Сибирские огни, 1953, № 1
тельно важное значение для всех без исключения советских людей, преданных делу партии Ленина— Сталина. Между тем произведения, в которых бы разоблачались коварство и подлость, звериная ненависть и ухищрения врагов в их борьбе против страны социализма, произведения, во весь голос поднимаю щие проблему бдительности и борьбы с ротозейством, чрезвычайно редки. А ведь спрос советского читателя на такие книги огромен. Это доказывается хотя бы большим интересом, с которым была встречена довольно посредственная в художественном отношении повесть Ге оргия Брянцева «Конец осиного гнез да», выпущенная Новосибирским книж ным издательством. Издательство полу чило много отзывов на эту книгу, и поч ти в каждом читатели сообщали, что по весть им понравилась прежде всего по тому, что она повышает бдительность, предостерегает от беспечности и недо оценки сил противника, разоблачает его коварство, самые гнусные приёмы борь бы. Строительство коммунизма в нашей стране, построение социализма в стра нах народной демократии на Западе и Востоке происходит не в безвоздушном пространстве, а в капиталистическом ок ружений. Звериная ненависть империа листов против лагеря мира и демокра тии, стремление затормозить наше дви жение вперёд заставляет их использо вать любые средства. Идеологи импери ализма идут на всё, чтобы всячески вос крешать и оживлять пережитки капита лизма в сознании советских людей и ис пользовать их в своих гнусных целях. Товарищ Г. М. Маленков в своём до кладе на Информационном совещании представителей некоторых Компартий говорил: «После разгрома и ликвидации остатков эксплуататорских классов в на шей стране международная буржуазия потеряла всякую опору внутри Советско го Союза для своей борьбы против Со ветского государства. Однако она стре мится использовать в своих целях пере житки капитализма в сознании советских людей — остатки частнособственниче ской психологии, пережитки буржуаз ной морали, преклонение отдельных лю дей перед буржуазной культурой Запа да, проявления национализма и т. д.». Поэтому борьба с пережитками капи тализма в сознании людей, освобожде ние их от язв и пороков, оставшихся в наследство, от буржуазного строя, есть насущная задача нашей литературы. Пресловутая теория бесконфликтности причинила немалый ущерб советской ли тературе, как и всему советскому ис кусству, в выполнении этой почётной за дачи. Стремление сгладить, притушить острые конфликты, связанные с насле дием капитализма в сознании, подмена подлинных конфликтов, столкновений и противоречий надуманными конфликта ми «между хорошим и лучшим»,— всё это мешало многим литераторам вести активную борьбу с помощью художест венных образов против пережитков ка питализма. Партия учит писателей, что у нас не всё идеально, что у нас есть отрицатель ные и фальшивые люди, что в нашей жизни немало зла. Художникам не сле дует бояться показывать недостатки и трудности. Недостатков нет только там, где нет движения, нет развития, а раз мы развиваемся и движемся вперёд,— значит и трудности и недостатки у нас есть. И эти недостатки необходимо уст ранять. Товарищ Сталин ещё на X V I I съезде партии указывал: «...нельзя сказать, что мы преодолели пережитки капита лизма в сознании людей. Нельзя этого сказать не только потому, что сознание людей в его развитии отстаёт от их эко номического положения, но и потому, что всё ещё существует капиталистиче ское окружение, которое старается оживлять и поддерживать пережитки ка питализма в экономике и сознании лю дей в СССР и против которого мы, большевики, должны всё время держать порох сухим»1. Своими произведениями писатели обя заны активно содействовать искорене нию пережитков капитализма в сознании людей, «бичевать пороки, недостатки, болезненные явления, имеющие распро странение в обществе». Одним из жанров художественной ли тературы, с помощью которого можно особенно успешно бороться с прогнив шим и отживающим в нашей жизни, яв ляется сатира. Именно в сатирических произведениях, заостряя и гиперболизи руя отрицательные образы, бичуя и вы смеивая, выставляя на суд обществен ности носителей буржуазной морали, пи сатель имеет возможность ярко и убеди тельно разоблачать и бичевать пороки и недостатки. «Неправильно было бы думать,— говорил Г. М. Маленков,— что наша со ветская действительность не даёт мате риала для сатиры. Нам нужны советские Гоголи и Щедрины, которые огнём са тиры выжигали бы из жизни всё отрица тельное, прогнившее, омертвевшее, всё то, что тормозит движение вперёд». Наши писатели должны творчески ис пользовать богатейшее наследие класси ческой русской литературы, создать вы сокоидейный и высокохудожественный жанр советских сатирических произведе ний, продолжающий и развивающий лучшие традиции русских классиков са тиры. Литераторы наши могут использо вать также замечательный опыт выдаю 1 И. В. С т а л и н . «Вопросы ленинизма», изд. Ill, стр. 466.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2