Сибирские огни, 1953, № 1
щихся деятелей советской литературы А . М. Горького и В. В. Маяковского, умело использовавших сатирическое ору жие в .борьбе с внешними и внутренни ми врагами советского строя. До сих пор находятся на вооружении народа блестящие сатирические стихи и пьесы Маяковского, в которых поэт уничтожающе высмеял подхалимов и бюрократов, лодырей и рвачей, шкур ников и болтунов и других гаденьких и подлых людей, прикрывающих своё на сквозь прогнившее нутро маской актив ных, преданных работников. Сатириче ские памфлеты А. М. Горького, разобла чающие звериную сущность империали стов и холуйское лицемерие их лакеев — правых социалистов, показывают на шим литераторам пути создания таких произведений, которых ждёт от них со ветский читатель. И Горький, и Маяков ский не боялись, выводя типичных пред ставителей отживающего общества, за острить и преувеличить их пороки и не достатки и тем способствовали яркости и убедительности отрицательных обра зов, что во много раз увеличивало обли чающую силу их произведений. Но, бичуя пороки и обличая врагов, Горький и Маяковский в то же время с огромной силой и выразительностью ут верждали всё новое и передовое, актив но содействовали победе и росту прогрес сивного. Только такой, утверждающей всё передовое, и должна быть наша са тира, ничего общего не имеющая с глумлением над советской действитель ностью, с изображением нашего обще ства с позиций пошлого мещанства, чем были характерны, например, «произве дения» Зощенко. В отдельных лучших произведениях советской литературы писатели, прав диво отображая жизнь, порой выводят запоминающиеся образы фальшивых людей, достойных сатирического осмея ния и разоблачения. Взять, например, управляющего трестом Канунникова из романа А. Рыбакова «Водители». Ка- нунников — колоритная и часто встре чающаяся в жизни фигура областного руководителя, который с «лёгкостью необыкновенной» берётся «возглавлять» любую организацию, не имея на то ни специальных знаний, ни охоты эти зна ния приобрести. Сегодня он руководит лёгкой промышленностью области, зав тра — кинофикацией, через год — кир пичным заводом, потом — коммуналь ным хозяйством. Везде он «руководит» поверхностно, без знания дела. Его ос вобождают от работы в одном месте, и... поручают другой, не менее сложный участок. «У руля руководства в промышленно сти и в сельском хозяйстве, в партий ном и государственном аппарате долж ны стоять люди культурные, знатоки своего дела, способные вносить свежую струю, поддерживать всё передовое, прогрессивное и творчески развивать его», — говорил Г. М. Маленков на съезде партии. Следует, однако, отметить, что образ Канунникова не был раскрыт писателем с достаточной сатирической глубиной и заострённостью; автор не высмеял и полностью не разоблачил ни Кануннико ва, ни руководящих работников области, которые неправильно подбирают кадры, переставляя провалившихся работников с одной ответственной работы на дру гую. Отсутствие ярких сатирических произ ведений — серьёзный недостаток нашей художественной литературы. Читатель ждёт от советских писателей острых са тирических книг, в которых бы с беспо щадной силой, с подлинным гневом бы ли разоблачены как гнусные провока торские действия американских агрессо ров и их сателлитов, так и проявления капитализма в сознании советских лю дей. Подобные произведения были бы достойным ответом писателей на реше ния X IX съезда партии. X IX съезд партии поставил перед пи сателями огромные задачи. Советские художники слова должны неустанно со вершенствовать своё мастерство, реши тельно бороться с халтурой в своей творческой деятельности, беспощадно вытравлять ложь и гниль из художе ственных произведений, повышая их идейный и художественный уровень. Пи сатели должны постоянно помнить, что советские люди не терпят серости, без- идейности и фальши и предъявляют к их творчеству высокие требования. Нельзя создавать высокоидейные и высокохудожественные произведения без вдумчивого и глубокого изучения дей ствительности. Между тем многие из пи сателей оторваны от жизни рабочих кол лективов предприятий и строек, от тру жеников колхозной деревни, работников совхозов, машинно-тракторных станций, то есть от тех людей, которые могут и должны стать героями их произведений. Хорошо известно, что когда писатели ведут свою творческую деятельность без глубокого изучения жизни, они неиз бежно терпят творческие неудачи, созда ют поверхностные образы, надуманные схемы, а не живых, полнокровных лю дей. Задача глубокого изучения действи тельности во всех её противоречиях, по вышение художественного мастерства в показе жизненных конфликтов, в ярком раскрытии типических характеров — важнейшее условие дальнейшего подъ ёма нашей литературы. Речь должна идти о создании таких произведений, ко торые бы по праву вошли в золотой фонд советской классики. Советские писатели стоят на передо вой линии идеологического фронта. Сво ими произведениями они должны содей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2