Сибирские огни, 1953, № 1

щихся деятелей советской литературы А . М. Горького и В. В. Маяковского, умело использовавших сатирическое ору­ жие в .борьбе с внешними и внутренни­ ми врагами советского строя. До сих пор находятся на вооружении народа блестящие сатирические стихи и пьесы Маяковского, в которых поэт уничтожающе высмеял подхалимов и бюрократов, лодырей и рвачей, шкур­ ников и болтунов и других гаденьких и подлых людей, прикрывающих своё на­ сквозь прогнившее нутро маской актив­ ных, преданных работников. Сатириче­ ские памфлеты А. М. Горького, разобла­ чающие звериную сущность империали­ стов и холуйское лицемерие их лакеев — правых социалистов, показывают на­ шим литераторам пути создания таких произведений, которых ждёт от них со­ ветский читатель. И Горький, и Маяков­ ский не боялись, выводя типичных пред­ ставителей отживающего общества, за­ острить и преувеличить их пороки и не­ достатки и тем способствовали яркости и убедительности отрицательных обра­ зов, что во много раз увеличивало обли­ чающую силу их произведений. Но, бичуя пороки и обличая врагов, Горький и Маяковский в то же время с огромной силой и выразительностью ут­ верждали всё новое и передовое, актив­ но содействовали победе и росту прогрес­ сивного. Только такой, утверждающей всё передовое, и должна быть наша са­ тира, ничего общего не имеющая с глумлением над советской действитель­ ностью, с изображением нашего обще­ ства с позиций пошлого мещанства, чем были характерны, например, «произве­ дения» Зощенко. В отдельных лучших произведениях советской литературы писатели, прав­ диво отображая жизнь, порой выводят запоминающиеся образы фальшивых людей, достойных сатирического осмея­ ния и разоблачения. Взять, например, управляющего трестом Канунникова из романа А. Рыбакова «Водители». Ка- нунников — колоритная и часто встре­ чающаяся в жизни фигура областного руководителя, который с «лёгкостью необыкновенной» берётся «возглавлять» любую организацию, не имея на то ни специальных знаний, ни охоты эти зна­ ния приобрести. Сегодня он руководит лёгкой промышленностью области, зав­ тра — кинофикацией, через год — кир­ пичным заводом, потом — коммуналь­ ным хозяйством. Везде он «руководит» поверхностно, без знания дела. Его ос­ вобождают от работы в одном месте, и... поручают другой, не менее сложный участок. «У руля руководства в промышленно­ сти и в сельском хозяйстве, в партий­ ном и государственном аппарате долж­ ны стоять люди культурные, знатоки своего дела, способные вносить свежую струю, поддерживать всё передовое, прогрессивное и творчески развивать его», — говорил Г. М. Маленков на съезде партии. Следует, однако, отметить, что образ Канунникова не был раскрыт писателем с достаточной сатирической глубиной и заострённостью; автор не высмеял и полностью не разоблачил ни Кануннико­ ва, ни руководящих работников области, которые неправильно подбирают кадры, переставляя провалившихся работников с одной ответственной работы на дру­ гую. Отсутствие ярких сатирических произ­ ведений — серьёзный недостаток нашей художественной литературы. Читатель ждёт от советских писателей острых са­ тирических книг, в которых бы с беспо­ щадной силой, с подлинным гневом бы­ ли разоблачены как гнусные провока­ торские действия американских агрессо­ ров и их сателлитов, так и проявления капитализма в сознании советских лю­ дей. Подобные произведения были бы достойным ответом писателей на реше­ ния X IX съезда партии. X IX съезд партии поставил перед пи­ сателями огромные задачи. Советские художники слова должны неустанно со­ вершенствовать своё мастерство, реши­ тельно бороться с халтурой в своей творческой деятельности, беспощадно вытравлять ложь и гниль из художе­ ственных произведений, повышая их идейный и художественный уровень. Пи­ сатели должны постоянно помнить, что советские люди не терпят серости, без- идейности и фальши и предъявляют к их творчеству высокие требования. Нельзя создавать высокоидейные и высокохудожественные произведения без вдумчивого и глубокого изучения дей­ ствительности. Между тем многие из пи­ сателей оторваны от жизни рабочих кол­ лективов предприятий и строек, от тру­ жеников колхозной деревни, работников совхозов, машинно-тракторных станций, то есть от тех людей, которые могут и должны стать героями их произведений. Хорошо известно, что когда писатели ведут свою творческую деятельность без глубокого изучения жизни, они неиз­ бежно терпят творческие неудачи, созда­ ют поверхностные образы, надуманные схемы, а не живых, полнокровных лю­ дей. Задача глубокого изучения действи­ тельности во всех её противоречиях, по­ вышение художественного мастерства в показе жизненных конфликтов, в ярком раскрытии типических характеров — важнейшее условие дальнейшего подъ­ ёма нашей литературы. Речь должна идти о создании таких произведений, ко­ торые бы по праву вошли в золотой фонд советской классики. Советские писатели стоят на передо­ вой линии идеологического фронта. Сво­ ими произведениями они должны содей­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2