Сибирские огни, 1953, № 1
Плотников, сурово осуждая отсталые взгляды Сивцова на семейную жизнь, напоминает: «А вспомните, как прекрас но писал товарищ Сталин, называя ста рые навыки и привычки, традиции и предрассудки — опаснейшими врагами социализма». После этой беседы Сивцов серьёзно задумывается над своими по ступками. и, переборов себя, возвращает ся к Анне. Повесть читается с неослабевающим интересом, несмотря на обилие в ней разных технических подробностей и опи саний. Главные герои произведения показа ны художественно убедительно, с боль шим знанием обстановки, в которой они живут и работают. Интересны и поэтич ны пейзажи, органично входящие в по вествование, нередко удачно дополняю щие и раскрывающие образ, авторскую мысль. Наряду с этим в повести есть и недо статки. Отдельные образы обрисованы схематично и кажутся лишними, напри мер, Савицкий. Надолго исчезает из по вествования Лоштаков, один из главных героев, совершенно не раскрыт образ Гриши-нормировщика, хотя характер его задуман интересно. Приводя большое количество ценных сведений о лесе и лесозаготовках, боль шей частью почерпнутых, очевидно, из книги «Лес» В. Ю. Некрасова, автор не избежал неточностей и ошибок. Так, на пример, на стр. 19 он вкладывает в уста директора Лоштакова неверную по су ществу фразу: «Статистика Галю Тур- кину, имеющую восьмиклассное образо вание, нужно перевести бракёром для приёмки сортиментов, а сводки для кон торы любой составит». Во-первых, для бракёра требуются специальные знания, во-вторых, работа статистика не менее важна, чем бракёра, и «любой» без спе циальных навыков сводки не составит. На стр. 34 автор сравнивает «длинные отборные брёвна» с... карандашами. Обычно лесозаготовители называют «ка рандашом» тонкие «подтоварные» жер ди. Неудачно это сравнение ещё и по тому, что карандаши делают из брёвен «каракдашника» — но кедровых, а не сосновых. На стр. 38 говорится, что трак торы работали на вывозке, а на самом деле они подвозили хлысты к складу узкоколейной дороги. На стр. 220 и 249 автор дважды неправильно употребил слово «подлесок» вместо того, чтобы сказать «кустарник» ..ли «кусты», что было бы точнее и живописней для дан ного текста. На стр. 226 неправильно утверждение, что сердцевина сосны плотнее «заболони», и т. д. Несмотря на эти недочёты, повесть «Тайга весенняя» заслуживает внимания широкого читателя, как свежее и инте ресное художественное произведение. „ У Т Р Ё Х УТЁСО В “ 1 Дети — неутомимые романтики. Их юные сердца жаждут высоких подвигов, встреч с мужественными, сильными людьми. И нет для детского писателя задачи прекрасней и благородней, чем открывать героическое в самых буднич ных наших делах. Тема, которую избрал для своих рас сказов писатель А. Куликов, даёт бога тейшие возможности для показа стойко сти и мужества советских людей. Это рас сказы о пограничниках и о тех, кто по могает им зорко охранять рубежи социа листической Родины. Пограничник Никита Ивачёв, рискуя жизнью, преследует диверсанта, нару шившего границу. Когда раненый Ива чёв выбивается из сил, ему на помощь приходит местный житель — старый охотник Макар Кузьмич. И нарушитель пойман. Таков, в основном, сюжет рас сказа «У трёх утёсов». Ситуация, в ко торую попадает Ивачёв, позволяет чита телю увидеть в нём типические "для со ветского человека черты: верность во инскому долгу, упорство, мужество. Но это, собственно, и всё, что можно ска зать о герое рассказа. Образ его лишён индивидуальных черт, плоти и крови, лишён характера, а потому не волнует читателя. Правда, автор пытается рас ширить представление об Ивачёве, опи сав свою встречу с ним — гвардии стар шиной — после войны (случай на гра нице происходит в довоенное время). Но эта часть рассказа ничем не связана с основным эпизодом и не спасает поло жения. Тем более, что изложена она скороговоркой. Серыми, безликими выглядят погра ничники и в других рассказах. По воле автора лейтенант Стрельцов, например, в рассказе «На границе», действует поч ти в таких же ситуациях, как и Никита Ивачёв, в нем так же отсутствуют какие- либо только ему присущие черты и осо бенности и нужен он автору лишь для выражения всё той же мысли: погра ничники отважны. Схематичность образов пограничников в значительной степени объясняется изо лированностью от людей, с которыми они постоянно общаются. Что представ ляют собою товарищи Ивачёва, Стрель цова, чем живёт погранзастава, —•это читателю неизвестно. А ведь характер человека лучше всего раскрывается во взаимоотношениях с окружающими. Есть в книге и два удачных, живых образа. Это пастух Сакен и пограничная собака Буран из рассказа «На грани це». Рисуя фигуру Сакеиа, писатель ис пользует и своеобразие речи казаха, и довольно острые сюжетные положения. 1 А. К у л и к о в . «У трёх утёсов». Ново сибирское областное государственное изда тельство. 1952. Редактор М. Макшакова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2