Сибирские огни, 1953, № 1
чувство ненависти к интервентам, кото рое испытывали десятки миллионов рус ских людей. В том же сражении Старостенко ге роически гибнет в схватке с «нерусским офицером». Однако мы узнаём об этом офицере только то, что Старостенко ле жал, вцепившись в его труп. Автор поче му-то не пожелал использовать имев шуюся у него возможность хоть в этом эпизоде показать живых интервентов — •этих фактических атаманов колчаковских банд. *** В поэме О. Берггольц «Перворос- •сийск» подвиг небольшой группы петро градских рабочих, выехавших строить сельскохозяйственную коммуну на далё кий Алтай, предстаёт, как частица все мирно-исторического подвига народов на шей страны, которые во главе с русским рабочим классом открыли всему населе нию Земли путь к свободе и миру. Под виг этих рядовых тружеников неразрыв но связан в поэме с деяниями великих зодчих коммунизма Ленина и Сталина. Героизм первороссиян показан на ши роком историческом фоне. Неслучайно поэтому в поэме упомянуты такие собы тия 1918— 1919 годов, как оборона Ца рицына и Петрограда под руководством И. В. Сталина, разгром Колчака, рево люция в Германии и Венгрии. Поэтому можно было ожидать, что по этесса коснётся и темы англо-американ ской интервенции и борьбы с нею. Этого, однако, не случилось. На первый план среди интервентов в поэме выдвинулись почему-то белочехи. О. Берггольц упоми нает о взятии белочехами Томска, о пла нах эсеровских предателей родины, стре мившихся к соединению с ними. Однако ничего не говорится о том, что мятеж че хословацких пленных был спровоциро ван американскими империалистами, что американские шпионы-дипломаты и про чие агенты непосредственно руководили всеми действиями мятежников. Конечно, поэма — не историческое исследование, но всю правду истории О. Берггольц вполне могла сохранить. Когда в её поэ ме впервые появляется белокулацкая банда семёновцев, расправившаяся впо следствии с первороссиянами, О. Берг гольц отмечает, что у бандитов «винтов ки а н г л и й с к и е поблёскивают за спиной» (подчёркнуто мною — В. Г.), что банда эта сформировалась в то вре мя, когда «огнём интервенций с краёв занялась Россия». Но автор почему-то не развивает эту столь важную тему, и когда в конце поэ мы происходит зверское убийство членов коммуны, читатель воспринимает его, как ещё один акт кулацкого террора, а не как ещё одно преступление англо-аме риканских интервентов, совершённое ру ками вооружённых ими бандитов. Совершенно игнорирует американо английскую интервенцию на Дальнем Во стоке писатель-дальневосточник Д. На- гишкин. В 1948 году вышло 2-е (исправ ленное и дополненное) издание его рома на «Сердце Бонивура», посвящённого борьбе советских людей, советской моло дёжи против интервентов и белогвардей цев на Дальнем Востоке. Однако и в до полненном издании фигурирует только японская интервенция. Основная заслуга авторов «Строго- вых», «Даурии», «Первороссийска» — произведений, получивших всенародное признание, состоит в том, что они суме ли воплотить в своих героях тот героизм русских людей в борьбе с вражеским нашествием на Сибирь и Дальний Во сток, о котором говорил в 1919 г. В. И. Ленин. В известной мере, удалось это и Д. Нагишкину. Однако, изображая историю этой борь бы так, словно их героям противостояли только белогвардейцы и империалисты одной Японии, писатели невольно при нижают значение богатырского подвига нашего народа, одержавшего победу над объединёнными силами международной контрреволюции, во главе с сильнейши ми тогда империалистическими держава ми — СШ А и Айглией. Это критическое замечание в полной мере относится и к историческому пове ствованию Н. Колбина «Партизаны», важнейшим достоинством которого так же являются полнокровные, жизненные образы борцов за мир, за свободу и неза висимость нашей Родины, отстаивавших Восточную Сибирь и Дальний Восток от вражеского нашествия. Действие повествования Н. Колбина развёртывается и во вражеском стане. Звериные повадки жестоких и трусли вых, предельно наглых и приторно слащавых, коварных и ограниченных японских интервентов правильно подме чены и обрисованы автором. В то же время в образе солдата Сато Н. Колбин сумел отобразить рост антивоенного дви жения среди одетых в военную форму японских рабочих и крестьян. Однако, когда Н. Колбин обращается к изображению американской армии, американских интервентов, а также вза имоотношений между этими последними и японскими самураями, ему часто изме няют и чувство реальности, и художест венный вкус. Подзаголовок «Историческое повест вование» требует от писателя особенно глубокого проникновения в сущность описываемых событий. Между тем, в пер вом издании книги японский командую щий генерал Оой накануне кровавых ап рельских событий 1920 г. клянёт амери канских союзников за то, что присутст вие их войск во Владивостоке якобы, 12. «Сибирские огни» № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2