Сибирские огни, 1953, № 1

тельно важное значение для всех без исключения советских людей, преданных делу партии Ленина— Сталина. Между тем произведения, в которых бы разоблачались коварство и подлость, звериная ненависть и ухищрения врагов в их борьбе против страны социализма, произведения, во весь голос поднимаю­ щие проблему бдительности и борьбы с ротозейством, чрезвычайно редки. А ведь спрос советского читателя на такие книги огромен. Это доказывается хотя бы большим интересом, с которым была встречена довольно посредственная в художественном отношении повесть Ге­ оргия Брянцева «Конец осиного гнез­ да», выпущенная Новосибирским книж­ ным издательством. Издательство полу­ чило много отзывов на эту книгу, и поч­ ти в каждом читатели сообщали, что по­ весть им понравилась прежде всего по­ тому, что она повышает бдительность, предостерегает от беспечности и недо­ оценки сил противника, разоблачает его коварство, самые гнусные приёмы борь­ бы. Строительство коммунизма в нашей стране, построение социализма в стра­ нах народной демократии на Западе и Востоке происходит не в безвоздушном пространстве, а в капиталистическом ок­ ружений. Звериная ненависть империа­ листов против лагеря мира и демокра­ тии, стремление затормозить наше дви­ жение вперёд заставляет их использо­ вать любые средства. Идеологи импери­ ализма идут на всё, чтобы всячески вос­ крешать и оживлять пережитки капита­ лизма в сознании советских людей и ис­ пользовать их в своих гнусных целях. Товарищ Г. М. Маленков в своём до­ кладе на Информационном совещании представителей некоторых Компартий говорил: «После разгрома и ликвидации остатков эксплуататорских классов в на­ шей стране международная буржуазия потеряла всякую опору внутри Советско­ го Союза для своей борьбы против Со­ ветского государства. Однако она стре­ мится использовать в своих целях пере­ житки капитализма в сознании советских людей — остатки частнособственниче­ ской психологии, пережитки буржуаз­ ной морали, преклонение отдельных лю­ дей перед буржуазной культурой Запа­ да, проявления национализма и т. д.». Поэтому борьба с пережитками капи­ тализма в сознании людей, освобожде­ ние их от язв и пороков, оставшихся в наследство, от буржуазного строя, есть насущная задача нашей литературы. Пресловутая теория бесконфликтности причинила немалый ущерб советской ли­ тературе, как и всему советскому ис­ кусству, в выполнении этой почётной за­ дачи. Стремление сгладить, притушить острые конфликты, связанные с насле­ дием капитализма в сознании, подмена подлинных конфликтов, столкновений и противоречий надуманными конфликта­ ми «между хорошим и лучшим»,— всё это мешало многим литераторам вести активную борьбу с помощью художест­ венных образов против пережитков ка­ питализма. Партия учит писателей, что у нас не всё идеально, что у нас есть отрицатель­ ные и фальшивые люди, что в нашей жизни немало зла. Художникам не сле­ дует бояться показывать недостатки и трудности. Недостатков нет только там, где нет движения, нет развития, а раз мы развиваемся и движемся вперёд,— значит и трудности и недостатки у нас есть. И эти недостатки необходимо уст­ ранять. Товарищ Сталин ещё на X V I I съезде партии указывал: «...нельзя сказать, что мы преодолели пережитки капита­ лизма в сознании людей. Нельзя этого сказать не только потому, что сознание людей в его развитии отстаёт от их эко­ номического положения, но и потому, что всё ещё существует капиталистиче­ ское окружение, которое старается оживлять и поддерживать пережитки ка­ питализма в экономике и сознании лю­ дей в СССР и против которого мы, большевики, должны всё время держать порох сухим»1. Своими произведениями писатели обя­ заны активно содействовать искорене­ нию пережитков капитализма в сознании людей, «бичевать пороки, недостатки, болезненные явления, имеющие распро­ странение в обществе». Одним из жанров художественной ли­ тературы, с помощью которого можно особенно успешно бороться с прогнив­ шим и отживающим в нашей жизни, яв­ ляется сатира. Именно в сатирических произведениях, заостряя и гиперболизи­ руя отрицательные образы, бичуя и вы­ смеивая, выставляя на суд обществен­ ности носителей буржуазной морали, пи­ сатель имеет возможность ярко и убеди­ тельно разоблачать и бичевать пороки и недостатки. «Неправильно было бы думать,— говорил Г. М. Маленков,— что наша со­ ветская действительность не даёт мате­ риала для сатиры. Нам нужны советские Гоголи и Щедрины, которые огнём са­ тиры выжигали бы из жизни всё отрица­ тельное, прогнившее, омертвевшее, всё то, что тормозит движение вперёд». Наши писатели должны творчески ис­ пользовать богатейшее наследие класси­ ческой русской литературы, создать вы­ сокоидейный и высокохудожественный жанр советских сатирических произведе­ ний, продолжающий и развивающий лучшие традиции русских классиков са­ тиры. Литераторы наши могут использо­ вать также замечательный опыт выдаю­ 1 И. В. С т а л и н . «Вопросы ленинизма», изд. Ill, стр. 466.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2