Сибирские огни, 1953, № 1

чувство ненависти к интервентам, кото­ рое испытывали десятки миллионов рус­ ских людей. В том же сражении Старостенко ге­ роически гибнет в схватке с «нерусским офицером». Однако мы узнаём об этом офицере только то, что Старостенко ле­ жал, вцепившись в его труп. Автор поче­ му-то не пожелал использовать имев­ шуюся у него возможность хоть в этом эпизоде показать живых интервентов — •этих фактических атаманов колчаковских банд. *** В поэме О. Берггольц «Перворос- •сийск» подвиг небольшой группы петро­ градских рабочих, выехавших строить сельскохозяйственную коммуну на далё­ кий Алтай, предстаёт, как частица все­ мирно-исторического подвига народов на­ шей страны, которые во главе с русским рабочим классом открыли всему населе­ нию Земли путь к свободе и миру. Под­ виг этих рядовых тружеников неразрыв­ но связан в поэме с деяниями великих зодчих коммунизма Ленина и Сталина. Героизм первороссиян показан на ши­ роком историческом фоне. Неслучайно поэтому в поэме упомянуты такие собы­ тия 1918— 1919 годов, как оборона Ца­ рицына и Петрограда под руководством И. В. Сталина, разгром Колчака, рево­ люция в Германии и Венгрии. Поэтому можно было ожидать, что по­ этесса коснётся и темы англо-американ­ ской интервенции и борьбы с нею. Этого, однако, не случилось. На первый план среди интервентов в поэме выдвинулись почему-то белочехи. О. Берггольц упоми­ нает о взятии белочехами Томска, о пла­ нах эсеровских предателей родины, стре­ мившихся к соединению с ними. Однако ничего не говорится о том, что мятеж че­ хословацких пленных был спровоциро­ ван американскими империалистами, что американские шпионы-дипломаты и про­ чие агенты непосредственно руководили всеми действиями мятежников. Конечно, поэма — не историческое исследование, но всю правду истории О. Берггольц вполне могла сохранить. Когда в её поэ­ ме впервые появляется белокулацкая банда семёновцев, расправившаяся впо­ следствии с первороссиянами, О. Берг­ гольц отмечает, что у бандитов «винтов­ ки а н г л и й с к и е поблёскивают за спиной» (подчёркнуто мною — В. Г.), что банда эта сформировалась в то вре­ мя, когда «огнём интервенций с краёв занялась Россия». Но автор почему-то не развивает эту столь важную тему, и когда в конце поэ­ мы происходит зверское убийство членов коммуны, читатель воспринимает его, как ещё один акт кулацкого террора, а не как ещё одно преступление англо-аме­ риканских интервентов, совершённое ру­ ками вооружённых ими бандитов. Совершенно игнорирует американо английскую интервенцию на Дальнем Во­ стоке писатель-дальневосточник Д. На- гишкин. В 1948 году вышло 2-е (исправ­ ленное и дополненное) издание его рома­ на «Сердце Бонивура», посвящённого борьбе советских людей, советской моло­ дёжи против интервентов и белогвардей­ цев на Дальнем Востоке. Однако и в до­ полненном издании фигурирует только японская интервенция. Основная заслуга авторов «Строго- вых», «Даурии», «Первороссийска» — произведений, получивших всенародное признание, состоит в том, что они суме­ ли воплотить в своих героях тот героизм русских людей в борьбе с вражеским нашествием на Сибирь и Дальний Во­ сток, о котором говорил в 1919 г. В. И. Ленин. В известной мере, удалось это и Д. Нагишкину. Однако, изображая историю этой борь­ бы так, словно их героям противостояли только белогвардейцы и империалисты одной Японии, писатели невольно при­ нижают значение богатырского подвига нашего народа, одержавшего победу над объединёнными силами международной контрреволюции, во главе с сильнейши­ ми тогда империалистическими держава­ ми — СШ А и Айглией. Это критическое замечание в полной мере относится и к историческому пове­ ствованию Н. Колбина «Партизаны», важнейшим достоинством которого так­ же являются полнокровные, жизненные образы борцов за мир, за свободу и неза­ висимость нашей Родины, отстаивавших Восточную Сибирь и Дальний Восток от вражеского нашествия. Действие повествования Н. Колбина развёртывается и во вражеском стане. Звериные повадки жестоких и трусли­ вых, предельно наглых и приторно слащавых, коварных и ограниченных японских интервентов правильно подме­ чены и обрисованы автором. В то же время в образе солдата Сато Н. Колбин сумел отобразить рост антивоенного дви­ жения среди одетых в военную форму японских рабочих и крестьян. Однако, когда Н. Колбин обращается к изображению американской армии, американских интервентов, а также вза­ имоотношений между этими последними и японскими самураями, ему часто изме­ няют и чувство реальности, и художест­ венный вкус. Подзаголовок «Историческое повест­ вование» требует от писателя особенно глубокого проникновения в сущность описываемых событий. Между тем, в пер­ вом издании книги японский командую­ щий генерал Оой накануне кровавых ап­ рельских событий 1920 г. клянёт амери­ канских союзников за то, что присутст­ вие их войск во Владивостоке якобы, 12. «Сибирские огни» № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2