшие у нас впечатления. Здесь мы то и дело встречаем такие образы и картины: «Я видел древний ряд могил... Невольно клонят робкий ум к принятию самых мрачных дум. Для грусти там жи вая пища, к мечтам в былое тьма при чин, — идёшь в безмолвии, один, среди всемирного кладбища...». «Невольно ум человека цепенеет перед этой титани ческой творческой силой природы, кото рая проявляет величайшую гармонию там, где бледные попытки творчества человека не дерзают даже и помыслить об открытии законов этой красоты, этой гармонии... Рядом с этой красотой всё человеческое тускнеет, всё меркнет». И всё это мы читаем не где-нибудь, а в разделе «Красавец Сибири»! Какие ра достные чувства, какое возвышающее и возбуждающее нас настроение способны, например, вызвать строки, от которых веет холодом и неподвижностью, строки, на которых мы расстаёмся с книгой: «Нарождаются племена и умирают наро ды — минуют века. А он, старый Так- мак, стоит неподвижно и не знает: ч то_ время?». Непонятным образом перемешаны про изведения и внутри самих разделов, так, что рядом соседствуют вещи, не имею- щие друг с другом ни логической, ни художественной связи. Таким образом, композиция сборника явно не продумана составителями и, на наш взгляд, совершенно неудачна. Как бы, однако, ни были серьёзны не достатки сборника «Родной Енисей», по явление его в свет, повторяем, можно только ^приветствовать. Достоинства его по своей значимости несомненно весомее, а недостатки вполне устранимы при по вторном издании. Сборник оказался нужной и полезной книгой, которая с ин тересом читается и широко использует ся в художественной самодеятельности в работе пропагандистов и агитаторов. К. Коробов. , , р о д н о й w p . u i - i Поэма «Родной край» — первое круп ное произведение В. Никонова. Молодой поэт, вероятно, много поработал, и не которые картины и сцены его поэмы вы разительны, динамичны, ярки (разговор Кремнева с шофёром Правосудом, встре ча с Титом на свадьбе, отдельные пей зажные зарисовки). Благороден и заслу живает внимания замысел поэта — пока зать современную колхозную деревню ее дела, людей, быт, природу, показать’ как новое неизбежно побеждает в созна нии, в делах колхозников. К сожалению, в целом автор не спра вился с поставленной перед собой зада чей. Его поэма крайне растянутое сы рое произведение. Ни один образ её не раскрыт сколько-нибудь живо и убеди тельно, ни одна сюжетная линия не раз работана сколько-нибудь глубоко и мно госторонне. Во время отпуска в родной колхоз при ехал инженер Корней Кремнев. Здесь живет любимая им девушка Настя, здесь родная мать. Но только въехал — свадьба: Настя выходит за бригадира: 1 В. Н и к о н о в. «Родной край». Читинское областное государственное издательстао 1952 г., 110 стр. Редактор Л. Покровская
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2