Сибирские огни, 1953, № 1

«Алитет уходит в горы» (на это указы­ вает также созвучие фамилий и тот факт, что оба они — американцы скандинав­ ского происхождения). Но Томсон из ро­ мана Т. Сёмушкина — фигура несрав­ ненно менее крупная и менее опасная, чем его вероятный прототип Свенсон. В 1921 — 23 гг. канадские власти, дей­ ствуя по указке СШ А и Англии, дважды высаживали своих людей на входящий в состав Чукотского национального округа остров Врангеля. Причём даящ Британ­ ская энциклопедия признаёт, что дела­ лось это с целью «обосновать путём ок­ купации канадские притязания на остров», что остров намеревались исполь­ зовать' как воздушную базу. В 1924 г. Советское правительство направило на остров ледокол «Красный Октябрь», ко­ торый и выдворил оттуда непрошенных гостей. Т. Сёмушкин переносит нас на борт этого ледокола, когда тот возвращается с острова после выполнения правитель­ ственного задания. Комиссар экспедиции сообщает прибывшему на ледокол Лосю, что на борту находится «какой-то Уэлс», который высадился на острове Врангеля со своими людьми с целью его захвата. Однако Лось, которого писатель изобра­ жает умным, бдительным человеком, по­ чему-то отказывается от возможности до­ просить Уэлса на том «основании», что он, Лось, перевидал уже достаточно американцев на Чукотке. Из-за этого «герой» последнего открытого акта анг­ ло-американской интервенции в нашей стране и остаётся для читателя «каким- то Уэлсом». А ведь этот Уэлс мог бы многое рассказать о захватнических планах интервентов на северо-востоке нашей страны, пролить свет на закулис­ ную деятельность всяких томсонов, бра- унов, саймонсов и иже с ними, как ре- зиндентов американского империализма. Чем объясняется, что упомянутые в этой статье писатели, в том числе и весь­ ма даровитые, о японской интервенции в Сибири и на Дальнем Востоке пишут много, хорошо и правильно, а об амери­ канской интервенции в тех же районах либо не пишут вовсе, либо пишут мало, невнятно и далеко не всегда правиль­ но? На мой взгляд, одна из причин этого безусловно отрицательного явления — в том, что американские интервенты мас­ кировались хитрее, чем японские, более умело заметали следы. Не следует так­ же забывать, что в своё время американ­ ские фальсификаторы истории интервен­ ции сумели ввести в заблуждение неко­ торых советских историков, и, прежде всего, М. Н. Покровского. Ошибки этих историков в какой-то мере отразились, видимо, и на художественной литературе. Существуют все объективные условия для преодоления этих ошибок в художе­ ственной литературе так же, как они бы­ ли преодолены в исторической науке. Важнейшее из этих условий — наличие предельно ясных и чётких указаний В. И. Ленина и И. В. Сталина об ино­ странной интервенции в целом, в Сибири и на Дальнем Востоке — в частности. В 1952 году исполнилось 30 лет со дня изгнания американо-японских интер­ вентов из Владивостока — последнего русского города, который оставался в их руках. Это не только памятная дата. По соседству с советским Приморьем, на земле Кореи, снова происходит англо- американская интервенция, развернулась новая кровавая оргия англо-саксонских расистов. Ужасы Русского острова у Владивостока, где американские интер­ венты устроили лагерь смерти для рус­ ских людей, повторяются, умноженные во сто крат, на корейском острове Коч- жедо. И неслучайно, когда американские ге­ нералы-убийцы хвалятся бомбардировка­ ми с моря и с воздуха корейских горо­ дов, расположенных поблизости от со­ ветской границы, они указывают расстоя­ ние от этих пунктов до Владивостока, выдавая тем самым свои изуверские, хо­ тя и заранее обречённые на провал планы. Вот почему создание художественных произведений, рассказывающих правду об американо-английской интервенции в Сибири и на Дальнем Востоке, рисую­ щих крушение этой интервенции и побе­ ду советского народа, ведомого партией Ленина — Сталина, над империалистами США , представляется мне чрезвычайно актуальной и важной задачей нашей ли­ тературы. Эта тема неразрывно связана с центральной темой советской литерату­ ры — темой борьбы за мир против им­ периалистической агрессии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2