Сибирские огни, 1953, № 1

Таковы несомненные достоинства сбор­ ника «Родной Енисей». К сожалению, в книге есть ряд существенных недостат­ ков, которые снижают её познаватель­ ное и воспитательное значение. Самым серьёзным недостатком сбор­ ника является то, что в нём преоблада­ ют произведения, посвящённые прошло­ му Енисея. Им отведено, примерно, две трети книги. При этом революционное прошлое края представлено всего лишь отрывком из книги Г. Пушкарёва «Сер­ гей Мохов» и несколькими стихотворе­ ниями. Большая часть произведений сборни­ ка посвящена описанию природы, сибир­ ской экзотики, воспеванию красоты Ени­ сея. Советский патриотизм органически включает в себя любовь к родной при­ роде. Но отвлечённое любование приро­ дой несвойственно советским писателям. Изображать лишь одну природу, отодви­ гая на задний план человека и его труд, значит изображать нашу действитель­ ность односторонне, обеднять её. Так односторонне и выглядит в сборнике со­ временная жизнь на берегах Енисея, а несколько произведений, посвящённых в той или иной мере человеку и его ТРУДУ. не дают достаточно полной карти­ ны того, что совершается сейчас на Ени­ сее волею и трудом советских людей. Серьёзные возражения вызывает композиция сборника. Всё содержание книги разбито на пять разделов: 1. Солн­ це над Енисеем; 2. Там, где жизнь на­ чиналась стоном...; 3. На баррикадах Красноярска; 4. Красавец Сибири; 5. Ле­ генды и предания. Нельзя ничего возразить против этих разделов самих по себе. Однако никак нельзя согласиться с последовательно­ стью их расположения в сборнике. Сначала перед нашим взором возни­ кают картины чудесной природы, могу­ чей реки, образы смелых и мужествен­ ных советских людей — сибиряков. А когда мы открываем первую страницу второго раздела сборника, то почти всё, что мы прочитали до этого, меркнет, за­ бывается, оттеснённое мрачными карти­ нами прошлого. И под впечатлением этих картин мы остаёмся уже до последней страницы книги, ибо в ней уже нет ни­ чего, что могло бы по яркости и силе художественного воздействия заменить возникшие у нас впечатления. Здесь мы то и дело встречаем такие образы и картины: «Я видел древний ряд могил... Невольно клонят робкий ум к принятию самых мрачных дум. Для грусти там жи­ вая пища, к мечтам в былое тьма при­ чин, — идёшь в безмолвии, один, среди всемирного кладбища...». «Невольно ум человека цепенеет перед этой титани­ ческой творческой силой природы, кото­ рая проявляет величайшую гармонию там, где бледные попытки творчества человека не дерзают даже и помыслить об открытии законов этой красоты, этой гармонии... Рядом с этой красотой всё человеческое тускнеет, всё меркнет». И всё это мы читаем не где-нибудь, а в разделе «Красавец Сибири»! Какие ра­ достные чувства, какое возвышающее и возбуждающее нас настроение способны, например, вызвать строки, от которых веет холодом и неподвижностью, строки, на которых мы расстаёмся с книгой: «Нарождаются племена и умирают наро­ ды — минуют века. А он, старый Так- мак, стоит неподвижно и не знает: ч то_ время?». Непонятным образом перемешаны про­ изведения и внутри самих разделов, так, что рядом соседствуют вещи, не имею- щие друг с другом ни логической, ни художественной связи. Таким образом, композиция сборника явно не продумана составителями и, на наш взгляд, совершенно неудачна. Как бы, однако, ни были серьёзны не­ достатки сборника «Родной Енисей», по­ явление его в свет, повторяем, можно только ^приветствовать. Достоинства его по своей значимости несомненно весомее, а недостатки вполне устранимы при по­ вторном издании. Сборник оказался нужной и полезной книгой, которая с ин­ тересом читается и широко использует­ ся в художественной самодеятельности в работе пропагандистов и агитаторов. К. Коробов. , , р о д н о й w p . u i - i Поэма «Родной край» — первое круп­ ное произведение В. Никонова. Молодой поэт, вероятно, много поработал, и не­ которые картины и сцены его поэмы вы­ разительны, динамичны, ярки (разговор Кремнева с шофёром Правосудом, встре­ ча с Титом на свадьбе, отдельные пей­ зажные зарисовки). Благороден и заслу­ живает внимания замысел поэта — пока­ зать современную колхозную деревню ее дела, людей, быт, природу, показать’ как новое неизбежно побеждает в созна­ нии, в делах колхозников. К сожалению, в целом автор не спра­ вился с поставленной перед собой зада­ чей. Его поэма крайне растянутое сы­ рое произведение. Ни один образ её не раскрыт сколько-нибудь живо и убеди­ тельно, ни одна сюжетная линия не раз­ работана сколько-нибудь глубоко и мно­ госторонне. Во время отпуска в родной колхоз при­ ехал инженер Корней Кремнев. Здесь живет любимая им девушка Настя, здесь родная мать. Но только въехал — свадьба: Настя выходит за бригадира: 1 В. Н и к о н о в. «Родной край». Читинское областное государственное издательстао 1952 г., 110 стр. Редактор Л. Покровская

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2